Писание говорит: «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил» (Быт. 1:27). Но что именно в человеке является образом Божиим – его тело, или «Бог есть дух» (Ин. 4:24)? Заключен ли образ Божий только в духе человека? Предлагаем разобраться с помощью творений святых отцов.
Немного терминологии. Дихотомия и трихотомия
В святоотеческих творениях встречается и двусоставное, и трехсоставное описание человеческой природы: дихотомия и трихотомия, или триадология и диадология. В первом случае отцы делят человеческую природу на душу и тело. Во втором случае разделение происходит на тело, душу и дух.
При трихотомии душа дает психические, чувственные и рациональные способности человеку. Это – возможность испытывать эмоции, мыслить, видеть в мире прекрасное и творить. А дух – это совесть, стремление к Богу, страх Божий. При дихотомии между духом и душой различия нет.
В этих двух позициях нет противоречия, обе они не являются догматическими. Более того – учение о составе природы человека не догматизировано вовсе. Поэтому принято выбирать ту точку зрения, которая соответствует контексту. В этой статье душа и дух – синонимы.
Только душа
Казалось бы, раз Бог не имеет тела, то и тело человека не может быть сотворено по образу Божию. Тело человека осязаемо, подвержено болезни и смерти, имеет пол, а потому и по качествам оно не похоже на образ бестелесного, бессмертного и бесполого Бога.
Душа же человека, напротив, тлению не подвержена, бессмертна, невидима, является источником мысли, любви и творчества. И потому в человеческой душе гораздо легче увидеть образ Божий, чем в теле.
Значительное число отцов придерживались мнения, что только душа и ее силы сотворены по образу Божию. Говоря об образе, они часто даже не упоминали тела:
«Выражение «по образу» указывает на способность ума и свободы» (Св. Иоанн Дамаскин, «Точное изложение православной веры», кн. II, гл. XII).
«То, что человек возник по образу Божию, некоторым пришло на ум понимать как разумность и свободу воли, а другим – как главенство и высоту господства, ибо и в том, и в другом создание может отображать Создателя» (Свт. Фотий Константинопольский, «Амфилохии», тракт. 36).
Свт. Григорий Богослов говорил о принципиальном различии тела и души: «Во мне двоякая природа. Тело сотворено из земли, потому и преклонно к свойственной ей персти. А душа есть Божие дыхание и всегда желает иметь лучшую участь пренебесных» («Слово о малоценности внешнего человека и о суете настоящего»).
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Святитель Феофан Затворник выражал свою позицию однозначно: «Образ и подобие Божии не относятся к телу, а к душе. Образ Божий состоит в естестве души» («Внутренняя жизнь. Избранные поучения»).
В православных учебных пособиях такая точка зрения является преобладающей. Протопресвитер Михаил Помазанский в учебнике догматического богословия пишет: «Прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие Отцы Церкви».
В «Законе Божием» за авторством прот. Серафима Слободского прямо говорится, что образ Божий находится в свойствах и силах души.
Но как тогда быть со словами Писания о том, что человек сотворен по образу Божию? Именно человек, а не его душа или иная часть. Целое не может называться частью, а часть – целым. Человек не является душой, а душа – человеком.
Все естество
Мнение, что образ Божий заключен во всем человеке, т.е. и в теле, получило меньшее распространение. Хотя еще во II в. об этом писал сщмч. Ириней Лионский: «Совершенный человек есть соединение и союз души, получающей Духа Отца, с плотию, которая создана по образу Божию» («Против ересей», кн.5, гл. 6, § 1).
А свт. Епифаний Кипрский находил неубедительным параллели между силами души и силами Божиими: пускай она невидима, бессмертна, и все же не может быть названа образом Божиим. Бог ничем не ограничен, Он всеведущ и всемогущ, душа же заключена в теле и силы ее ограничены. Поэтому, полагал святитель, невежественно определять, в какой именно части человека находится образ Божий. По его мнению, он – во всем человеке.
Совершенно в ином свете земная плоть воспринимается после события боговоплощения и обожествления человеческого тела Иисусом Христом. Христос после Воскресения имел то же самое тело, что и при земной жизни. Однако же оно переменилось, стало преображенным и одухотворенным настолько, что ученики не узнавали Его и принимали за духа (См. Лк. 24:36-37).
Тела подвижников, достигнувших обожения, остаются нетленными после смерти. Это, как и тело Воскресшего Спасителя показывает, что приобщение Божественной природе возможно не только для души.
Теозис возможен только при достижении подобия Божия. И если теозису причастно тело, то и оно достигает подобия. А разве может достичь подобия Божия то, что не содержит Его образ?
Сщмч. Ириней писал, что Адам был создан по Божественному предведению по образу Христа («Доказательство апостольской проповеди», 2).
Так же считал прп. Феодор Студит: «На земле же Самого Себя (представил) в создании Адама, который, по слову блаженного Павла, есть образ будущего» («Против иконоборцев семь глав, 3»).
И свт. Николай Кавасила писал, что для творимых людей Христос был первообразом («Семь слов о жизни во Христе», 6).
И потому, даже если «Бог есть дух» (Ин. 4:24), тело человеческое могло быть сотворено по образу Тела Божественного.
В целом, идея небрежения по отношению к человеческому телу, периодически появляющаяся и у православных писателей, была характерной для некоторых школ эллинской философии. А позднее ее исповедовали гностические секты, с идеями которых активно боролась Православная Церковь. Гностики учили, что тело является темницей для души, а мир – для человека в целом.
Православное учение о человеческом теле – в обратном: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19).
Образ не в природе, а в личности
Богослов XX в. В.Н. Лосский придерживался мнения, что образ Божий не содержится в природе, а является личностью человека. По его мнению, факт того, что Божественная Личность полностью восприняла человеческую природу без каких-либо изменений показывает, что человеческая личность очень похожа на Личность Божественную.
И как личность Христова не была частью ни Божественной, ни человеческой природы, но находилась выше ее, так и личность человеческая не может сводиться к природе. И, следственно, образ Божий в природе не заключен.
Непознаваемая тайна
Вопрос о том, в какой части человеческой природы содержится образ Божий, так и не был решен. Богословы, приводившие разные теории, часто делали вывод, что человеку просто невозможно познать тайну Божественного творения.
В.Н. Лосский писал: «Образ непознаваемый, ибо, отражая полноту своего Первообраза, он должен также обладать и Его непознаваемостью. Поэтому мы и не можем определить, в чем состоит в человеке образ Божий».
С этим созвучна приведенная ранее мысль свт. Епифания о невозможности понять, в какой именно части человеческой природы содержится образ Божий.
Тем не менее, перед нами есть прямое свидетельство Писания, гласящее, что человек сотворен по образу Божию. И если Господь нам сообщает это, то это истинно, хотя это и не поддается нашему разумению. А тот факт, что люди, стремящиеся к святой жизни, на деле являют миру подобие Божие, прямо указывает на образ Божий, в какой бы части человеческой природы он ни содержался.
КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ, ЧТОБЫ ПОЛУЧАТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ О ПРАВОСЛАВИИ!