Найти в Дзене
Исследователь Войтек

Ликвидатор аварии на ЧАЭС о работе на станции: "Осенью уволился. Понял: если останусь — сдохну"

Оглавление

«Продвинутый колхозник» — так называет себя Иван Витковский из Наровли. Он выкладывает на YouTube видео о том, как путешествует по Мадагаскару, ловит щуку на блесну и прыгает с моста на тарзанке.

— Люблю экстрим. Даже глаза не закрываю, нарочно. Даю встряску своему организму, мозгу. Может, это самовнушение, но как-то даже со здоровьем легче становится, — рассказывает Иван.

Ему 58 лет, 32 года назад Иван работал в украинском городе Припять — как раз на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной станции, где произошла авария. Сейчас у Ивана третья группа инвалидности и диагноз, который появился вскоре после аварии на ЧАЭС. Но в последние годы он старается брать от жизни столько впечатлений, сколько может.

Вид с балкона квартиры Ивана Витковского на город Припять, в котором жили работники Чернобыльской атомной станции
Вид с балкона квартиры Ивана Витковского на город Припять, в котором жили работники Чернобыльской атомной станции

Когда «продвинутый колхозник» из Наровли говорит про путешествия, на глазах у него появляются слезы радости.

— Видел потухшие вулканы. Был на острове Занзибар (главный остров архипелага Занзибар в Танзании)! Представляете: я, Иван из Наровли — на острове Занзибар! (Смеется.)

Про потухший реактор на Чернобыльской атомной станции он рассказывает совсем с другими эмоциями. Но вспоминать не отказывается — чтобы и другие знали, как это было.

Не город — мечта. Припять в 1986-м

Сам он родом из деревни Грушевка под Наровлей. После школы окончил техникум — выучился на инженера-электрика и вернулся в родную деревню. Там женился, прожил пару лет, даже вокально-инструментальный ансамбль с друзьями создал — «Вечер удач».

В атомный город Припять ездили за колбасой. Город хорошо снабжался.

Первым на атомную станцию из близких Ивана Витковского устроился шурин. Потом этой работой заинтересовался и Иван. На собеседовании предложили нарисовать электрическую схему. Иван в электрике соображал хорошо, так что задание легко выполнил и устроился на работу. Зарплата подросла: если в деревне получал 90 рублей, то на атомной станции стало 120.

Иван с сыном Сергеем на пристани, откуда ходили теплоходы «Ракета» на Киев и Мозырь
Иван с сыном Сергеем на пристани, откуда ходили теплоходы «Ракета» на Киев и Мозырь

— Тогда в Припяти в течение полугода давали квартиру. Причем общесоюзная норма была семь квадратных метров на человека, а там — 18! Шикарные квартиры! Припять для меня тогда стала пупом земли. Почти наши края. Южнее — уже украинская природа, уже лесопосадки, степи, а у нас еще — леса, грибы! Возьми севернее в Беларусь — виноград, если посадишь, надо укрывать. А тут и виноград укрывать не надо, и лес, и красота. Еще — Припять соединяется с Днепром, райское место. Мы так жили хорошо там, что и представить себе нельзя: 60 километров — мои родители, 18 километров — родители жены.

С 1984 года он работал на Чернобыльской атомной станции электриком четвертого разряда — в цехе тепловой автоматики и измерений четвертого энергоблока. Группа ВСРО — вспомогательных систем реакторного отделения. Как раз на четвертом энергоблоке в 1986-м и произошла авария.

-3

«Начальник цеха говорит: блок взорвался! Я не верил. Столько защит!»

25 апреля 1986 года была пятница. Иван Витковский уложил спать двухлетнего сына и сам лег. Жена Витковского с братьями уже уехала к родителям на хутор Лес (километров двадцать от города Припять, с белорусской стороны), назавтра туда же должны были отправиться и Иван с сыном — сажать картошку.

— Так вышло нехорошо, — говорит Иван. — В то время ребенок в основном находился у бабушек, а тут как раз был в Припяти — привозили сделать плановую прививку. Ну а ночью бабахнуло. Я проснулся, но не думаю, что настолько сильный звук от взрыва был, чтоб от этого мог проснуться. Чисто совпадение. Сына поправил на кровати — и дальше сплю. Раненько встал, пошел за билетами. А в городе уже — на выездах, на перекрестках — милиция, военные расставляют посты. Спрашиваешь — ничего не говорят. Прихожу на автостанцию: что такое? Автобусов уже много стоит, а билетов никуда не продают! Единственное, глянул с горбатого моста через железную дорогу на станцию — а она горит! Желтым, синим, бирюзовым.

Мысли о том, что случилась катастрофа, не было. Иван знал, что мелкие происшествия на станции уже случались.

— Горели кабельные полуэтажи, ниши. Это было в 1984-м, наверное, но еще не при мне. И знаете, о чем я думал, когда видел пожар на станции? Потом эти горелые кабели, думаю, придется вытаскивать, потом драить, все переподключать, а зарплату небось никто не поднимет. На самом деле оказалось, что на станции все и близко не так, как я думал.

Суббота прошла в ожидании. В город стягивалась техника, людей из него не выпускали, Иван Витковский проводил время с сыном, помнит, что играли в песочнице.

Снимок территории ЧАЭС, сделанный с вертолета. На нем можно увидеть разрушенный реактор
Снимок территории ЧАЭС, сделанный с вертолета. На нем можно увидеть разрушенный реактор

Только в полдень воскресенья в городе объявили о временной эвакуации, говорит мужчина.

— Все это время автобусы стояли в Припяти, накапливали радиацию. А надо было сразу: только приехал автобус — загрузил людей, уехал. Садись — и тикай кто куда!

В воскресенье, 27 апреля, в Припяти Ивана разыскал шурин.

— До них уже, снаружи, дошло, что бабахнуло что-то на станции, а нам ничего не говорили. Его не пускали через пост, так он бросил мотоцикл и пешком пришел к нам. Потом встретились с начальником нашего цеха — систем управления защитой реактора. Он нам говорит: блок взорвался. Я не верил. Столько ж защит стоит! Помню, спрашиваю: так а что нам делать в понедельник? Нам на работу или нет?

Когда проводили массовую эвакуацию, Иван Витковский с шурином и сыном дошли до мотоцикла и поехали на хутор к родным жены.

— Помню, кашель скоро стал мучить — аж внутренности вылазили. Я трошки знал и заставлял своих пить йод и сам пил. Но мало кто это делал, а надо было. Цель такова была: насытиться нейтральным йодом, чтобы организм уже не усваивал радиоактивный.

После майских праздников жителей хутора Лес отселили в деревню Головчицы, что в Наровлянском районе. Людей из Грушевки, родной деревни Ивана Витковского, принудительно не отселяли.

Иван Витковский во время работы на Чернобыльской атомной станции, до аварии
Иван Витковский во время работы на Чернобыльской атомной станции, до аварии

— Я никогда себя сам не называю именно ликвидатором аварии, — говорит Иван Витковский. — Ликвидировал аварию тот, кто сразу там был. Вот в Наровле у нас живет еще один Иван — он ликвидатор аварии. А я ликвидатор последствий аварии. Я помогал станцию в порядок приводить, как только все потушили. Чтобы не станция нами управляла, а мы ею.

Штаб для работников Чернобыльской атомной станции был организован в Полесском — поселке городского типа в Киевской области. Иван с шурином приехали туда сами.

— Меня ж никто не заставлял, — объясняет Иван Витковский. — Просто у нас мысли не возникало, что можно по-другому. Мы ж работники станции. Получается, это мы ее взорвали. Не инопланетяне ж прилетели и не мирные люди довели до того, что она взорвалась. Нам и расхлебывать.

На первую вахту на станции после аварии Иван Витковский попал примерно в середине мая.

— Когда на автобусе ехали, увидел полуразрушенный энергоблок — не верил своим глазам! Ёшкин сват! Разворочено все.

Пропуск Ивана Витковского в зону после аварии. Работнику разрешалось входить на закрытую территорию, на саму атомную станцию. По территории ЧАЭС (по улице) передвигаться было нельзя. Фото: из личного архива героя
Пропуск Ивана Витковского в зону после аварии. Работнику разрешалось входить на закрытую территорию, на саму атомную станцию. По территории ЧАЭС (по улице) передвигаться было нельзя. Фото: из личного архива героя

В последние годы он понял, что надо тратить деньги, которые накопил за жизнь, на путешествия.

— Как возвращаюсь — меня в Наровле мало кто понимает. Есть люди соображающие, конечно. А есть те, кто говорит: «Ты за Африку отдал пять тысяч долларов?! Ты бы на эти деньги машину купил и мотор!». А я зато купался в самом большом водопаде, я, продвинутый колхозник! Вторым пилотом маленьким самолетом управлял! Не вел, конечно, но чувствовал полет! А в Африке повезло: 18 львов видел в прайде! Составлять маршруты помогают бизнесмены-путешественники — я сам не знаю английского языка. Но самое главное я объясняю и без этого. Например, не могу я сказать, что я приехал из Беларуси — так я тогда говорю: «I am made in Belarus». Я сделан в Беларуси. «Я сделан в Австралии», — отвечают! Очень нравится путешествовать: я черпаю силы там. Сяду на песок, поблагодарю землю за то, что все так — и дальше смотрю, смотрю. Люблю экстрим — я называю это все шоковой терапией. И мне, правда, становится легче.