Найти тему
Без музыки совсем не то

Карьера Nazareth закончена на высокой ноте альбомом «Rock 'n' Roll Telephone», 2014 г. – последним с Дэном МакКафферти

В 2014-м году бессменный фронтмен группы Nazareth Дэн МакКафферти записал с ней свой последний альбом, который получился если не шедевральным, то в любом случае шикарным и без всяких прошлых банальностей. На этом карьера группы закончилась, а то, что она записала уже с новым вокалистом – то уже совсем не Nazareth.

Nazareth «Rock 'n' Roll Telephone», 2014 г.
Nazareth «Rock 'n' Roll Telephone», 2014 г.

Ну, вот, наконец-то в приснопамятном 2014-м году и появился последний альбом Nazareth, который музыканты назвали «Rock 'n' Roll Telephone». Конечно, под вывеской Nazareth впоследствии появятся еще два альбома с новым вокалистом, но то уже не Nazareth, а скорее какой-то Krokus, или UFO последнего розлива. А вот настоящий Nazareth, каким мы его знали ровно 44 года подряд с самого 1970 года, закончился с альбомом «Rock 'n' Roll Telephone».

И, надо сказать, что альбом получился. Правда, ему далеко до того, что делали «Назареты» в 70-х, тем не менее, он на порядок интереснее тех «произведений», которые музыканты поназаписывали в 80-х, да и любой альбом 90-х эта последняя пластинка побивает одним махом. Ближе к ней могут подойти только два предыдущих альбома Nazareth – «The Newz» (2008 г.) и «Big Dogz» (2011 г.) – тоже хорошие «назаретовские» альбомчики, без особых изысков, тем не менее, после эпохального «2XS» (1982 г.) это первые произведения группы, которые критиковать нет смысла. В 2000-х «Назареты» вернулись к своим корням, и хотя немного переборщили с саундом, тем не менее, это старые добрые «Назареты».

CD-версия альбома Nazareth «Rock 'n' Roll Telephone», 2014 г.
CD-версия альбома Nazareth «Rock 'n' Roll Telephone», 2014 г.

В 2014-м году бессменный фронтмен группы Дэн МакКафферти покинул группу по состоянию здоровья, специально перед окончательным уходом записав со своими коллегами новый альбом. И этот альбом получился весьма неплох, хотя, конечно же, это было уже далеко не то. Но, несмотря на отсутствие хитов уровня «Love Hurts», «This Flight Tonight» или «Telegram», альбом «Rock 'n' Roll Telephone» принципиально ничем не менее драйвовый, чем все по-настоящему знаковые работы группы, несмотря даже на смену гитариста и барабанщика.

Виниловая версия альбома Nazareth «Rock 'n' Roll Telephone» была выпущена только в Великобритании в том же 2014 году
Виниловая версия альбома Nazareth «Rock 'n' Roll Telephone» была выпущена только в Великобритании в том же 2014 году

Правда, местами продюсер (Yann Rouiller) подкачал, придав не тем песням не тот саунд, но это чисто техническая проблема. Если альбом перемикшировать, то получится вообще конфетка, опять же, несмотря на отсутствие хитов. И оказывается, что на творческий процесс все же не так сильно влияли покойники Даррелл Свит и Мэнни Чарлтон, с которыми были записаны все шедевры Nazareth 70-х и кое-какие более поздних времен.

Разворот винилового альбома
Разворот винилового альбома

Интересно, что именно последние альбомы Nazareth с МакКафферти, хоть они хронически не попадали в чарты США и Великобритании, вдруг стали популярными в странах Центральной Европы – Германии, Австрии и Швейцарии. А в Швейцарии, к слову говоря, не был популярен ни один альбом группы до самых 90-х, да и в Австрии тоже группа не сильно котировалась. А тут вдруг целая цепочка чартовых позиций! Видать, неспроста это.

Лейблы виниловой версии
Лейблы виниловой версии

Ну ладно, давайте рассмотрим альбом потреково и определимся получше, что же в этом альбоме есть хорошего, а что есть не очень. Все песни написали все музыканты группы сообща, на клавишных играли гитарист Джимми Мюррисон и барабанщик Ли Эгнью. Впрочем, сын прославленного бас-гитариста Nazareth вообще больше клавишник, чем барабанщик, потому что всю музыку для группы он, по его собственному признанию, сочиняет исключительно на синтезаторе, а вклад его в это дело очень высокий – это уже по признанию других участников группы.

1). Boom Bang Bang (3:17) «Бум-бах-бах». Песня про бабу и мужика на какой-то вечеринке, которые очень хотят друг друга, но пока что стесняются, возможно, потому, что переночевать негде. Песня очень суровая, и создается такое ощущение, что «Назареты» решили сделать что-то наподобие «Hair of the Dog», но вот барабаны хоть звучат и мощно, но на фоне остального саунда как-то теряются. Мюррисон тут выпилил довольно внятное соло, хотя и не такое мощное, как полагалось бы для такой громоподобной песни. К тому же местами звучит звон совсем уж фанковых ритм-гитар, но, тем не менее, общее гитарное звучание можно приравнять к звучанию гитар «Пристов» или «Саббатов».

2). One Set of Bones (3:27) «Один набор костей». Еще один тяжеленный хард-метал-боевик про то, что человек проживает только одну жизнь (получает только один набор костей), поэтому должен прожить ее так, чтобы, как у классика, не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Номер забойный, но барабаны опять-таки, еле поспевают за саундом, а не возглавляют его. Тем не менее это снова техническая проблема, если песню переработать, то она вполне могла бы быть включена в репертуар самого классического, и одновременно самого тяжелого альбома группы «Hair of the Dog».

3). Back 2B4 (4:52) «Назад 2Б4». Почти что хит, на самом высоком уровне классических «Назаретов» - и кто сказал, что группа исписалась и испелась??? Песня про то, что бессмысленно оглядываться назад, надо все время идти вперед. Ну, никакого открытия Америки я тут не вижу. По музыке чем-то напоминает вторую композицию с альбома «No Mean City» 1978 года, правда, та песня более тяжелая, и хоть тоже веселая, но гораздо менее наивная.

4). Winter Sunlight (3:29) «Зимний солнечный свет». Очень долгая и довольно нудная лирика про зимний солнечный свет. Впрочем, для репертуара любого классического альбома «Назаретов» подходит прекрасно. По крайней мере это не «проходняк», для сборника типа «Love Songs» подходит наилучшим образом.

5). Rock 'n' Roll Telephone (5:45) «Рок-н-ролльный телефон». Совсем не рок-н-ролльная, а скорее блюзовая песня про какого-то музыканта-алкаша, который пропил все, что было у него в карманах, но больше всего его заботит отсутствие его телефона, потому что он не может позвонить какой-то своей тёлке и сказать ей что он жив-здоров. В середине перед весьма неплохим соляком прикольный рифф, полностью сдёртый у Megadeth. Вообще весь номер очень тяжелый, почти что металлический, но на этот раз барабаны звучат прекрасно.

6). Punch a Hole in the Sky (3:49) «Проделайте дыру в небе». Не совсем понял, про что песня, но в любом случае в ней культивируется идея применения силы, если что-то очень хочется. Что-то в стиле композиции «Razamanaz» с одноименного альбома 1973 года. Даже барабаны играют точь-в-точь как на оригинале, хотя тут гитара скорее металлическая, а не рок-н-ролльная, да и припев не задорный, а какой-то грустный.

7). Long Long Time (4:18) «Долго-долго». Песня про долгую любовь, ничего особенного. Это обычная баллада в каком-то «тропическом» стиле, не помню, как он называется. В принципе, номер альбом совсем не портит, хотя он и банальный до ужаса, более свойственный поздним Бобу Дилану или Брюсу Спрингстину, чем «Назаретам». Но МакКафферти очень старается, и песня получилась достаточно убедительной.

8). The Right Time (4:50) «В нужное время». Песня про правильную жизнь, ничего особенного, что-то типа лирики Тины Тернер с ее душещипательными моралями. Причем в музыке песни настолько ничего особенного, что этот номер даже критиковать не хочется. Хотя, конечно же, музыкальное исполнение на очень высоком уровне.

9). Not Today (3:26) «Не сегодня». Еще одна песня про какого-то алкаша (или какого-то наррика), которому невыносимо хочется выпить, но он держится до умопомрачения. Шикарный тяжелый номер в стиле хэви-метал, правда, тут барабаны снова теряются в куче музыкального гитарного и бас-гитарного металлолома. Опять же – если песню отмикшировать как надо, то для «Hair of the Dog» она вполне подошла бы.

10). Speakeasy (3:17) «Спикизи». Что такое «спикизи» в данном контексте - непонятно, но песня про стенания аллкаша, которого не пускают в какой-то секретный бар напиться, хотя у него на кармане куча бабла. Весьма приличный гитарный ритм-энд-блюз чисто в стиле «Назаретов», хотя, конечно же, наблюдается некоторая вторичность основной музыкальной линии, да и у МакКафферти что-то приключилось с голосом, и в кульминациях он пытается тянуть фальцетом, но получается только визг. Впрочем, это можно приписать к некоему вокальному эксперименту, и это песню нисколько не портит, особенно учитывая тему текста с фигурирующим в нем измученным жаждой аллкашом.

11). God of the Mountain (3:42) «Бог горы». Про Бога Горы, которая находится где-то в Австрии. Видимо, речь идет о серебряном руднике, который главный герой хочет прикарманить себе, заручившись согласием Бога этой Горы. И снова барабаны на высоте, как и в композиции «Razamanaz». Правда, МакКафферти снова повизгивает, видимо, к концу записи сильно устал, учитывая, что ушел он из группы как раз из-за проблем с голосовыми связками. Соло на гитаре просто шикарное, хотя совсем не «назаретовское».

Бонусы:

12). Just a Ride (2:50) «Просто прокатись». Про какую-то «легкую» поездку, обещанную каким-то учителем, в результате которой герой оказался в четвертом измерении. Тут явно какой-то другой смысл, который я не уловил. Очень тяжелый номер, сугубо металлический, правда, в музыкальном плане особо интересного ничего не представляет.

13). Wanna Feel Good? (3:50) «Хочешь чувствовать себя хорошо». Песня в стиле ритм-энд-блюз про вечеринку, на которой девочки с мальчиками напиваются так, чтобы потом вместе зарыться в какой-то норе, но чтобы не перепиться, а остаться в форме в этой норе, надо сделать какое-то физическое упражнение. В принципе, довольно неплохая «закрывашка» для альбома, тем более что и Мюррисон тут сыграл на соло как типичный Мэнни Чарлтон.

Трек-лист винилового альбома
Трек-лист винилового альбома

К альбому прилагается еще несколько бонусов, но в основном это старые хиты группы в концертном исполнении в разные 2000-е годы, и рассматривать их нужно в другой теме.

Две внутренние вкладки для пластинок с обоих сторон
Две внутренние вкладки для пластинок с обоих сторон

В заключение хочу повторить – последний альбом «Назаретов» получился если не шедевральным, то в любом случае шикарным, особенно учитывая времена, в какие он записывался. Жаль, конечно, что МакКафферти покинул группу, тем не менее, он сделал это не в момент ее упадка, и хотя нового расцвета тоже не произошло, тем не менее, критиковать эту пластинку, в отличие от множества предыдущих, просто не за что.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ NAZARETH НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Nazareth «Surviving The Law», 2022 г. ~ резкий разворот группы в сторону хэви-металла. По сути, это уже совсем новая группа

Альбом «Big Dogz», 2011 г. «Назареты» решили освоить грандж в самом его мрачном варианте

Nazareth «Move Me» 1994 г. ~ попытка группы на плечах «Aerosmith» влезть на американский рынок

Nazareth «No Jive» 1991 г. ~ первый чисто хард-роковый альбом за предыдущие 12 лет

80-е годы были для Nazareth самыми провальными – сплошные фиаско и не попадания в чарты