В Индии тигр объявлен национальным животным. В стране, популяция тигров в которой cоставляет 70% от всей мировой популяции, это редкое животное возведено в ранг национального достояния. Это я узнала на «Тигрином форуме», который состоялся второй раз во Владивостоке 5 сентября 2022 года.
На форуме присутствовали делегации из 40 стран, и конечно, же, спикерами были представители 13 стран, в дикой природе которых обитают тигры. Это Россия, Индия, Китай, Бангладеш, Бутан, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Непал, Таиланд и Вьетнам. Безусловно, за 10 лет со времени проведения первого в России форума по сохранению тигров, Россия сильно продвинулась в этом деле, на сегодняшний день у нас насчитывается около 600 взрослых тигров, и около 150 котят. Пишу «около», потому что подсчёт животных – это очень сложная задача, есть зимние методы учёта, летние, существует подсчёт с помощью фотоловушек, и дело осложняется тем, что тигры не знаю границ ни регионов, ни государств, и путешествуют из страны в страну. В нашем случае они переходят на территорию Китая, поэтому важна совместная работа по изучению и сохранению тигра. В Индии более 300 тыс. квадратных километров оснащено фотоловушками, поэтому индийские специалисты могут уверенно заявить о том, что более 3000 тысяч тигров находятся на территории их страны. К сожалению, есть страны, такие как Вьетнам, Лаос, в которых тигр совсем исчез. Думаю об этом с грустью и тревогой, вспоминая, как в детстве одной из моих самых любимых книг была книга «Сказки народов Азии», и герои вьетнамских сказок очень часто встречались в непроходимых джунглях именно с тигром. Грустно, потому что исчезновение редкого хищника, происходит по вине человека.
Именно во Вьетнаме, да и в других странах Азии, до сих пор существует стереотип о том, что медицинские препараты из костей, и прочих частей тигра, дарят долголетие. Из- за этого предубеждения существует браконьерская охота на тигров. Пишу о предубеждении, так как представители учёного сообщества России в ходе форума сообщили, что специально проводили все исследования, чтобы прояснить якобы уникальность лечебных свойств таких лекарств, и, в итоге, ничего особенного не выявили. Отсутствие уникальных свойств подтвердили и учёные из азиатских стран. Но предубеждения сильнее, ведь и у нас существуют представления о том, что некие средства «народной медицины» лечат лучше. Более того, в некоторых азиатских странах даже организовали «тигриные фермы», на которых тигров разводят именно из за их дериватов. Для нашего российского менталитета звучит диковато: «тигриная ферма», но такие фермы есть, и без труда можно найти много информации о них в интернете. Раджеш Гопал — генеральный секретарь Глобального тигриного форума с горечью отметил, что даже наличие тигриных ферм в Азии не снизило браконьерство на диких тигров. Это говорит, прежде всего о слабой работе по просвещению и социализации населения в местах обитания тигров, и слабой работе по профилактике и борьбе с браконьерством.
И вот опять Индия «впереди планеты всей» в этой работе. Сатя Пракаш Ядав — Член-секретарь, Национального управления по охране тигров (NTCA) Республики Индия, высказал основную стратегию сохранения всего животного мира, которая звучит как «без работы с обществом, сохранение тигра невозможно». Я бы добавила, что без социализации вообще сохранение живой природы невозможно. Невозможно спасти ни кошку, ни собаку, ни муравья без вовлечения человека, без обучения, и информирования. Что имел ввиду Сатя Пракаш Ядав? Как этот принцип реализуется на практике? Прежде всего, и это основная часть работы по защите тигра: необходимо проводить комплексную работу с населением. Например, более 12 тыс. кв. километров в Индии обозначены как заповедная зона, в которой запрещена любая деятельность человека. Связано это с особыми действиями по охране тигра , и поэтому даже деревни были полностью вывезены из этой охраняемой области. Правительство Индии построило новые поселения и пересилило людей, жителям была найдена новая работа в буферных зонах, в сфере экологического туризма. Вы спросите, «как же можно увидеть тигра в живой природе, такая встреча может быть смертельно опасной»! Конечно , туристические маршруты не пересекаются с тигриными тропами, туристы изучают природу, встречают других животных, а тигров наблюдают с помощью фотоловушек. С населением работают, создавая рабочие места в зонах развития туризма, центры обучения сотрудников в заповедниках, экипируя инспекторов по последнему слову техники. Цифровые технологии не обошли систему слежения за тиграми, и предотвращения браконьерской охоты: более 300 тыс. кв. км в Индии оснащены камерами и прочим оборудованием, которое также нуждается в обслуживании и развитии, а это - дополнительные рабочие места и инфраструктура. Специалисты выяснили, что в эко системе тигра очень важна чистая вода, поэтому было очищено более 350 водоёмов во всей стране. И такая огромная работа влечёт за собой развитие рабочих мест и рынка очистки вод. Там, где очищается вода, расцветает жизнь.
Конечно, мы можем сказать, что Индия начала свою системную и комплексную работу по сохранению тигров давно, в 1973 году, и она сейчас намного впереди нашей страны. Но ведь и я, по своему 6-летнему опыту в зоозащите, могу сказать, что мы движемся быстрыми темпами. Совсем недавно произошёл трагический случай с медведем из Диксона, мишку расстрелял, и вполне возможно, ещё и сбил на автомобиле, браконьер. Его многочисленные травмы говорят о наивысшей степени жестокости человека по отношению к животному. Государство очень быстро среагировало, медведя эвакуировали, его лечат лучшие специалисты страны, спасение и реабилитация публикуется в телеграмм каналах Министерства природных ресурсов, Росприроднадзора, Московского зоопарка, а также телеграмм каналах их руководителей. Мы с Кареном Даллакяном вспоминали, что в 2009 году никто не хотел из государственных структур помочь спасению тигра Жорика, спасали «всем миром», дети несли деньги из своих копилок, пенсионеры приносили частичку небольшой пенсии. Карену дали возможность выступить перед Думой Челябинска, и, после его выступления, депутаты собрали аж 3 тысячи рублей. Уж потом, для почти отчаявшегося Карена, звонок из приёмной руководителя правительства, а на тот момент эту должность занимал Путин Владимир Владимирович, оказался спасительным, деньги были найдены! Мы с Кареном обсудили, что «как хорошо, что время меняется, что сейчас жизнь животного становится важна», и мы пожелали медведю Диксону скорейшего выздоровления! Да, впереди у него большой путь реабилитации, но эта история волнует миллионы людей.
А я как рекрутер, всегда интересуюсь зонами развития рынка труда, и всегда была уверена в том, что развитие природоохранной системы создаст новые, интересные рабочие места. А главное, рабочие места, которые привлекут молодые кадры, ведь современное поколение вовлечено в проблемы экологии, и ценит работу, наполненную смыслом сохранения природы. Конечно же, и у IT –специалистов работы прибавится, ведь цифровые технологии очень нужны на службе у охраны природы. Они сократят браконьерство, помогут учёным в исследовании природы, разнообразят возможности эко туризма. Опыт такого единства уже есть, меня вдохновило выступление Александра Сергеевича Баталова, директора лесоохотничьего хозяйства «Дурминское». Вот никогда не думала, что смогу заинтересоваться работой охотничьего хозяйства. Но опыт Александра Сергеевича по восстановлению леса на своей территории, и работе по охране и развитию копытных, привёл к тому, что на территорию его хозяйства пришли и поселились тигры, и сейчас их популяция составляет более 20. Его хозяйство посетили туристы из 26 стран, туристам нравится наблюдать за тигриными семействами по фотоловушкам. Отстроена добротная база с зимовьями, гостевыми домиками и музеем. Лесное зверье присмотрено и прикормлено, его скрытую от человеческих глаз жизнь денно и нощно наблюдают глаза фотоловушек. В «Дурминском» есть маленькие ООПТ (особо охраняемые природные территории) – зоны покоя и воспроизводственные площадки, где запрещена всякая охота. И вообще «Дурминское» – уникальное явление, здесь гармонично сочетаются отрасли лесного, охотничьего и заповедного хозяйства. И хотя я сторонник запрета любительской охоты, но методы работы по восстановлению леса, поголовья таёжных животных, организации эко туризма, которые развивает Александр Сергеевич, мне интересны. А эко туризм и фото охота, я уверена, что временем вытеснит всю прочую охоту!
У России много богатств, но самое главное богатство – наша уникальная природа! Мы вполне может заявить, что российские животные, тигры, леопарды, медведи – наши национальные животные! Забота о них и развитие просвещения о природе способна стать значительным толчком для развития социума!