Нет однозначного периода Смутного время. Один из самых популярных периодов – с 1598 года по 1612 год, то есть с воцарения Бориса Годунова до сдачи польского гарнизона Кремля. Также точкой отсчета иногда ставят воцарение Федора Ивановича в 1584 году или воцарение Лжедмитрия I в 1605 году. Иногда Смуту растягивают до 1618 года, когда русские и поляки заключили мир. В этой статье затронем наиболее широкий период – с воцарения Федора до 1618 года.
Период Смуты, начиная с отцов отечественной историографии Василия Татищева и Николая Карамзина, оценивался по-разному. Особенно это касается роли Русской церкви. Татищев и Карамзин считали, что причиной Смуты было «дурное состояние нравственности» в обществе. Роль церкви они обходили стороной. В 19 веке историки Сергей Соловьев и Василий Ключевский также не рассматривали церковно-религиозный фактор при объяснении и описании Смутного времени. Однако в церковных кругах того времени роль церкви в освободительном движении рассматривалась в позитивном ключе, что закономерно. В раннесоветский период дискурс апологетики церкви сменился на дискурс критики. И только со второй половины 20 века историки более взвешенно стали рассматривать роль Русской церкви в Смутное время.
Церковь и начало Смуты
На царство Федора Ивановича, сына Ивана IV Грозного, возвел митрополит Дионисий, уроженец Новгородской земли. Он считал, что царица Ирина, сестра Бориса Годунова, была бесплодной. Поэтому поддерживал партию Шуйских против Годунова и уговаривал царя развестись с женой, взяв новую из семьи Шуйских, дабы был наследник. Дионисий был весьма смел, ведь в царстве Годунов постепенно набирал власть, а с 1587 года он стал фактическим главой государства.
К 1587 году Годунов боролся с Шуйскими за власть, за это Дионисий обличил Годунова в тирании и просил царя, чтобы тот убрал Годунова. Но победил Борис Годунов и 1587 году Дионисия свергли с митрополичьего места. Его заменил митрополит Иов, ставленник Годунова. Именно Иов станет первым русским патриархом московским и всея Руси.
Установление патриаршества
Именно утверждение патриаршества стало главным церковным событием в период Смуты, если ее начинать с 1584 года. Патриаршество появилось хитрым и своеобразным образом, с помощью политических интриг, запугиваний, плена и манипуляций. Это отдельная тема для большой статьи, здесь лишь кратко опишу реперные точки этой удивительной истории.
Для установления патриаршества нужен был томос от вселенского константинопольского патриарха – Иеремии II. Именно Константинопольская церковь являлась церковью-материю для Русской церкви. В 1588 году патриархия в Константинополе была разорена турками, поэтому Иеремия II приехал в Москву за финансовой помощью. Его встретили с большим почетом, однако это были проводы под домашний арест, так как Иеремию никто выпускать не собирался.
Любопытный факт: в православии есть канонические правила о том, что получение автокефалии (независимости церкви) под политическим давлением не является действительным. Но с Русской церковью именно это и произошло. Годунов не собирался отпускать Иеремию без утверждения патриаршества в Русском царстве. Иеремия предлагал создать свою временную резиденцию в Москве, но Годунов не принял его предложения. В итоге в 1589 году патриарха Иеремию II вынудили возвести митрополита Иова в статус патриарха московского и всея Руси. Позже с этим согласились остальные православные патриархи, тем самым легитимизировав статус новой поместной церкви. Более того, Русская церковь заняла пятое место в диптихе православных церквей, сразу после самых древних и авторитетных церквей Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима.
Смещение Иова
Однако патриарший статус Иова не давал ему никаких льгот в будущих событиях. Годунов официально правил с 1598 года до своей смерти в 1605 году. Престол занял самозванец Лжедмитрий I, который прикидывался погибшим братом Федора Ивановича – Дмитрием. С точки зрения церкви Дмитрий не мог быть наследником престола после смерти царя Федора Ивановича, потому что был рожден от седьмого брака православного царя Ивана Грозного, которого некоторые православные современные группы хотят провозгласить святым.
Иов отказался короновать Лжедмитрия, поэтому его сместили и отправили в монастырь. Остальные архиереи подчинились новому правителю. Лжедмитрий также освободил Федора Романова, отца будущего царя Михаила Романова и двоюродного брата царя Федора Ивановича, и возвел его в сан митрополита. Так Федор Романов стал Филаретом. До освобождения Филарет находился в заключении в Антониево-Сийском монастыре, куда его отправил Борис Годунов, потому что видел в Филарете политического соперника. Освобождение Филарета было связано с тем, что Филарет был сыном Никиты Романовича Захарьина-Юрьева, шурина Ивана Грозного, а значит Лжедмитрий, который имитировал погибшего царевича Дмитрия, формально приходился Филарету двоюродным братом.
Лжедмитрий организовал архиерейский собор, на котором в патриархи выбрали его ставленника митрополита Игнатия, грека по происхождению. Игнатия вместе с Лжедмитрием согнали с престола в 1606 году, когда власть захватил Василий Шуйский. Шуйский поставил нового патриарха – казанского митрополита Гермогена.
Гермоген был важной фигурой в период разгара Смуты – с 1606 по 1612 год. Он рассылал в епархии страны письма с призов к единению и противостоянию иноземным захватчикам. В 1610 году Москву захватил польско-литовский гарнизон по приглашению Семибоярщины. Гермоген был одним из тех, кто продолжил призывать бороться с захватчиками, за что его посадили в кремлевскую темницу, где он умер в 1612 году на кануне освобождения Москвы Вторым народным ополчением Минина и Пожарского.
Несколько слов о Филарете
После 1612 года патриархи не назначались семь лет. Новоиспеченный царь Михаил Федорович хотел сделать своего отца митрополита Филарета главой Русской церкви. Но Филарет находился в польском плену, его освободили только в 1618 году, когда Русское царство и Речь Посполитая заключили мир на 14 лет.
Как было сказано выше, Филарет был возведен в сан митрополита при поддержке Лжедмитрия I, но на этом карьера будущего патриарха не закончилась. Когда большую часть территории Русского царства захватил Лжедмитрий II (Тушинский вор, чей Тушинский лагерь находился близ Москвы), то к нему в стан попал Филарет, которого там провозгласили патриархом. Позже, когда начнется экспансия Речь Посполитой на русские земли, Тушинский вор перейдет на их сторону, а "патриарх"-митрополит Филарет будет договариваться с Сигизмундом III о том, как бы его сына Владислава посадить на русский престол, лишь бы тот принял православие.
Заключение
Роль церкви в период Смутного времени нельзя назвать однозначной. Церковные иерархи поддерживали действующую власть, провоцировали смену власти, в том числе в пользу иноземных захватчиков. Церковь не сохраняла единства при выбора церковной главой какой-либо политической стороны. Консервативная часть церкви не поддерживала Бориса Годунова из-за прогрессивной политики (призвание западных специалистов и создание новой образовательной системы), при правлении Тушинского вора часть иерархов клялась ему в верности.
Однако нельзя обойти стороной тот факт, что многие монастыри, в том числе Троице-Сергиева лавра, сохраняли верность патриарху Гермогену и поддерживали народное ополчение в самый непростой период Смуты, когда власть в стране могла перейти польской династии.