Найти в Дзене
Vpechatleniia.arthistory

Островок готики в Москве

Был теплый октябрьский денек🍂🌿, сидеть дома в такой день большая ошибка, так что сборы были недолгими, а цель прогулки - островок спокойствия, тишины и умиротворения, а точнее - Римско-католический кафедральный собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве.  Ещё издалека видны остроконечные шпили собора, а, подойдя ближе, возникает перед нами во всем своем величии стройный краснокирпичный красавец. ⚜️Жизнь собора началась в XIX веке, в эпоху историзма, когда люди пытались воссоздавать архитектурные стили прошлых эпох, именно в это время появились на свет неоготика, неоренессанс, необарокко. Собор был спроектирован в неоготическом стиле, его строительство продолжалось в течение 10 лет и в декабре 1911 года новый католический храм был торжественно открыт.   Рассматривая это величественное строение, явно видны в нем элементы готического стиля: перспективный портал, стрельчатые арки, окно-роза, витражи на окнах.  Но все же многое выдаёт тот факт, что наш собор значительно молож

Был теплый октябрьский денек🍂🌿, сидеть дома в такой день большая ошибка, так что сборы были недолгими, а цель прогулки - островок спокойствия, тишины и умиротворения, а точнее - Римско-католический кафедральный собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве. 

Ещё издалека видны остроконечные шпили собора, а, подойдя ближе, возникает перед нами во всем своем величии стройный краснокирпичный красавец.

⚜️Жизнь собора началась в XIX веке, в эпоху историзма, когда люди пытались воссоздавать архитектурные стили прошлых эпох, именно в это время появились на свет неоготика, неоренессанс, необарокко.

Собор был спроектирован в неоготическом стиле, его строительство продолжалось в течение 10 лет и в декабре 1911 года новый католический храм был торжественно открыт.  

Фома Иосифович Богданович-Дворжецкий, московский архитектор, автор проекта собора
Фома Иосифович Богданович-Дворжецкий, московский архитектор, автор проекта собора

Рассматривая это величественное строение, явно видны в нем элементы готического стиля: перспективный портал, стрельчатые арки, окно-роза, витражи на окнах. 

-3
-4

Но все же многое выдаёт тот факт, что наш собор значительно моложе своих средневековых собратьев. 

Так чем же отличается готика от неоготики?

Здесь нужно вспомнить, что XIX век - это время индустриальной революции, опознавательный знак эпохи - появление металлических конструкций и их использование при строительстве. 

Теперь каркасная конструкция здания прочно держится за счёт металла и архитектурные элементы готического стиля  уже не несут той функциональной нагрузки, как это было во времена средневековья, а используются, в основном, как украшение и стилизация под готику. 

Разглядывая московский собор, мы видим в современном исполнении и пинакли (маленькие остроконечные башенки), и аркбутаны (наружные каменные полуарки), мне даже показалось, что я увидела на фасадах старушек-гаргулий, но...нет, оказалось это выступающие части подсветки здания. 

-5

Прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстере, кстати, неоготика начинается в XIX в. именно в Англии. 

-6

А во Франции этот стиль иронично называется стилем Трубадура, по названию средневековых поэтов-музыкантов. 

Судьба собора на Тишинке была непростой, действовал он до 1937 г. и был закрыт первым среди московских католических храмов. Церковное имущество расхищено либо уничтожено, включая алтарь и орган, фасад обезображен. 

-7

Уже в наше время собор был восстановлен, возобновлены богослужения, снова звучит орган и при желании по нему можно даже пройтись с экскурсией в свободное от богослужений время🌺

-8
-9
-10
-11