Всем здравствуйте!
Эта запись будет посвящена двум интересным местам у восточного склона горного массива. Первая достопримечательность является современной и носит "техногенный характер". Вторая описываемая достопримечательность - уже стала неявной, но она обладает значимым историко-культурным контекстом.
Вдоль горного массива с восточной стороны параллельно Челябинскому тракту проходит хорошая грунтовая дорога вдоль газопровода. Местами она асфальтирована, а в иных участках асфальта нет. По этой дороге, любуясь дачными домиками, стоящими на бывших торфоразработках, сворачиваем на широкую дорогу под просекой, которая идет в направлении Запад - Восток.
Дорога выводит нас к небольшому каменному карьеру.
Если подниматься по просеке, которая подходит к карьеру с юга, то можно заметить, что горка здесь очень каменистая. Возможно, что раньше, до разработки карьера, здесь были небольшие каменные останцы или даже скалы.
Сам карьер до сих пор действует, раньше, при строительстве ЕКАДа с него вывозили материалы для постройки дороги.
С 2011 года здесь началась "промышленная деятельность" - начаты разработки карьера и вывоз строительных материалов.
Потом здесь поставили даже небольшие временные постройки - крытый ангар для техники.
Теперь перейдем к другой, замысловатой достопримечательности. Называется место Южная долина, оно расположено по другую сторону Попова лога, на территории Нижне-Исетского питомника.
Два года назад на канале мы помещали пост со старыми схемами этого питомника. Но интересует нас здесь одно важное место - там, где была вышка для дирижаблей.
Проходим в густые лесопосадки тополей, а за ними следует ровная полузаболоченная местность, заросшая соснами.
По воспоминаниям и наводке местных жителей стояла вышка рядом с небольшой запрудой у питомника, совсем рядом с дорогой на Большой Исток.
При строительстве ЕКАДа этот прудик засыпали, однако камни основания деревянной дирижаблевышки остались. Мы их нашли.
Фотография уже немного устарела, поскольку при строительстве ЕКАДа все сосенки посрубали, а болотные канавы присыпали для ровности.
Подробно пересказывать детали постройки вышки мы не будем, этому и так посвящено много публикаций в Интернете. Покажем, только, что это был дирижаблепорт для самого Свердловска, и для Нижне-Исетска, в 1930-е годы, тем более.
В 1962 году постройку демонтировали, оставив на память потомкам только остатки фундаментов.
#краеведение
#авиация урала
#дирижабли
#уральские горы