Продолжаем цикл статей об истории Калуги и области.
Напомним, каждую пятницу в 20:00 мы публикуем исторические очерки о нашем городе, известных земляках и их судьбе.
Все исторические публикации можно посмотреть в разделе История Калуги.
Сегодня вспомним, как в советские времена отмечали День Великой Октябрьской революции.
Калуга, 1917 год
В 1917 году в Калуге, которая всегда была купеческо-мещанским городом с низким уровнем революционного движения. Организаций не было, только отдельные товарищи, которые придерживались политических взглядов и активной деятельности не вели. А жандармы строчили отчёты об их деятельности.
После свержения монархии у власти находились комиссары Временного правительства, а параллельно формировались Советы. В Калуге дом губернатора (нынешнего Дворца творчества юных (Дворец пионеров) в апреле 1917 года передают Совету солдатских депутатов.
Большевиков в Калуге было мало. До конца мая они с меньшевиками составляли единую фракцию. При этом, основное влияние имели меньшевики, особенно городской голова Николай Христианович Фосс.
А 17 и 18 октября 1917 года после конфликта Совета с органами Временного правительства в Калугу прибыло 3 броневика, 200 казаков, драгунский полк, которые ворвались в бывший губернаторский дом, убили всех членов правительства и разогнали Совет солдатских депутатов. Активистов калужской партийной организации похоронили прямо возле Дома Советов. В память о них установили гранитный камень.
— В России такое произошло впервые, — рассказывал нам краевед Иван Дмитриевич БЕЛОВ. — Можно сказать, что с этого момента и началась гражданская война. Кстати, про перезахоронение убитых членов правительства я не слышал. Скорее всего, они так и лежат в парке, на Золотой аллее.
Советская власть в Калуге была установлена 28 ноября 1917 года после прибытия в город революционного отряда Пореченского полка из Минска.
Собирались на демонстрацию
Раньше 7 ноября было выходным днём. В городе к нему делали уборку, белили бордюры, деревья, вешали на дома флаги. Перед праздником в киосках все закупали пачками открытки, дома их подписывали и рассылали родным и знакомым.
Многие ещё помнят, как ходили на демонстрацию в честь Октябрьской революции. И эта демонстрация была важней первомайской.
В первые ноябрьски дни обычно принимали в комсомол, в партию, проводили митинги и коммунистические собрания, школьные классные часы.
А 7 ноября с утра народ стекался к своему заводу или учреждению, где работал. Люди строились в колонны, прикалывали к пальто красные банты, пели и пританцовывали. Гремела музыка. Повсюду были красные флаги, гвоздики или бумажные цветы (живые были в дефиците), надутые гелием шары.
Стояли с транспарантами: «Слава Октябрю!», «Вперед, к победе коммунизма!», «Дело Ленина будет жить в веках». Кричали: «Да здравствует очередная годовщина Великой Октябрьской Социалистической Революции! Ура, товарищи!»
Шли по центральным улицам. Каждый завод придумывал к демонстрации что-то особенное. Украшали машины. На площади Ленина собиралась огромная толпа, там была трибуна, с которой руководство города приветствовало трудящихся.
Вот что вспоминали читатели нашего сайта:
— В 60-е годы я училась в институте. Демонстрации мы не очень любили. Надо было приходить утром к институту, разбирать флаги, транспаранты. Никто не горел желанием это делать.
Тогда на демонстрации первыми шли заводы, а организации и институты — в хвосте. Шагали сначала по улице Московской до Билибина, потом переходили на Ленина, и от машзавода — к центру.
У нас была своя компания, поэтому не скучали. Шли, пританцовывая. Кстати, когда идешь в колонне, ничего не видишь. Помню только, что народ смотрел из окон и с балконов, махал нам.
На демонстрации всегда был организатор, он командовал: «Вперед!» или «Остановиться!». И мы то стояли, то бегом бежали.
- Помню, в детстве утром проснёшься — по радио звучит: «Утро красит нежным светом стены древнего Кремля», «И Ленин такой молодой…», а в квартире — запах оливье. Готовили этот салат только по большим праздникам. Мама вставала рано, суетилась на кухне.
Жили мы в районе Московской площади, и часов в 9 или раньше мимо окон проезжали заводские машины в сторону Турбинки — туда, где промзона. А уже обратно ехали наряженные, выстраивались в колонны.
По центральным улицам двигалась демонстрация. Алые знамёна, шары, транспаранты… Двигалась демонстрация неровно: прошли, встали, раз — побежали, опять встали.
А взрослые дядьки с красными бантиками на груди всё время в подворотню убегали. И всякий раз возвращались оттуда всё более и более весёлыми… А когда проходили мимо трибун на площади Ленина, все кричали «ура!».
- Когда я шла с мамой в колонне, её коллеги меня кормили пирожками с маком и поили горячим чаем.
- Мы ходили на демонстрации от школы. Помню томительные ожидания в колонне, как оберегали шарики от мальчишек. И побыстрей бы пройти мимо трибуны, чтоб потом посмотреть на остальных.
Собирались за столом
После демонстрации улицы пустели, все собирались за праздничным столом. В гости приходили родственники, друзья, соседи. На столе всегда стоялои холодец с хреном, соленые огурчики, квашеная капуста, селёдка под шубой, рыбные консервы.
По телевизору смотрели московскую демонстрацию. Обсуждали, как выглядит Брежнев, стоявший на трибуне Мавзолея. В 70-80-х годах прошлого века первые лица нашего государства в праздники стояли на трибунах в типичных серых пальто и каракулевых шапках. Выделяться было не принято.
А вечером калужане шли гулять, нарядные, весёлые. Компании распевали советские песни. Было ощущение праздника, среди хмурой осени.
Дорогие читатели, а вы ходили на демонстрацию 7 ноября? Делитесь в комментариях, как это было.