Первый пилотируемый полет корабля Starliner на Международную космическую станцию (МКС) состоится не раньше апреля 2023 года, сообщила компания Boeing в четверг.
"NASA и Boeing теперь планируют первый полет CST-100 Starliner с экипажем на борту в рамках испытательного пилотируемого полета агентства (CFT) на апрель 2023 года", - говорится в сообщении управления.
Корабль Starliner создается компанией Boeing по контракту с НАСА с 2014 года. Ранее НАСА объявило, что в экипаж испытательного полета войдут астронавты Бэрри Уилмор и Суни Уильямс.
Starliner к настоящему времени совершил два беспилотных рейса, первый из которых завершился без стыковки с МКС и был признан неудачным несмотря на то, что корабль благополучно вернулся на Землю. Второй беспилотный рейс на МКС состоялся в августе, кораблю удалось состыковаться со станцией, он провел на орбите неделю и вернулся на Землю.
История starliner CST-100 Starliner
1 февраля 2010 года NASA поддержала разработку космического аппарата Боинг, выделив компании грант в размере 18 млн $
Первые изображения CST-100 были продемонстрированы публике на авиашоу в Фарнборо (Англия) в июле 2010 года. Тогда же предполагалось, что CST-100 может быть введён в эксплуатацию в 2014 году.
В августе 2011 года компания Боинг сообщила, что CST-100 впервые отправится в космос в 2015 году — как в беспилотном, так и в пилотируемом варианте. В мае 2014 было заявлено о первом беспилотном испытательном запуске корабля в январе 2017 года; первый орбитальный полёт пилотируемого корабля с двумя астронавтами был запланирован на середину 2017 года.
16 сентября 2014 года Боинг стала одним из двух победителей конкурса в рамках подпрограммы CCtCap и получила контракт от НАСА на сумму 4,2 млрд долларов для завершения разработки корабля и его сертификации для полётов к МКС. По условиям контракта, кабина каждого корабля должна вмещать экипаж в составе не менее четырёх человек и 100 кг грузов. Кроме того, аппарат должен обладать возможностью оставаться пристыкованным к станции в течение 210 дней, чтобы обеспечивать доставку астронавтов и космонавтов обратно на Землю, а в случае необходимости — их экстренную эвакуацию. НАСА рассчитывает, что новые корабли позволят увеличить экипаж станции до семи человек, и благодаря этому научным исследованиям можно будет уделять гораздо больше времени.
В августе 2016 года началась сборка корабля. В октябре дату первого беспилотного запуска отложили на июнь 2018 года, пилотируемый сертификационный полёт — на август 2018 года. В октябре 2017 первый беспилотный запуск в расписании перенесли на август 2018, первый пилотируемый — на ноябрь того же года.
На март 2018 года Боинг имел три капсулы Starliner (Starliner 1, 2 и 3) находящихся в процессе производства: первый — тестовый модуль предназначен для испытаний и сертификации систем эвакуации экипажа; второй будет использован в пилотируемом испытательном полёте, он полетит после третьего, который используется для беспилотного полёта. В апреле 2018 из неофициальных источников в СМИ поступила информация, что первый беспилотный запуск корабля будет перенесён ещё на три месяца — на 27 ноября 2018 года.
В августе 2018 года НАСА опубликовало новые ориентировочные даты для тестовых полётов корабля: беспилотный запуск ожидался в конце 2018 или в начале 2019 года, пилотируемый — в середине 2019 года. В октябре 2018 года даты для тестовых полётов корабля были смещены соответственно на март и август 2019 года. В апреле 2019 года даты были изменены: беспилотный пуск — в августе 2019 года, а пилотируемый — в конце 2019 года. Эти сроки также не были соблюдены.
3 апреля 2019 года NASA утвердило продление второй, пилотируемой, испытательной миссии корабля Starliner. Миссия продлится несколько месяцев, а не дней, как планировалось изначально; конкретные сроки указаны не были. Продление мотивировано необходимостью обеспечения непрерывного пребывания американских астронавтов на борту МКС на случай задержек разработки и запусков коммерческих кораблей, в условиях завершения приобретения мест для астронавтов на российских кораблях «Союз». Экипажем миссии станут астронавты NASA Николь Манн и Майкл Финк, а также тестовый пилот компании Boeing и бывший астронавт Крис Фергюсон.