Здравствуйте, друзья!
С сентября 2022 года вступил в силу ФГОС третьего поколения. Уже третьего! Но вопросов, связанных с организацией урока по ФГОС, у учителей меньше не стало.
Что же особенного во фгосовском уроке? Чем он отличается от обычного, традиционного урока?
Одной из важнейших особенностей урока по ФГОС является то, что учитель не транслирует готовые знания ученикам. Ученики сами совершают открытие.
Многие неверно трактуют эту характерную черту урока по ФГОС, считая, что ребёнок на уроке должен сам изучить новый материал. Зачем же ему тогда школа и учитель?
Задача учителя – создать ситуацию, при которой ребёнок сможет открыть новое знание.
Знакомство с новым материалом на традиционном уроке, как правило, выглядит так: учитель объясняет детям новую тему, или дети читают правило в учебнике. Кто-то скажет: «Мы так учились в школе. Что в этом плохого?» Ничего. Мы не оцениваем уроки по шкале «Плохо – хорошо», мы пытаемся выбрать лучшее для своих учеников, которые, к слову, совсем не похожи на нас. Они иначе воспринимают информацию, они мыслят и действуют по-другому. А значит, и образование не может стоять на месте.
Как ребёнку самостоятельно открыть на уроке то, чего он ещё не знает?
Разберёмся на примере урока русского языка в 5 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым». В этой статье я намеренно рассматриваю только часть изучаемого правила.
Я предлагаю ребятам фрагмент рассказа пятиклассника о себе.
Я родился и живу в городе. Наш город центр Челябинской области. Моя семья состоит из четырёх человек. Мама моя учительница. Отец мой тренер. Младший брат воспитанник детского сада.
Прочитав текст про себя, мы с ребятами обсуждаем, почему так трудно понять его содержание. Приходим к выводу о том, что в предложениях нет знаков препинания. Многие обращают внимание на двоякое значение некоторых предложений.
Мама - моя учительница. Мама моя - учительница.
Отец - мой тренер. Отец мой - тренер.
Благодарю за идею автора канала "Учительская Мастерская".
Работа с таким текстом отвечает ещё одному важному требованию урока по ФГОС. Дети не всегда понимают, зачем нужно знакомиться с правилом, что изменится, если они не научатся это правило применять. Подобные тексты очень хорошо иллюстрируют практическую направленность изучаемого материала.
Дальше мы работаем с тем же текстом, открыв все знаки.
Я родился и живу в городе. Наш город - центр Челябинской области. Моя семья состоит из четырёх человек. Мама моя - учительница. Отец мой - тренер. Младший брат - воспитанник детского сада.
Следующий этап – анализ предложений. Читаем предложения с тире. Выясняем, что их объединяет?
Дети сразу обращают внимание на то, что в этих предложениях нет сказуемых, выраженных глаголами. Здесь сказуемые отвечают на вопросы: «что это такое?», «кто это такой?». Выражены они существительными.
После того как все особенности анализируемых предложений выделены, я прошу детей самостоятельно сформулировать правило, начав его словами: «Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если…».
Правило простенькое, но, когда дети, открыв учебник, понимают, что их формулировка совпала с той, что изложена в книге, радости их нет предела. Открытие совершили! Сами!
Конечно, этот приём уместен не на каждом уроке. Но в копилке ФГОС много других интересных приёмов. О них мы поговорим в следующий раз.
Благодарю за поддержку 👍 и комментарии.