Найти в Дзене
Dr.Head

Почему музыканты выступают в наушниках? Часть 2.

Оглавление

В предыдущей части статьи мы разобрались с тем, что такое сценический мониторинг и какие существуют способы реализации. В этой же мы сделаем упор на историю появления ушного мониторинга и на его особенности.

Когда и как появились внутриканальные наушники?

История внутриканальных наушников начинается в далеком 1891 году. Французский инженер Эрнест Меркадье изобретает и патентует первые вставные наушники – предшественники современных «затычек». Предназначались они для телефонисток, надежно держась в ушном канале и изолируя их от внешних шумов.

Патент Эрнеста Меркадье на внутриканальные наушники
Патент Эрнеста Меркадье на внутриканальные наушники

Но вставные наушники быстро уступили место наушникам с оголовьем, и в течение последующих десятилетий не получили никакого развития. Следующей значимой вехой в истории внутриканальных наушников становится 1964 год, когда компания Beyerdynamic выпускает наушник DT-507.

Здесь мы можем немного отойти от истории вставных наушников и перейти сразу к истории ушных мониторов, которая началась в 1965 году. Именно тогда юный музыкант Стивен Эмброуз представил прототип ушных мониторов. Ему было всего 13 лет, и он экспериментировал с берушами для плавания, монтируя в них миниатюрные динамики. Вот как описывает это сам Стивен:

«В 1965 году я попал на студию и в соседней комнате записывался Джонни Кэш. Мне дали наушники, чтобы послушать его пение. Я был поражен звучанием его голоса в наушниках и подумал о том, что хотел бы слышать себя так же на сцене»

Как музыкант, Стивен очень хорошо понимал, что нужно слышать артисту на сцене и он постоянно улучшал свои прототипы. В 1976 году он представил свою первую профессиональную модель совместно с Джоном Нэди (который является одним из пионеров беспроводных технологий). Первая партия наушников помогала оркестру из 90 человек при записи саундтреков к фильмам «Star Trek» и «E.T.».

Первая модель наушников по слепку уха
Первая модель наушников по слепку уха

Одним из первых артистов, с которыми сотрудничал Стивен, стал Стиви Уандер. Мониторный инженер Стиви всегда переживал за него, потому что тому приходилось подходить к краю сцены во время исполнения соло на губной гармошке. В ушных мониторах он видел решение, при котором Стиви может оставаться на месте и не подвергать себя опасности.

После нескольких тестов Стиви был доволен результатом, но был один нюанс. Динамик наушника создавал очень сильное давление, когда играла бас-бочка. Учитывая, что корпус наушника создавался по слепку ушного канала и полностью изолировал ухо, это создавало высокий риск повреждения барабанной перепонки и нарушения слуха.

Первым делом Эмброуз попробовал уменьшить количество низких частот, но звучание Уандеру не понравилось. Тогда была разработана и запатентована система сброса избыточного давления из корпуса наушника, которая используется во многих динамических внутриканальных наушниках и профессиональных мониторах и по сей день.

К середине 1980-х Стивен уже сотрудничает с такими гигантами шоу-бизнеса, как Stevie Wonder, Diana Ross, Simon & Garfunkel, John McLaughlin и другими. Так началась история ушного мониторинга.

Джерри Харви

В середине 1995 ушные мониторы получили второе дыхание. Мониторный инженер Джерри Харви начал искать замену напольному мониторингу для барабанщика группа Van Halen Алекса Ван Халена. Существующие на тот момент модели Алекс забраковал и дал задание Джерри найти лучшее решение. Джерри начал искать варианты и открыл для себя арматурный излучатель (разницу между динамическими и арматурными драйверами мы рассмотрим в отдельной статье).

Джерри Харви в кастомных наушниках JH Audio
Джерри Харви в кастомных наушниках JH Audio

Арматурные драйверы позволяли сделать корпус наушника намного меньше существующих моделей, но у них был ограниченный частотный диапазон. Поэтому Джерри использовал сразу 2 излучателя, подружив их между собой простым кроссовером. За отливкой корпуса Джерри обратился к компании Westone, занимающихся слуховыми аппаратами.

Результат устроил Алекса и вскоре за наушниками Джерри встала огромная очередь. Джерри понимает, что придумал что-то по-настоящему стоящее и открывает свою компанию Ultimate Ears. В 2005 году он из нее уйдет, а в 2009 откроет совершенно новое производство под названием JH Audio. Начинается эра арматурных внутриканальных ушных мониторов, которая продолжается и сегодня.

В чем преимущества ушного мониторинга?

Начнем с того, что дает ушной мониторинг артисту. В предыдущей статье мы описывали то, что происходит во время концерта на сцене. Громкий шум от порталов, инструменты на сцене, отражения из зала. В таких условиях какими бы громкими не были бы напольные мониторы на сцене, им все равно приходится «перекрикивать» все, что происходит вокруг. Артист мало того, что испытывает огромные нагрузки на слуховой аппарат, так еще и все равно получает не самый качественный мониторинг. Он может слышать себя только на очень высокой громкости, упуская из внимания нюансы своего же звукоизвлечения. Да, опыт помогает ориентироваться на внутренний слух, но длительное нахождение в таких некомфортных условиях создает дополнительный стресс во время выступления.

В наушниках, сделанных по слепку уха, артист получает максимальную изоляцию от всего окружающего шума. Это уже очень сильно влияет на комфорт во время выступления и оберегает слух. В таких тихих условиях артист может собрать для себя в наушниках очень тихий мониторный микс, комфортный по громкости, тембру, количеству и расположению в нем инструментов.

-5

Это сильно повышает качество исполнения, ведь теперь артист слышит все мельчайшие детали исполнения, и у него отпадает подсознательное желание петь или играть громче, чтобы его было слышно в этой громкой обстановке. Помимо этого, в наушники артисту могут подаваться сигналы, которые нужны только артисту – метроном, подсказки по форме песен, обратная связь от менеджера.

Из минусов можно отметить тот факт, что выступать в ушных мониторах – это навык, и его нужно прокачивать. Многие артисты привыкают к ним достаточно долго, потому что до этого выступали на громких сценах, а в наушниках им не хватает ощущения драйва и отдачи от зала. На этот случай используют комбинированные решения, когда артист выступает в наушниках, но на сцене стоят напольные монитор. Это нужно для того, чтобы артист чувствовал звук «телом» во время выступления, либо в качестве запасной линии мониторинга, если артист захочет снять наушники и пообщаться с залом.

Рабочее место мониторного звукорежиссера
Рабочее место мониторного звукорежиссера

С точки зрения звукорежиссёра одни сплошные плюсы. При отсутствии мониторов на сцене риск возникновения обратной связи и неприятных шумов во время концерта сильно снижается. Не нужно тратить время саундчека на подготовку мониторной линии на сцене, поиску и вырезанию резонансов. Также «тихая» сцена без мониторов дает больше возможностей по расстановке микрофонов на сцене для других участников коллектива и инструментов. А еще большое количество мониторов может мешать другим участникам коллектива и сбивать их.

Для зрителей же выступление артиста становится только лучше. Финальный микс, который идет в зал звучит гораздо чище, потому что звукорежиссеру не приходится бороться с шумной сценой и он может сконцентрироваться на обеспечении максимально качественного микса для порталов. Качество исполнения артистов и музыкантов тоже повышается, потому что они лучше себя слышат. А еще при использовании беспроводных мониторных систем, артист более свободен в своих передвижениях по сцене и залу, а значит может устроить крутое интерактивное шоу.

Какими бывают ушные мониторы?

Сегодня есть большое количество брендов внутриканальных мониторов. Они отличаются по технологиям, цене, ширине ассортимента, ну и, конечно же, по цене. В основном все компании используют арматурные драйвера, но среди них появляются гибридные модели – наушники, в которых есть и арматурные и динамические драйверы. Разнообразие – это хорошо. Несколько лет назад ушные мониторы были привилегией для крупных артистов, но большое количество брендов и их конкуренция позволили предложить артистам разные модели на любой кошелек.

JH Audio

JH Audio Layla Universal
JH Audio Layla Universal

Родоначальники арматурных кастомных ушных мониторов. Количество драйверов в существующей линейке варьируется от 3 до 16 драйверов в одном наушнике! Топовая модель Sharona предлагает группы по 4 драйвера на низкие, средние, высокие и ультра-высокие частоты. Список артистов, работающих в наушниках этого бренда огромен: от легенд рока AC/DC, Ozzy Osbourne, Guns’N’Roses, Whitesnake, The Who до современных звезд Lady Gaga, Justin Timberlake, Billie Eilish и других. Посмотреть модельный ряд JH Audio можно здесь.

64 Audio

Модельная линейка 64 Audio в универсальном корпусе
Модельная линейка 64 Audio в универсальном корпусе

Эта компания на слуху у многих музыкантов. Предлагая немного другие технологии, она завоевала свое место на рынке. В топовой модели целых 18 драйверов! При этом у компании есть модели для концертов и для студии (да-да, ушные мониторы бывают полезны и в студиях). Им доверяют Beyoncé, Bon Jovi, Black Eyed Peas, Jay-Z, OneRepublic, MGMT и другие артисты. Модель известна своими компактными универсальными моделями. Многие артисты выступают именно в универсальных моделях по личным предпочтениям в удобстве или просто не могут ждать изготовления кастомных корпусов, ведь очередь у компании огромная. Посмотреть модели можно по ссылке.

Fir Audio

Fir Audio Xenon 6 Universal
Fir Audio Xenon 6 Universal

Это совсем молодая компания, которая недавно отделилась от 64 Audio. Дело в том, что 64 Audio была основана двумя братьями Богданом и Виталием Белоножко, но в 2018 году их пути разошлись. Fir Audio предлагает пользователям новые инновационные технологии, чем привлекают новых клиентов. Среди них – Post Malone, John Mayer, The Rolling Stones, Kanye West, H.E.R. и другие. Компания использует технологию костной проводимости и акцентирует свое производство на гибридных моделях, веря, что сочетание динамического и арматурных драйверов обеспечивает наиболее полную звуковую картину. Список моделей доступен по ссылке.

Unique Melody

Unique Melody Mason Fabled Sound Universal
Unique Melody Mason Fabled Sound Universal

Новый игрок на рынке внутриканальных внутриканальных мониторов, который предлагает необычные дизайнерские решения. Помимо мониторов они производят и наушники для прослушивания музыки премиального сегмента, с использованием дерева в отделке корпусов. Необычные наушники, ознакомиться с ними можно по ссылке.

Aurian

Кастомные Aurian Forest
Кастомные Aurian Forest

Российский производитель, который открывает дорогу в мир внутриканального мониторинга для молодых исполнителей. Базовая модель Ocean имеет всего один драйвер, но звучит здорово и доступная каждому даже в кастомной версии. Используя опыт больших компаний, Aurian постоянно улучшают свои наушники и находят поклонников не только среди артистов, но и среди любителей прослушивания музыки в хорошем качестве. Все модели представлены здесь.

Надеемся наша статья была полезной для вас! Если у вас остались вопросы или вы хотите поделиться своим опытом, приглашаем вас в комментарии к статье.