Найти тему
Наука и фантастика

А может ли принц быть артистом?

Этот канал посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выкладывается на Литрес. Раскрываю секреты творческой лаборатории, знакомлю со своими мирами и героями, объясняю подробности.

Сцена из оперного сериала "Сверлийцы". Москва, Электротеатр "Станиславский". Все права на изображения принадлежат их авторам.
Сцена из оперного сериала "Сверлийцы". Москва, Электротеатр "Станиславский". Все права на изображения принадлежат их авторам.

Продолжаю тему предыдущей статьи: "Может ли принц быть профессором?".

Мы выяснили, что в принципе - может. Особенно, если принц - не правящий, и вдобавок инопланетный.

С другим вопросом дело обстоит гораздо сложнее.

В истории земных монархий было отнюдь не мало правителей, наделенных творческими талантами.

Несколько примеров из эпох, которые мне хорошо знакомы.

17 век: король Франции Людовик XIV, который обожал танцевать и лет до тридцати делал это практически публично (не при широкой аудитории, а в присутствии придворных, но всё же!). Одна из книг Филиппа Боссана о Людовике так и называется - "Король-артист", хотя там не только о балете и танцах.

Обложка книги. Балетный костюм 17 века.
Обложка книги. Балетный костюм 17 века.

Жерар Корбьё снял красивый фильм "Король танцует", в котором действуют Людовик и его любимый капельмейстер Жан-Батист Люлли.

Современником и отчасти соперником Людовика был Леопольд I, император Священной Римской империи германской нации. Он был не только танцором и искусным наездником (выступал в конных балетах), но и композитором, писавшим вполне толковую музыку. В каждую оперу, шедшую при его дворе, он непременно вставлял арию собственного сочинения. На сцене тоже играл, в приватном обществе.

Леопольд I и его супруга Маргарита Тереза Испанская в театральных костюмах Ациса и Галатеи.
Леопольд I и его супруга Маргарита Тереза Испанская в театральных костюмах Ациса и Галатеи.

В XVIII веке таких артистов тоже хватало.

Король Пруссии Фридрих II мастерски играл на флейте и сочинял музыку. Еженедельно давал концерты в узком кругу. За клавесином обычно сидел Карл Филипп Эмануэль Бах - сын Иоганна Себастьяна.

Адольф фон Менцель. Концерт в Сан-Суси.
Адольф фон Менцель. Концерт в Сан-Суси.

На картине среди сидящих дам изображена принцессса Анна Амалия - сестра Фридриха, также талантливая музыкантша и композитор.

Ну, и так далее. Не буду умножать число примеров.

Однако любой художественно и артистически одаренный король или принц, как правило, не позволял себе демонстрировать свои таланты на массовой публике. И тем более не должен был получать гонорары за свои выступления и произведения. А стало быть, заведомо выводился за пределы профессионального сообщества. Дилетант - он и есть дилетант, даже если играет, поет, сочиняет, рисует и танцует на уровне профессионала. Августейших особ не принято критиковать всерьез, их творческие опыты не принято оценивать слишком взыскательно.

Следовательно, настоящим артистом монарх или принц быть не может.

К чему я веду этот разговор?

В моей космоопере неоднократно говорится о музыкальных склонностях императорской семьи Киофар.

Но тут запреты еще строже. Принцесса Иссоа мечтает быть певицей, и у нее есть к этому все данные (ещё бы, ведь она - алуэсса!). Однако мать запрещает ей даже думать об этом. Лишь брат, принц Ульвен, находит дерзкий выход: он тайно записывает ее первый альбом и выпускает его под псевдонимом "Лорелея". Таким образом, запрет соблюден (принцесса не выступает публично и не раскрывает свое настоящее имя), и в то же время Иссоа получает возможность реализовать свою мечту.

Инопланетянка. Не совсем Иссоа, но нечто подобное.
Инопланетянка. Не совсем Иссоа, но нечто подобное.

Откуда у Иссоа такие музыкальные навыки? Она признается, что учил ее брат, однако он никогда не музицирует при посторонних - даже при близких друзьях. Против домашнего музицирования сестры он не возражает, и даже поощряет ее увлечение игрой на скрипке. Многовековой запрет смягчен, но не снят: выпускать альбомы как "Лорелея" Иссоа может, а выступать под своим именем - нет. Все окружающие делают вид, будто не знают, кто такая "Лорелея", и всех это устраивает.

Прорыв совершает представитель следующего поколения - юный принц Ульвен Киофар Саонс, сын Иссоа и племянник Ульвена Киофара Джеджидда. Он - музыкальный гений, и удержать его в рамках императорского этикета никто даже не пытается. Ульвен-младший нарушает все запреты: он поет, играет на любых инструментах, какие попадают ему в руки, сочиняет музыку во всех стилях и жанрах, сам выступает в концертах и на сцене. Но он ощущает себя прежде всего артистом, а потом уже принцем.

Музыкант в космосе. Изображение из открытых источников.
Музыкант в космосе. Изображение из открытых источников.

Что-то мне немного боязно за этого уйлоанского Моцарта.

Но ручаюсь, что в книгах "Наследник" и "Двойник, где действует принц-артист, с ним ничего плохого не случается.

Читайте "Хранительницу" на Литрес, подписывайтесь на этот канал, комментируйте и оставляйте отзывы здесь и там!

Подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь с друзьями - любая помощь автору приятна и полезна.