Душа человека нуждается в покаянии, как бы кто не отрицал этого. Груз, который лежит камнем на душе свидетельствует о грехах, которые накопились за определенный срок, а то и за всю жизнь.
Святые оптинские старцы советуют, как можно чаще прибегать к исповеди, как минимум раз в три недели. И действительно, замечено верующими, что более продолжительное время отрицательно сказывается на духовном состоянии: и в грех затягивает сильнее, и желание каяться пропадает.
Посеять отчаяние во спасении - одна из главных задач врага. Потому нужно быть сегодня внимательнее в делах спасении души.
Преподобный Амвросий Оптинский в одном из писем пишет:
Скорбное письмо твое получил. Пишешь, что ты готова сейчас же бросить все и бежать куда-либо. Погоди, прежде дождись конца, может быть, будет и не так, как ты предполагаешь.
Напрасно ты думаешь, что люди от скорбей погибают. Напротив, из Священного Писания видим, что скорби приближают людей ко спасению, если кто не малодушествует и не отчаивается, а вооружается терпением со смирением и преданностью воле Божией. И ты еще подожди, как и чем кончится дело.
Молись поусердней Царице Небесной, Святителю Николаю, Иоанну-воину и священномученику Фоке. Молитвы их сильны защитить тебя от чрезмерных нападений. В меру потерпи, памятуя апостольское слово: «Скорбь соделывает терпение, терпение – искусство, искусство – упование, упование же не посрамит».
И вот так и мы, порой, готовы бросить все дела спасения и куда-то бежать. Но от себя-то не убежишь! Скорби временны, а радость вечной будет, если мы будет дойдем до конца.
Советы в духовной жизни преподобного старца Оптинского Амвросия
- Что тебе за дело, что про тебя говорят? Если слушать чужие речи, придется взвалить осла на плечи.
- Для истинного покаяния не нужны ни годы, ни месяцы, ни недели, а мгновение! Мгновение поворота — решительного поворота от грешной, нерадивой, пустой, легкомысленной жизни к жизни во Христе, к жизни истинно христианской.
- Не смиряешься, оттого и не имеешь покоя.
- Самолюбие наше – корень всему злу.
- Полезно нам всегда помнить, как мыслила блаженная Феодора, которая при противном обращении с ней других говорила себе самой: „Ты недостойна любви ближних.
- Если человек терпит скорби с покорностью воле Божией, исповедуясь во грехах своих, то чрез это избавляется от тяготы вечных мучений. Поэтому лучше потерпим здесь неприятности, как бы они тяжки ни были, возверзая печаль свою на Господа и молясь Ему со смирением, да избавит нас от малодушия и отчаяния, которые хуже всяких грехов.
- Молитва вещь такая, что, проживши в монастыре несколько лет, не скоро научишься молиться как следует, а теперь пока молись, как умеешь и как можешь, только с мытаревою мыслью.
- Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему – утешение...
- Стоя в церкви, должно слушать внимательно пение и чтение церковное, и, кто может, не должен оставлять при этом и молитвы Иисусовой, особенно когда нехорошо или невнятно слышно чтение церковное.
- Мы обязаны всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать.
- Молись про себя, ища одной только милости и воли Божией, в церкви ли бываешь, вне ли церкви, идешь ли, сидишь ли, лежишь ли, молись: Господи, помилуй, якоже веси, якоже волиши.
- Касательно препятствий и лености на молитве, также и другой борьбы душевной, помните всегда слово евангельское, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12).
- Живи проще — это лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет, как случится — это и есть жить проще.
Аминь.