Найти тему
Жить интересно!

"У меня на руках были кителя Гитлера, штук десять, продал бы - стал МИЛЛИОНЕРОМ" - ветеран, искавший Гитлера в Берлине

Оглавление

Мы прекрасно знаем, что во время захвата Берлина Красной армией, Адольф Гитлер, решив, что у него больше нет шансов на спасение, а в плену его щадить никто не будет, застреливается у себя в бункере, однако далеко не все знают, что для поиска нацистского диктатора и его сподвижников была организована целая операция, об этом событии нам поведал ветеран СМЕРШ Иванов Леонид Георгиевич.

Вас ждёт очень интересная и захватывающая история жизни великого человека, но если вы хотите поскорее перейти к самой сути, то листайте статью вниз до заголовка Германия. Приятного чтения!

Детство и юношество

Для начала предлагаю вам познакомится с нашим героем поближе.

Леонид родился 18.08.18 в селе Чернавка Тамбовской области, по его словам, рождение его совпало с налётом банды Антонова (это ещё до восстания на тамбовщине), бандиты не тронули женщину и ребёнок остался в живых.

Семья Ивановых была обычная, крестьянская, сам он говорил:

Ну, семья – бедная… такая – крестьянская, можно сказать. И дед, и прадед – в деревне, работа – труд физический. Воздух. Еда – простая: каша, картошка, хлеб… где там – тюря... вот накидают кусочки хлеба, соль, лук и колодезная вода – всё, вот тюря! Хлеб – это всё-таки питание, а лук – даёт остроту.

Мальчик рос сильным и умным. Окончил среднюю школу с отличием, что давало ему право поступить в любой ВУЗ страны без экзаменов. Поступил он в Академию связи, что в Москве. Ему предоставили общежитие и стипендию 150 рублей. Сам Леонид вспоминает, что денег ему хватало за глаза, бельё меняли и убирались бесплатно, обед в столовке 1 рубль 15 копеек.

Если примерно прикинуть, то можно сделать вывод, что, переводя на наши деньги, стипендия на то время составляла около 15 000 рублей, хотя может обед тогда был дешевле.

Учеником был способным, даже участвовал в параде 37-го года:

Но я всё-таки рассмотрел хорошо Сталина! В профиль так… лицо – серьёзное… и – Молотова. На Молотове – почему-то перчатки. Такие кожаные, коричневого цвета… это что-то вот в памяти осталось.

Леонид придерживался здорового образа жизни, не притрагивался к алкоголю и никотину, поэтому вырос очень хорошим и здоровым человеком.

-2

Учёба в НКВД и служба

Вскоре на 3 курсе Иванова определяют в училище НКВД, а на дворе 1939 год. Обучали работать с агентурой, как вести допрос и другие дисциплины. В общем делали грамотного, а главное разностороннего специалиста. И всё конечно совершенно секретно, даже тетради запрещали выносить с конспектами.

Окончил училище младшим лейтенантом, хотели определить способного ученика в Москву, но Леонид не согласился, поехал в Буковину, в Черновцы создавать управление НКВД. Там стал заместителем начальника отделения секретно-политического отдела. Их отдел занимался борьбой с националистами с Украины, которые были связаны с немецкой разведкой. Арестовывал, задерживал, часто приходилось стреляться и быть подстреленным, но выжил и весьма успешно служил.

-3

Война

Во время службы, в 1941, дали задание - разведать наличие немецких частей на границе. Всё по правилам, с привлечением агента, с фотоаппаратом. И приехал на границу он аккурат 22 июня и о войне узнал очевидцем. Решил не бросать пограничников и остался с ними держать оборону на заставе, так три дня вместе с ними и воевал.

И вот в чём заключается петля судьбы этого необычного человека. О войне он узнал одним из первых - держал оборону, пока страна ещё не знала о войне, а победу встретил в Берлине, прямо в зале подписания капитуляции, опять же - страна ещё не знала, но об этом позднее.

Контрразведчик Леонид Иванов
Контрразведчик Леонид Иванов

Одесса

После он всё же уехал с границы и отправился в Одессу, чтобы записаться солдатом - очень хотел воевать с врагом. Оставался в городе и во время полной блокады с 5 августа. Но работал по специальности - боролся с дезертирами и агентурой. О службе в Одессе рассказывал:

Вообще, войск было мало: три дивизии всего. Ну, там авиационный полк, ещё части… примерно 42 тысячи наших. Против – румынская армия вся, и немецкие части. Ну, румыны – вояки плохие, били их страшно. Было это всё в районе Дальняка. Там я вот так выходил: вонь стоит, они в этих шапках таких... одежда такая плотная… даже можно лежать на голой земле сырой – и ничего, не простудиться. Но вояки – плохие.

Именно там Леонид впервые принял участие в атаке:

И вот я там впервые пошёл в атаку. Я же не буду сидеть! И – до сих пор помню: бегу, смотрю – десять человек лежат. Я думаю: «Чего же они лежат, чего они не бегут?!» Потом – доходит: «Это же убитые!» Вот так, значит, первая такая атака…

В 1941 году, как мы знаем, ситуация была крайне тяжёлая. Была реальная опасность потерять Одессу. Гарнизон обращался к Сталину, который обещал подкрепление, но положение тяжёлое, подкрепление было невозможно доставить, фронт был уже далеко, поэтому был отдан приказ эвакуироваться. Вот и задачка была нашему герою - провернуть дельце незаметно, столько людей и незаметно, но иначе немец бы поторопился с атакой.

-5

Была целая операция. К немцам засылали агентов (и женщин, даже мальчика одного, чтобы точно верили), посылали колонны автомобилей с привязанными сзади деревьями, дабы пыль поднималась. Так и получилось вывезти армию из Одессы, пришлось конечно оставить людей, которые создавали видимость обороны, а там уж, кто успел спастись - спасся, а кто нет...

В городе некоторые дома заминировали, немцы входили в уже пустую Одессу. Где-то подорвались, а ведь это работа наших агентов. Поэтому Леонид одним из последних покидал город 16 октября 1941 года.

Севастополь

Крым стали терять, пришлось посылать войска на Перекоп - надо как-то остановить активное продвижение. Наш герой попал в Керчь, откуда пришлось эвакуироваться в Кубань, так как не была обеспечена достаточная оборона. Потом маршала, который должен был организовать оборону Керчи, разжаловали, а позже расстреляли.

Делать нечего, в 1942 году вместе с Керченско-Феодосийским десантом высаживался всё в той же Керчи. Немец не ждал - удалось освободить город, но в ходе наступления Леонид Иванов застудил лёгкие, всё-таки в воде ледяной по грудь стоял, так и слёг с осложнениями.

Керченско-Феодосийский десант
Керченско-Феодосийский десант

А в Крыму тяжёлые бои - под Феодосией фронт 21 километр протяжённостью - самый насыщенный, плотный на всей линии соприкосновения. Стояло три армии - 44, 47, 51 (в 51 армии числился Леонид Иванов, как уполномоченный стрелкового батальона стрелковой бригады). Очевидцы говорят, что потери тяжёлые были, немец обстреливал, а нашим приходилось в атаки ходить чуть ли не каждый день. И герой наш ходил, и поднимал людей с комиссаром.

Вода плохая, обезвреживали хлоркой, еду доставляли с перерывами и только ночью, ели что придётся, иногда привозили водку, но в цистернах, где возили керосин, в общем тяжёлая ситуация. Однако, болели не так часто, вероятно влияло сильное напряжение и организм был в боевом режиме и быстро адаптировался к условиям, а кто не адаптировался - умирал.

Крымский фронт
Крымский фронт

А у Иванова работа - контрразведка, приходилось по ночам с информаторами встречаться, разгадывать изменников и шпионов, и всё это в такой обстановке.

8-го мая 1942 года немец пошёл на прорыв. Армия осталась без связи, фашисты зашли в тыл, организация отхода сотен тысяч солдат также легла на плечи нашего героя, а ведь это надо было панику подавить - паника на фронте страшное дело...

-8

Кое-как получилось, каша из солдат и офицеров дошла до Керчи, дальше - переправа на Кубань. Конечно, потери большие, но переправились, а герой наш оборонял и организовывал переправу. Леонид Иванов тогда чуть не умер, но повезло ему, во время одной из атак сумел спрятаться за камнем, а там уж солдаты поднялись - отогнали немца, так и выжил. Но тяжело было - все боятся, а Леониду надо не допустить паники, переправить раненых, уменьшить и без того огромные потери.

На переправе
На переправе

На переправе случай произошёл: полковник перевязал себе голову, а Иванов смотрит - полковник-то не бледный, а розовый, приказал развязать повязку - не ранен. Все кричат - расстрелять, расстрелять, но герой наш не смог, поставил на пирс, выстрелил мимо, да и столкнул полковника в воду, а дальше уж как повезёт ему.

На переправе
На переправе

И во второй раз эвакуировался Леонид одним из последних, и ведь выжил. Дальше - под Ростов, сдача Ростова и приказ Сталина 227.

Началось создание заградотрядов, штрафбатов, надо было наводить новые порядки. Руководить отходом войск под Сталинград.

Контрнаступление

Спустя время наш герой уже участвует в контрнаступлении. Он в числе первых вошёл в освобождённую Одессу, потом Тирасполь, наступление на Кишинёв. Там и борьба с агентурой.

Там была одна группа – они обычно забрасывались с самолёта на парашютах. В начале войны – немцы не очень шли в разведку. Они – «блицкриг!» и так далее. А когда под Сталинградом – они уже хватились и были образованы школы разведывательные, курсы и так далее, обучались они по пять-шесть месяцев, документы прикрытия, легенды... Уже на высоком уровне. И – сбрасывали с самолётов. Вот – солдатская книжка: подделана здорово, как надо. Серого цвета. Но – какая промашка? У нас в книжке – скрепка железная: поносит – справа и слева следы; а у них – никелированная. Всё.

Освободили Кишинёв, пошли на Варшаву. И вроде бы - масштабное наступление, скоро победа, но измены были. Многие на освобождённых территориях боялись, что их после победы в один котёл с врагом кинут за измену, так они и к немцам перебегали, пока не поздно.

-11

Германия

Дошли до границы с Германией. Солдаты наши злые, кто семью потерял, кто друзей, дом, в город зайдут начнут мстить, а как иначе... Пришлось докладывать в Москву, а от туда приказ - Красная армия не поработители, а освободители, немецкий народ не трогать - мы освобождаем их от фашизма. Поэтому всякая месть была запрещена, а кто не сдерживался - того под уголовную ответственность.

Вот 22 апреля зашли в Берлин, а через 10 дней миллионная группировка уже была уничтожена и 2 мая капитуляция.

Капитуляция. Меня Берзарин пригласил – я принимал участие в приёме капитуляции. Значит, справа, слева – два танка были, взвод автоматчиков. Ну, немцы – чёрт его знает: всего можно ожидать. Тут – группа генералов. И – я: офицер, майор… шли – часа полтора, колоннами. С пенсне, так гордо: вроде не в плен, а на параде. Другой – голову понурил, третий – зыркает так зло на нас... в общем, прошли.
-12

А дальше самое интересное - надо найти Гитлера, Геббельса и остальных, наш герой - командир оперативной группы. Нашли убежище, там кителя Гитлера, золотые значки, вещи Геббельса:

Башмаки Геббельса – меня поразило – кожа такая сыромятная! У него одна нога – короче: каблук такой большой… палки там, ручки...
-13

Герой вспоминал впоследствии, что мог забрать эти вещи, да и продать потом дорого, но взял только витамины, которые сам Адольф принимал, потом, говорит, в деревню свою отвёз.

Дальше подписание капитуляции уже в присутствии англичан и французов, американцев. Обеспечение её безопасности, ведь такая война не останавливается в один миг, снаряды ещё по Берлину летают, разруха, беспорядок, работы много ещё.

-14

Так вот Леонид Иванов организовывал охрану здания, где подписывали капитуляцию. Так победу и встретил.

А дальше приключения не заканчиваются. Обнаружили как-то склад СС. Открывают, а там ящики с золотом, где-то слитки, где-то монеты, зубы, даже египетские монеты золотые валялись. В общем ценностей навалом, сразу выставили охрану, чтобы никого не пускали. Леонида хотели поставить на учёт этих ценностей, но он отправил своего заместителя, у самого и так работы много было.

Дальше работа - арестовывали шпионов, предателей, дальше карьера полетела вверх и вот Леонид Иванов уже начальник контрразведки в Московском округе, а дальше возраст - увольнение и отдых. На пенсии он активно вёл работу по предотвращению фальсификации истории России, писал статьи, книги, участвовал в съёмках документальных фильмов.

-15

Напоследок хочу привести цитату Леонида Иванова о Сталинских репрессиях:

- Вообще – говорят: виноват ли Сталин в этом деле? Обычно вот так вот спрашивают. Ну, я считаю – конечно, в какой-то мере виноват. Почему? Стоишь во главе государства – значит, ты должен знать, что в нём делается. Если ты не знал, что идут массовые репрессии – твоя вина! А если знал и мер не принимал, то – двойная вина! Поэтому, как ни крути, какая-то вина – есть.
Но, говоря о репрессиях, о вине Сталина, надо быть объективным – и говорить и о том, что он сделал для страны. Страна – была неграмотная, лапотная, забитая (у меня вот мать – ни читать, ни писать). Сплошная голытьба… И – стала лидером впервые в мире! Черчилль, враг Советской власти, и то говорил: «Гениальная». Это – радость для народа, что был Сталин. Принял с сохой, оставил с атомной бомбой. А сейчас – только хают.
- Ущерб – конечно, был! Ну, конечно! Потому что были выбиты кадры, которые прошли войну, имели уже опыт, боевые действия вели. Конечно, война назревала – другая, но тот опыт, который у них был – он, конечно, в какой-то мере мог быть востребован. А их – арестовали, расстреляли, и пришли молодые люди совершенно неопытные…

Леонид Иванов в 1986 году был уволен в отставку по возрасту. Умер 19 февраля 2015 года. Только представьте себе - человек прожил 97 лет! После всего перенесённого на войне.

-16

Вот такая необычная история из жизни, не побоюсь этого слова, великого человека. Нам остаётся только восхищаться нашими сильными и героическими предками, а главное - помнить о них!

Цитаты взяты из интервью Леонида Иванова фонду ЯПОМНЮ: ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК

Не забудьте оценить статью и подписаться на канал, я буду благодарен вашей поддержке) Спасибо!