Найти в Дзене
УЕЗДНЫЕ ЗАМЕТКИ

По Уктусским горам Екатеринбурга: карьер и южная долина Попова лога

Всем здравствуйте!

Эта запись будет посвящена двум интересным местам у восточного склона горного массива. Первая достопримечательность является современной и носит "техногенный характер". Вторая описываемая достопримечательность - уже стала неявной, но она обладает значимым историко-культурным контекстом.

Вдоль горного массива с восточной стороны параллельно Челябинскому тракту проходит хорошая грунтовая дорога вдоль газопровода. Местами она асфальтирована, а в иных участках асфальта нет. По этой дороге, любуясь дачными домиками, стоящими на бывших торфоразработках, сворачиваем на широкую дорогу под просекой, которая идет в направлении Запад - Восток.

Домики на Сулимовском болоте
Домики на Сулимовском болоте
Другой ракурс
Другой ракурс

Дорога выводит нас к небольшому каменному карьеру.

Карьер в Уктусских горах
Карьер в Уктусских горах

Если подниматься по просеке, которая подходит к карьеру с юга, то можно заметить, что горка здесь очень каменистая. Возможно, что раньше, до разработки карьера, здесь были небольшие каменные останцы или даже скалы.

Сам карьер до сих пор действует, раньше, при строительстве ЕКАДа с него вывозили материалы для постройки дороги.

В 2006 году здесь вырубили лес
В 2006 году здесь вырубили лес

С 2011 года здесь началась "промышленная деятельность" - начаты разработки карьера и вывоз строительных материалов.

Аэрофотоснимок 2011 года
Аэрофотоснимок 2011 года

Потом здесь поставили даже небольшие временные постройки - крытый ангар для техники.

Ангарчик
Ангарчик

Теперь перейдем к другой, замысловатой достопримечательности. Называется место Южная долина, оно расположено по другую сторону Попова лога, на территории Нижне-Исетского питомника.

Нижне-Исетский питомник
Нижне-Исетский питомник

Два года назад на канале мы помещали пост со старыми схемами этого питомника. Но интересует нас здесь одно важное место - там, где была вышка для дирижаблей.

Проходим в густые лесопосадки тополей, а за ними следует ровная полузаболоченная местность, заросшая соснами.

Это и есть Южная долина
Это и есть Южная долина

По воспоминаниям и наводке местных жителей стояла вышка рядом с небольшой запрудой у питомника, совсем рядом с дорогой на Большой Исток.

Прудик на Поповом логу на снимке 2002 года
Прудик на Поповом логу на снимке 2002 года

При строительстве ЕКАДа этот прудик засыпали, однако камни основания деревянной дирижаблевышки остались. Мы их нашли.

Примерно здесь она и стояла, 2020
Примерно здесь она и стояла, 2020

Фотография уже немного устарела, поскольку при строительстве ЕКАДа все сосенки посрубали, а болотные канавы присыпали для ровности.

Так это место выглядело в 2013 году
Так это место выглядело в 2013 году
Место дирижаблевышки на аэрофотоснимке 2022 года
Место дирижаблевышки на аэрофотоснимке 2022 года

Подробно пересказывать детали постройки вышки мы не будем, этому и так посвящено много публикаций в Интернете. Покажем, только, что это был дирижаблепорт для самого Свердловска, и для Нижне-Исетска, в 1930-е годы, тем более.

Дирижабль в долине Попова лога
Дирижабль в долине Попова лога
Приземление дирижабля в знакомой равнинно-болотистой местности
Приземление дирижабля в знакомой равнинно-болотистой местности

В 1962 году постройку демонтировали, оставив на память потомкам только остатки фундаментов.

#краеведение

#авиация урала

#дирижабли

#уральские горы

-15