Шестакова долго не могли убить, из-за его доспехов, пока чукотская стрела не попала ему в шею. Выдернув стрелу, Шестаков бросился на оленью упряжку, но олени направили его прямо в гущу чукчей, которые повалили его на землю и тут же закололи копьями.
После чего, оставшийся казаки также бежали с поля боя. Погиб 31 человек, в том числе 11 русских. Чукчи захватили двенадцать комплектов железных доспехов и 15 ружей.
После этого спор Шестакова и Павлуцкого разрешился сам собой и капитан надолго стал здесь главным, войдя в историю, как самый легендарный, с обеих сторон персонаж Чуковской войны.
В 1731 год Павлуцкий собрал огромный, по местным меркам отряд, свыше 500 человек, из которых почти половина были русские с ружьями. И впервые, с размахом, прошелся огнем и мечом по чукским кочевьям, убивая, сжигая и захватывая в плен всё и всех на своем пути.
Чукчи трижды пытались дать бой, но без численного превосходство с такой армадой справиться им не удавалось, и они терпели поражения.
Были возвращены трофеи из отряда Шестакова, освобождены 42 пленных и несколько тысяч оленей. Однако замирятся и после такого чукчи не собирались. Шесть лет они не совершали крупных набегов, но уже в 1737 году их походы опять возобновились.
Павлуцкий отвечал такими же опустошительными рейдами, но на этот раз чукчи сразу отходили или избегали сражений.
Павлуцкий неизменным героем народного фольклора, под такой угрозой, чукчи стали объединяться и создали что-то вроде племенного союза. Им стало ясно, что невозможно одолеть разом пол тысячи врагов, тогда нужно поставить врага в условии численного меньшинства, чтобы нивелировать наличие огнестрельного оружия и повторить успех битвы при Егаче.
В марте 1747 года Павлуцкий, к тому времени уже прожженный майор и ветеран Чукотки узнал о новом дерзком набеге, в ходе которого у коряков увели большое стадо оленей.
Чтобы не упустить чукчей, он быстро собрал отряд в 97 человек, и помчался в погоню. Следом должны были подтянутся основные силы, более 200 солдат, следовавших медленнее, на лыжах.
Передовой отряд Павлуцкого настиг чукчей у реки Орловая и обнаружил перед собой до 500 чукотских воинов, видимо самое крупное войско на тот момент - результат консолидации чукотских общин. Чукчи не давали полевой бой уже 15 лет, поэтому на совещании заместитель Павлуцкого, сотник Кривошапкин посоветовал дать бой, не дожидаясь подмоги.
- Иначе чукчи просто разбегутся, как обычно, их потом не сыщешь и олени не вернешь.
Павлуцкий согласился, отряд покинул укрепленный табор из саней и вышел в поле. Чукчи, используя численный перевес, опять совершили глубокий хват правого фланга одновременно атакуя по центру.
Выдержав первый залп ружей, они сблизились и навязали рукопашный бой. Под угрозой окружения люди Павлуцкого стали отходить обратно в защищенный табор началась паника.
Покрытого доспехами Павлуцкого, как и ранее Шестакова долго не могли убить, пока не набросили на него аркан, свалили на землю и после чего, сразу четыре копья пронзили ему горло.
Чукчи убили свою величайшего врага и этот эпизод в разных вариантах был воспет в народном эпосе.
Погибло больше половины отряда Павлуцкого, 51 человек, в том числе и сотник Кривошапкин. Основные силы русских подошли лишь на следующий день, чукчи, не принимая бой, ушли. Их никто не преследовал.
Все 1750-е годы прошли под знаком чукотских набегов, в 1759 году чукчи уже садились в сам Анадырск. Новым комендантом Анадырска, в 1761 году, стал Федор Принесна, который быстро, на месте, подсчитал, что содержание здесь крепости и ведение войны просто нерентабельно.
Расходы составили более 1 миллиона 300 тысяч рублей, в то время как налог с местных народов за это время лишь 29 тысяч рублей.
В это время, великая северная экспедиция установила, что морской путь по Ледовитому океану не проложить из-за льдов, а выход к Тихому океану Россия уже обеспечила освоением Камчатки.
В итоге на чукчей махнули рукой. Крепость Анадырск закрыли и русские ушли. В 1776 году, полувековая, официальная русско-чукотская война завершилась подписанием мирного соглашения. Чукчи освобождались от налога на 10 лет, формально признав российское подданство.
Когда 10 лет прошли за налог официально установили подарки чукотским тайонам, то есть империя, фактически сама оплатила чукчам, лишь бы не было опять новой войны.
Формальное признание подданства, было необходимо, чтобы иностранные державы не могли претендовать на Чукотку. Государство никак не проникло на Чукотку, а чукчи получали подарки и жили дальше своим укладом.
Теперь нельзя было разве что грабить коряков, но чукчи вспомнили о своих друзьях эскимосах на Аляске и грабили их вплоть до 19 века. Чукчи стали единственным малым народом, устоявшим под военной экспансии Российской империи.
Понятно, что большую роль в этом сыграла ужасная логистика и отдаленность региона, понятно, что если бы регион нужен был стратегически и принципиально, как Кавказ, то их бы дожали.
Но, прежде чем заключать мир, на выгодных для чукчей условиях, империя всей силой пыталась полвека решить военным путем и не смогла этого сделать.
Вплоть до революции чукчи не знали призыва в армию, не ходили в школу, не получали медицинский уход, не говорили в большинстве своем на русском языке. Старый уклад жизни сломался лишь при советской власти.
Были построены предприятия, дороги, больницы и учебные заведения и в течение одного поколения чукчи стали таким же полноценными гражданами страны, доказав, что дикость это не ген отсталости, якобы заложенный в определенных народностях, дикость живет там, где этот народ обрекают продолжать жить в диких условиях, не замечая его и лишая его доступа социальным благам и просвещению.
Если понравилось - ставьте лайки, оставляйте комментарии и конечно же не забывайте подписаться.