А помните, что на канале ещё была такая вот рубрика весной-летом этого года? Вот и я только-только вспомнил!
Давайте я по пунктам напомню приблизительную суть происходящего здесь. Спорные альбомы по мнению критики:
- Не оправдали возложенных высоких ожиданий после более отлично принятых релизов.
- Были непоняты современниками и (возможно) незаслуженно обруганы и (тоже возможно) постепенно получают переоценку.
- Совершенно точно не соответствуют высокому статусу группы или музыканта и заслуженно стали объектом презрения.
Вообще я за такой подход справедливо огрёб от многих читателей. Но всё же стараюсь честно объяснить в материале, поэтому давайте приступим.
New Order
Альбом: «Republic» (1993 год)
Средняя оценка слушателей на RateYourMusic: 3,09 из 5
«Republic» – моё всё же скорее личное разочарование. Но, как показывают исторические оценки этого альбома в дискографии New Order, я таки не одинок в своём мнении.
В 90-е великая группа шагнула совсем неуверенно. Лидеры коллектива вовсю занимались сольными проектами и отдыхали друг от друга. Они бы и не стали записывать «Republic», если бы не просьба Тони Уилсона, владельца лейбла Factory Records. Лейбл стремительно шёл к банкротству, нужно было денежное чудо. Такое, как новый альбом New Order.
Однако это не помогло. К тому моменту, когда «Republic» был только готов выпускаться, Factory уже не существовало. Хорошей записи не способствовали всё ещё ухудшавшиеся настроения в группе, особенно между Питером Хуком и Бернардом Самнером. В итоге место в истории этот альбом занял только благодаря отвратительной обложке, одной великой песне «Regret» и череде бессистемного альтернативного рока в оставшейся части треклиста. Следующий же свой альбом New Order запишут только в новом тысячелетии.
Элтон Джон
Альбом: «Victim of Love» (1979)
Средняя оценка слушателей на RateYourMusic: 1,76 из 5
Чтоб вы понимали примерный масштаб здешней катастрофы – на сайте RYM ни один из ранних альбомов Элтона до того момента не падал по средней оценке ниже тройки. А «Victim of Love» рухнул сразу вот как. Его балл идеально отображает место в ретроспективе карьеры музыканта.
Первый (и последний) случай, когда Элтон решил попробовать себя в диско. Последний раз, когда он записывался без текстов Берни Топина. Единственный раз, когда ничего, кроме вокала, музыкант вообще не внёс в свой альбом. И, не считая ещё одного краткого кризиса второй половины 80-х (тот же «Leather Jackets» Элтон ненавидит куда сильнее), именно «Victim of Love» считается низшей точкой для его дискографии.
Серьёзно, вы ведь не ждёте диско от Элтона. Тем более совсем ленивого. Для этого куда лучше сгодятся другие.
Radiohead
Альбом: «The King of Limbs» (2011)
Средняя оценка слушателей на RateYourMusic: 3,25 из 5
Наверное, единственный раз, когда культовая британская группа современности по-настоящему разочаровала своих поклонников (ведь дебютный «Pablo Honey» не ждали так сильно). Но, что самое интересное, даже на откровенно неудачном на первый взгляд «The King of Limbs» можно найти тонну светлых пятен. «Lotus Flower», как минимум. С гипнотическим танцем Тома Йорка.
И ведь действительно. В куда более слабой дискографии такой альбом сочли бы как минимум неплохим. Но для Radiohead их восьмой релиз оказался топтанием на месте. Да, тут далеко не «OK Computer». Но и совсем не «In Rainbows».
А всё могло измениться двумя щелчками. К примеру, добавлением в треклист синглов «The Daily Mail» и «Staircase». И неким усложнением аранжировок. Последнее заметно по живым исполнениям песен с «The King of Limbs».
Стиви Уандер
Альбом: «Characters» (1987)
Средняя оценка слушателей на RateYourMusic: 2,84 из 5
По карьере Стиви Уандера можно провести некую очевидную черту. До выхода «Songs in the Key of Life» и после. Двойной альбом 1976 года настолько поразил и меня самого, и тогдашнюю публику, что она вовсю вопрошала: а что же ещё может такого великого записать вундеркинд, который к своим 26-ти годам выпустил серию бессмертных альбомов, был обладателем кучи наград.
Но вот тогда то и наступила точка невозврата. Чтоб примерно обозначить свою мысль: за следующие 40 с лишним лет после выпуска «Songs in the Key of Life» Стиви (исключая саундтреки) записал только 5 (!) альбомов с новой музыкой. Причём перерывы длятся всё дольше и дольше. Причём публика почувствовала склонность к упрощению музыки ещё на памятной балладе «I Just Called to Say I Love You», вышедшей в 1984 году.
Но первый альбом, который публике действительно не понравился – это «Characters» 1987 года. На фоне того же Принса, Джорджа Майкла и, понятное дело, Майкла Джексона Стиви являлся очевидным героем вчерашнего дня. По этой причине и дуэт с последним на этой пластинке кажется совершенно вымученным. И по этой же причине дуэт Уандера и Джексона на его «Bad» тоже считается худшей песней альбома. Вот так закончилась одна великая карьера и началась досрочная пенсия. Почти 35 лет с выхода «Skeletons» Уандер не дарит нам отличных песен.
Talking Heads
Альбом: «True Stories» (1986)
Средняя оценка слушателей на RateYourMusic: 2,96 из 5
Путь к упрощению звучания вообще зачастую не приводит ни к чему хорошему и подобных примеров в данной серии статей только прибавляется. В случае с Talking Heads это легко заметно сейчас. Послушайте, к примеру, «Remain in Light», а затем «Little Creatures».
Но последний как раз не считается совершенно провальным. В отличие от своего последователя. «True Stories» – это не только альбом, но ещё и одноимённый фильм того же года. Практически единоличное детище фронтмена коллектива Дэвида Бирна. И пример, когда творческий контроль отдаётся одному человеку и это непременно ведёт к разладу.
Большая часть «True Stories» – песни ни о чём. Даже та, с которой своё имя взяла группа, о которой мы говорили выше.
Дэвид Боуи
Альбом: «Tonight» (1984)
Средняя оценка слушателей на RateYourMusic: 2,42 из 5
Почивание на лаврах, упрощение звучания, диско... И ещё половина диска – каверы. Знакомое описание для провального альбома, не так ли? «Tonight», хоть и считается лишь одним из низших моментов карьеры маэстро Боуи, но всё же отличается от других его самых слабых релизов тем, что практически не пытается быть оригинальным.
Причина, по которой Боуи вообще записал «Tonight», проста как две копейки. «Let's Dance» 1983 года продавался крайне круто (он и по сей день, не поверите, превосходит в этом качестве любой другой альбом Дэвида), привёл музыканту новую аудиторию и стал поводом отправиться в масштабный тур. Он, как позже выяснилось ошибочно, рассудил, что второй похожий проект сойдёт ему с рук. Но нет.
Итак, «Tonight» открывается одним из лучших треков во всей карьере Боуи («Loving the Alien»), а следующие полчаса хронометража мечется от душных каверов (вроде «God Only Knows») к бессмысленным филлерам. Опять же, следующий альбом Дэвида тоже получит плохие отзывы, но там хотя бы будет, за что ещё зацепиться. Но не здесь.
Yes
Альбом: «Tormato» (1978)
Средняя оценка слушателей на RateYourMusic: 2,93 из 5
Легенды прогрессивного рока пытались удержаться в трендах на волне интереса к панку и рождающейся новой волне, однако сделали несколько ключевых ошибок, приведших в итоге классический состав Yes к распаду.
Во-первых, самопродюсирование не всегда приводит к хорошему результату. Во-вторых, на освоение новой техники нужно время. В-третьих, студия Hipgnosis далеко не всегда делает хорошие обложки.
Моя любимая цитата по отношению к периоду «Tormato» принадлежит последнему из ныне играющих в Yes музыкантов классического состава, гитаристу Стиву Хау. В автобиографии он буквально написал, что никто из них не знает, как правильно сыграть песни из этого альбома. Следующие же сессии Yes закончились тем, что группа развалилась на части из-за разногласий по музыке. Вот так.
На этом всё. Надеюсь, что вам было интересно. В комментариях жду ваши отзывы по теме, а пальцы вверх этой статье помогут мне понять, следует ли заняться хотя бы ещё одной частью. Спасибо.
Предыдущие части доступны по ссылкам ниже:
И в конце ссылка на мой Телеграм-канал, где я стараюсь обмениваться более неформальными мыслями со своей аудиторией. Там же можно примкнуть и к чату для разговоров о музыке и не только.