Найти тему
Doctor History

Крестом и кредитом: вся правда про Ватиканских властелинов. Глава II.

Оглавление

Банк на пике.

С момента своего основания банк Ватикана и до недавнего времени не давал деньги в рост, но принимал любые вклады - золотом, драгоценностями, произведениями искусства. Сколько и от кого - не знал никто, в том числе Министерство финансов Италии. Все работники банка были временными гражданами Ватикана, так как постоянное ватиканское гражданство есть только у римских пап. Счета открывались просто: чтобы попасть из Рима в Ватикан, из одной юрисдикции в другую, достаточно было перейти через улицу.

Послевоенный Ватикан переживает интересные времена. Власть старых итальянских родов, веками избиравших пап из своего числа, ослабевает, в Ватикане появляется все больше кардиналов-неитальянцев. Значительную часть новых высокопоставленных прелатов составляют американцы; американские епархии, не тронутые войной, богаты и влиятельны. Победоносные американцы обустраиваются в Европе и не забывают об Италии: ЦРУ налаживает контакты с ультраправыми итальянскими партиями и спонсирует их, рассчитывая противопоставить итальянским коммунистам.

В 1971 году епископ Пол Казимир Марцинкус становится во главе Банка Ватикана. Подчиняется он только папе и имеет право сам выбирать себе сотрудников. Вскоре два могущественных независимых итальянских бизнесмена - Синдона и Кальви начинают сотрудничать с банком. Синдона работает в Америке (в 1972 году он приобретает Franklin National Bank), а Кальви занимает высокие посты в Banco Ambrosiano, втором по размеру частном банке Италии.

Пол Марцинкус получает в Вати­кане огромное влияние. Именно через его руки проходят все деньги Католической Церкви, именно его дружбы ищут все итальянские политики. Церковь в его лице лояльна к любому: Марцинкус принимает вклады от мафиозных семей, помогает бедным кварталам Рима, выдает кредиты кинорежиссерам, спонсирует музеи и театры. В 1974 году Банк Ватикана переживает первый серьезный скандал - пытаясь спасти Franklin National Bank, стоящий на грани разорения, Синдона переведет на свои счета в Банке Ватикана 30 миллионов долларов. Вскоре Franklin National обанкротится.

Пол Казимир Марцинкус (жил в 1922 - 2006 гг.)
Пол Казимир Марцинкус (жил в 1922 - 2006 гг.)

Крах Franklin National Bank вызвал в Италии оторопь. Микеле Синдона, друг пап и кардиналов, замешан в мошенничестве? За Марцинкусом и его друзьями охотятся журналисты. Марцинкус открещивается от старой дружбы.

В 1982 году Banco Ambrosiano, структура, управляемая Кальви, лопается, оставив после себя долги на 1,5 миллиарда долларов.

Роберто Кальви - крупный итальянский банкир (1920 -1982 гг.)
Роберто Кальви - крупный итальянский банкир (1920 -1982 гг.)

Капитал выведен через Банк Ватикана. Ватикан отказывается признавать ответственность перед вкладчиками, несмотря на то, что Кальви работал под покровительством и прямыми гарантиями Марцинкуса. Незадолго до банкротства Кальви пишет Иоанну Павлу II паническое письмо, грозя "грандиозной катастрофой, которая нанесет церкви тяжелейший урон". Не получив ответ, банкир бежит в Лондон, и вскоре его труп находят под мостом Черных Братьев. Все же деньги, оставленные Кальви Марцинкусу, остаются за Церковью.

Папа Римский Иоанн Павел II (правил в 1978 - 2005 гг.)
Папа Римский Иоанн Павел II (правил в 1978 - 2005 гг.)

Смерть Иоанна Павла I.

29 сентября 1978 года Ватикан официально сообщил, что умер папа Иоанн Павел I, пробыв на святейшем престоле немногим более тридцати дней. По сообщению пресс-службы, около 5:30 утра личный секретарь папы нашел его мертвым в постели, свет в комнате был включен. Секретарь немедленно вызвал к папе доктора Бузонегги, который и констатировал смерть понтифика, случившуюся примерно в 23 часа предыдущего дня, вследствие инфаркта миокарда.

Папа Римский Иоанн Павел I (1912 - 1978 гг.)
Папа Римский Иоанн Павел I (1912 - 1978 гг.)

Первое противоречие выявилось очень скоро. Из изданных впоследствии показаний свидетелей выяснилось, что мертвым понтифика нашел не секретарь, а монахиня, сестра Винченца. Она несколько раз постучала в дверь, но, не получив ответа, вошла и обнаружила тело - в кресле за столом, перед ним лежал секретный документ из Государственного секретариата. Монахиня побежала будить секретаря, который констатировал смерть Папы и вызвал кардинала Вийо. Тот осмотрел тело вместе с медиком и позвонил тем, кто занимается бальзамированием. И вот еще одна странность: показания одних свидетелей не совпадают с показаниями других. И, наконец, бальзамировщики определили время смерти между 4 и 5 часами ночи, а не в 23 часа предыдущего дня, как об этом заявлял доктор Бузонетти. Государственный секретариат сразу же потребовал от сестры Винченцы дать обет молчания, но мужественная монахиня нарушила запрет, считая, что мир должен узнать правду о смерти человека, которым она искренне восхищалась.

Почти сразу после смерти папы римского, несмотря на протесты ряда священнослужителей, кардинал Одди заявил, что коллегия кардиналов не позволит проводить расследование смерти папы и также не допустит никакого контроля за отдельными личностями или за группами лиц. А когда вскоре вдобавок выяснилось, что Святой престол отказался проводить вскрытие, а медицинская карта папы и вовсе исчезла и общественность стала задавать все больше вопросов, то значительная часть кардиналов обратилась с просьбой расследовать обстоятельства смерти папы как можно тщательнее. Затруднения и нестыковки множились. Без данных вскрытия нельзя было установить, последовала ли смерть в результате инфаркта миокарда, поскольку умеренный образ жизни папы этому ярко противоречил. Несмотря на сильные подозрения священников и журналистов по поводу удаления внутренних органов забальзамированного Иоанна Павла I с целью скрытия истинной причины смерти дело скоро замяли. Однако тот факт, что сама Церковь могла смело устранять тех священников и даже понтификов, политика которых шла вразрез ее незыблемому экономическому благополучию, о многом говорит.

Империя Франциска.

Папа Римский Франциск (род. в 1936)
Папа Римский Франциск (род. в 1936)

Не исключением из ряда обогачающихся понтификов-буржуев стал и последний Папа, Франциск. С приходом к власти он развернул доселе невиданные вложения в самые разнообразные плантации на берегах Колумбии и Венесуэлы, за что вызвал у общественности подозрение в массовом разведении и продаже коки. Это обвинение местные епархии, разумеется, отрицают, заявляя, что папа спасает местных жителей от голода.

Сельское хозяйство на планете в XXI веке
Сельское хозяйство на планете в XXI веке

Благодаря умелым капиталовложениям, предоставлению аренды церковной земли, а также сотрудничеству с множеством небольших старых итальянских корпораций к 2022 году Римская курия сколотила огромное состояние из ценных бумаг и акций на сумму почти в 520 миллионов евро и приобрела горы золотых слитков, стоимость которых составляет 19 миллионов евро.

Франциск, честно следуя правилам секуляризации (в данном смысле перехода Церкви к светскому устройству), а также имея одобрение Римской курии на бизнес ради блага мирян, вернул систему отмывательных епархий, которых развелось в Южной и Центральной Америки несколько тысяч. Теперь все доходы, получаемые Католической Церковью, в том числе и незаконными способами, стали считаться праведной прибылью епархий и отдельно взятых храмов, а не самого папы. Официально Франциск не имеет от этого гроша.

Еще будучи на должности кардинала Франциск задумал любопытную финансовую идею, справедливо окрещенную критиками "аферой Неосредневековья" - он вернул индульгенции. Да-да, не удивляйтесь. Именно индульгенции, однако не совсем те, что были в "Старые" Средние века.

Предположим, вы простой гражданин Эквадора, Аргентины, Чили или любой другой Бог весть знает какой южноамериканской страны с глубочайшей религиозностью и высочайшей бедностью. И вы решаете, что было бы неплохо завести свое дело, а заодно и духовно вырасти в глазах соседей, таких же ревностных христиан. Заметим, что финансовой грамоте вас не учили да и не могли, и вы действуете скорее по интуиции, нежели исходя из экономического анализа. Вы идете в близлежащий монастырь и просите падре указать вам верный путь к Богу дорогой "зеленой макулатуры". Возможно, падре посчитает вас за сумасшедшего, но после долгих уговоров все-таки отведет вас в отдел Института религиозных дел (это тот самый старина Ватиканский Банк), где вам выдадут заем на несколько, предположим, сотен тысяч песо. С гарантией отпущения всех грехов и прощения будущих. Но есть уговор - заем-то вы вернете, ведь Бог за так не работает, а чтобы его не сердить, вы заплатите еще и процент. Но есть ли ограничения на процент? Вовсе нет! Их ставит местная епархия, а тут уже зависит от жадности местного епископа. Через год - два вы придете к падре и честно вернете ему этот Божий кредит, иначе епархия может, чего доброго, отречь вас о Церкви, а ведь вы же явно не хотите стать неблагонадежным гражданином или, еще чего доброго, попасть на крючок полиции. А если у вас деньги? Скорее всего нет. Все - теперь вы должник Церкви.

Глупость ведь, не так ли? Но самое абсурдное то, что подобная идея понравилась не только рядовым гражданам, но и людям деньги и власть имущим. Мираж легкого кредита, не обременяющего человека надолго и вместе с тем чрезвычайно соблазнительного для открывающих первый бизнес, распространился так широко, что к 22 году третьего тысячелетия стал вправе бороться с крупнейшими финансовыми пирамидами и банками мира.

Помимо этого, Франциск причастен к политическому и экономическому разгрому Ордена мормонов в Соединенных штатах, а также обвиняется в финансировании борьбы террористических христианских группировок запада против мусульман востока Эфиопии, что серьезно повысило бандитизм и экстремизм на почве вероисповедания в этой стране.

Послесловие.

В наше время Церковь, не изменяя своей традиции быть при деньгах и власти, продолжает сотрудничать с сильными мира сего, а с недавнего времени и следовать трендам. Для нее не существует больше моральных рамок, что оставались еще в прошлом веке, чему подтверждением является разрешение папы Римского на однополые браки, а следовательно и одобрение действий сообщества ЛГБТ. Католическая империя так отдалилась от людей, что скорее снисходит к ним, чем помогает, несмотря на игры Церкви в либерализацию. Латинская Церковь, будучи когда-то оплотом христианских ценностей, чистых от мрака современности и неизменно справедливых, сейчас скатывается в бездну. А мы, те, кто еще здраво мыслим, вольны лишь за этим мракобесием наблюдать и все чаще удивляться новым поворотам истории Католической Церкви.

-8