Найти тему
RU – BY (Россия – Беларусь)

Будем дружить театрами

Оглавление
Белорусские звезды приехали в гости к россиянам. На Исторической сцене показали два спектакля: оперу «Дикая охота короля Стаха» и балет «Щелкунчик»

Большой нашёл пару

На почти что белогривых  лошадках. Фото: БелТА
На почти что белогривых лошадках. Фото: БелТА

Белорусские звезды приехали в гости к россиянам. На Исторической сцене показали два спектакля: оперу «Дикая охота короля Стаха» и балет «Щелкунчик».

Последний раз Большой театр Беларуси приезжал в Москву на гастроли еще в советские времена.

– Недавно Екатерина Николаевна (Дулова, руководитель Большого театра Беларуси. – Ред.) влетела ко мне в кабинет. И с невероятными мощью, энергетикой и напором предложила начать обмен между театрами, – улыбнулся гендиректор Большого театра России Владимир Урин. – Отказать красивой женщине не смог. Сначала гастроли пройдут тут, в Москве, а в ноябре следующего года уже мы поедем в гости.

Оба театра невероятно радуются сотрудничеству. Владимир Урин даже пошутил:

– Мы часто крадем из Минска замечательных певцов. На нашей сцене выступают Оксана Волкова, Тарас Присяжнюк, Марта Данусевич.

Гендиректор рассказал о взаимодействии с белорусскими коллегами:

– Сегодня вопрос кооперации оперных театров в мире чрезвычайно важен. Кроме наших Больших, практически никто не держит собственной труппы, из-за этого у нас многообразие исполнителей. И происходит замечательный обмен творческими силами. Подписали договор о сотрудничестве, который касается и специалистов, и их стажировок.

Директор Большого театра РФ Владимир Урин (слева) и худрук Большого театра Беларуси Валентин Елизарьев сверили часы. Фото: Роман Щербенков/Российская газета
Директор Большого театра РФ Владимир Урин (слева) и худрук Большого театра Беларуси Валентин Елизарьев сверили часы. Фото: Роман Щербенков/Российская газета

Выбор спектаклей, с которыми приехали гости, не случаен.

Хотелось, чтобы один из них представлял большую оперу и национальное театральное искусство, – пояснила Екатерина Дулова. – А второе сочинение – авторская версия балета «Щелкунчик» от нашего замечательного Валентина Елизарьева.

Билеты раскупили в считаные часы. Самые дорогие на оперу стоили три тысячи рублей, на балет – двенадцать тысяч.

Афиша: Национальный колорит и рождественская классика

Оба представления прошли с аншлагами.

Мстительные охотники

Оперу поставили по произведению белорусского классика Владимира Короткевича. Таинственному, загадочному. И если книга в большей степени детектив, то сценическая версия – словно сказка о принцессе.

Молодой учёный, фольклорист Андрей Белорецкий путешествует по белорусским деревням. И попадает в таинственный замок с колдовским названием Болотные Ели. В поместье живет восемнадцатилетняя Надежда Яновская. Дворянка, читай – принцесса. И она, конечно, заколдованная. Давным-давно ее предок Роман Старый обманом заманил на охоту короля Стаха и убил его.

Роскошно, выразительно и талантливо - сябры  впечатлили придирчивую московскую публику. Фото: Ирина МАЛАХОВА
Роскошно, выразительно и талантливо - сябры впечатлили придирчивую московскую публику. Фото: Ирина МАЛАХОВА

На последнем издыхании властитель проклял убийцу и пообещал мстить. Сказал, что всех его потомков до двенадцатого колена будут преследовать и убивать дикие охотники. Надежда – как раз последний представитель рода. И ей нелегко. Ее одолевают призраки – Малый Человек с длинными пальцами и Голубая Женщина. С появлением Белорецкого прибавляются и другие – те самые мстители. Влюбленным предстоит немало препятствий, прежде чем стать счастливыми.

Спектакль идет на белорусском языке. Наверху, на маленьком экране, субтитры на русском и английском.

Декорации красивые, прямо-таки сказочные. Оранжево-коричневые слуцкие пояса, средневековые иконы, готика. На экране позади сцены скачут дикие охотники короля Стаха, похожие на Всадников Апокалипсиса. В противовес мраку – пасторальная картинка. Снег хлопьями, деревянные сани, рождественские колядки и белая лошадь.

Фото:  bolshoibelarus.by
Фото: bolshoibelarus.by

В родном Большом театре спектакль увидел свет всего лишь в прошлом году. Режиссёр – Анна Моторная.

– Это уникальная опера, – считает она. – Яркое, чёткое, эмоциональное представление о Беларуси. Либреттисты переосмыслили историческую повесть замечательного автора, апостола белорусскости. Зритель может почувствовать атмосферу, язык страны. И площадка уникальная. Раскрывается тембральная палитра каждого голоса. Мы такого не слышали дома.

Музыку написал лауреат Госпремии Беларуси Владимир Солтан. Композитор погиб в Минске в 1997 году. В 44 года его признали классиком белорусского музыкального театра.

Партию Андрея Белорецкого исполнял Дмитрий Шабетя. А главную героиню Надежду сыграла Елена Золова. Любопытно, что она не белоруска, а уроженка Восточной Украины. Появилась на свет в посёлке близ Луганска. Елене удалось перевоплотиться в восемнадцатилетнюю девочку, в то время как у неё есть 22-летняя дочь.

Мыши смешно падают

Балет «Щелкунчик» давали под занавес гастролей. И он был не менее впечатляющим.

Спустя тридцать лет  главные театры России и Беларуси снова вместе. Фото: БелТА
Спустя тридцать лет главные театры России и Беларуси снова вместе. Фото: БелТА

Премьера состоялась недавно – в 2020 году. Во многом спектакль получился таким благодаря личности автора постановки Валентина Елизарьева. Он – легенда. Народный артист, неоднократный лауреат премий Союзного государства, обладатель всевозможных орденов, в том числе Франциска Скорины. 30 октября Валентин Елизарьев отметил 75-летие.

– Я – такой, советский человек, – рассказал о себе постановщик. – Родился в Азербайджане. Ребёнком перевезли в Ленинград, там окончил два учебных заведения. И по распределению попал в Минский Большой театр. В 26 его возглавил. С тех пор Беларусь стала для меня второй родиной. Люблю этот народ, Минск. Я рад, что мы на Исторической сцене. Мне нравится русское искусство, опера, и балет, который считаю эталонным. В последние годы вернулся к великому Чайковскому. Эта музыка приносит счастье в сердце каждого.

Любопытно, что в период учебы в Академии русского балета Елизарьев сам играл Щелкунчика. Возможно, поэтому спектакль получился по-настоящему сказочным и напитанным теплом и любовью. Мыши смешно падают, мило дрыгают ножками в воздухе и от того не кажутся такими уж страшными.

Два ряда елок созданы из крошечных огонечков и уходят вглубь. И в конце между ними – главная новогодняя красавица.

Фото:  bolshoibelarus.by
Фото: bolshoibelarus.by

А Маша и Принц парят над сценой на розовой и голубой лошадках, как и полагается девочке и мальчику. И улетают на них в небеса.

Машу танцевала Людмила Хитрова, в Щелкунчика превращался Артем Баньковский. А Дроссельмейером был звезда Большого театра Беларуси, француз Эвен Капитен.

Между тем

  • Декорации привезли из Минска на пяти фурах.
  • В Москве оперой «Дикая охота короля Стаха» занимались больше 250 белорусов: руководители, солисты, хор и оркестр, технические специалисты.
  • В балете «Щелкунчик» занято 65 артистов.
  • Впервые коллеги из Большого театра Беларуси выступили в Москве в 1940 году. С 1955 года приезжали на гастроли регулярно.
  • Гости из РБ всего показали около шестидесяти спектаклей.

На заметку

Большой театр Беларуси стоит на Троицкой горе. Она считалась самой высокой точкой Минска в тридцатые годы, когда здание только начали возводить. Оно уходит под землю на шесть этажей. В нем 1260 люстр, а пол создан из девяти видов гранита, в основном белорусского. И выполнен в стиле флорентийской мозаики.

Большой театр Беларуси. Фото: wikipedia.org
Большой театр Беларуси. Фото: wikipedia.org

В 1940 году театру присвоили почётное звание Большой и наградили Орденом Ленина.

Во время Великой Отечественной артистов эвакуировали в поволжский Горький и в город на Клязьме Ковров. Однажды бомба попала в крышу театра. В полуразрушенном здании немецко-фашистские захватчики устроили конюшню. Когда театр привели в порядок, первое время он был домом для артистов. Зрители вновь смогли попасть в Большой в 1947 году.

А вы были в Большом театре Беларуси или на его представлениях? Пишите в комментариях👇👇👇, нам важно знать ваше мнение!

Евгения ЗАБОЛОТСКИХ

© "Союзное Вече", № 49/2022

Вам по нраву материал — подпишись на наш канал
Чтоб и дальше было так — не забудь поставить знак 👍