Цивилизация никогда не развивалась по прямой восходящей линии. Войны, засухи, наводнения, эпидемии, случалось отбрасывали развитие на годы, а то и столетия. Рушились империи, исчезали целые народы, не оставив после себя даже имени, особенно в древние, античные времена. Однако есть такая составляющая цивилизации, которая парадоксальным образом, практически никогда, даже в самые трудные периоды, не испытывала провалов. Это технология вооружения и военное дело. Даже наоборот, катастрофические события в истории ускоряли развитие изготовления вооружения, тактических приемов ведения боя и стратегии.
Столкнувшись с врагом которого невозможно было победить тем что имелось в наличии, люди были вынуждены что то менять менять. Я планирую рассмотреть несколько подобных, революционных и не очень изменений. В данной статье рассмотрим одно из них.Дело было давно и далеко, в Древней Греции. Если речь идет о тех временах, тут же все вспоминают о чем? ЭТО СПАРТА!!!Точно, она тут присутствует, в качестве мальчика для битья.
Представление о Древней Греции, во многом благодаря кинематографу,хотя и не только ему, навсегда оказалось в тени Трои с Ахиллесом, Фермопил с Леонидом и Марафона с Фемистоклом. Великие битвы, собиравшие многотысячные армии... Так в учебнике написано. Но это не точно. Ученые регулярно проводят ревизии древним писаниям, каждый раз значительно уменьшая количество участников эпических побоищ. Но указанные события происходили в экстремальные для греков периоды, в моменты требовавшие объединиться, собраться в единый кулак, когда под вопросом было само существование Эллады
Но без всеобщей угрозы, а иногда и во время ее присутствия греки с упоением рубились между собой, а то и присоединяясь к врагам. Афины конфликтовали со Спартой, которая считая себя несокрушимой, враждовала со всеми, за что в последствии и получила по своему коринфскому шлему. В этих междусобойчиках и ковалась греческая военная мощь, которая в руках Александра Филиппыча, третьего носителя этого имени на престоле Македонии, бросила Ойкумену ему под ноги. Но это было позже.
А пока на дворе первая половина IV века до нашей эры. Спарта ведет войну против Коринфа. Спарта гордилась, по праву своими гоплитами, с детства тренировавшимися бою в сомкнутом строю. Строй считался священным, неважно, побежал ты назад испугавшись врага или в ярости боя покинул строй, рванув вперед, поддавшись безумию битвы, ты подлежал осуждению. А то и казни. Так гласит легенда, но в жизни как говорится, все не так как на самом деле. Вот и в легендарной бочке меда великих Спартанцев, нашлась ложка дегтя. Надо заметить, что поражение они потерпели больше стратегическое, чем тактическое, однако потерпели. По сравнению с битвами указанными выше, это была рядовая стычка, имевшая тем не менее, далеко идущие последствия.
Отряд спартанских гоплитов, числом 600 человек, странно, что не 300, важно шествовал в пределах видимости Коринфа. А что, мы же спартанцы, мы никого не боимся. Конница отправилась сопровождать союзников, со странной геолокационной привязкой "до куда они пожелают". Со стен заметили, что тяжелая пехота, без прикрытия, топает по полю. Возмутившись таким пренебрежением, местный военачальник Ификрат, наемник из Афин по совместительству, решает наказать врагов за такую наглость. Рассудив, что тяжелая пехота не в состоянии резво бегать, во главе отряда пельтастов он бросается в погоню. или смерть, в двух словах.
Классический пельтаст, в прямом рукопашном бою с гоплитом мог только помереть, причем не героически. Вооружение и способы ведения боя у этих бойцов были радикально противоположными.
Вооруженный копьем дори, около 3 м длиной и защищенный асписом, большим круглым щитом, классический гоплит был так же оснащен линотораксом, наручами и поножами, ага, спартанцы вовсе не были стриптизерами а ля Джеральд Баттлер в роли царя Леонида. Плюс легендарный, не побоюсь этого слова, коринфский шлем. Попробуй побегай в такой экипировке продолжительное время. Аспис был очень тяжел, при бегстве с поля боя его бросали в первую очередь, что считалось позором. В связи с чем у спартанцев пожеланием перед боем было "со щитом или на щите". Победа или смерть.
Пельтасты были легко вооруженными бойцами поддержки, защищенными кожаной или деревянной пельтой, небольшим щитом, от которого и произошло их название. Доспехом служила многослойный, простеганный льняной панцирь, если его можно было так назвать. Вооружены они были как правило метательными копьями, дротиками.
Немного непонятно, почему эта заурядная стычка, именуемая битвой при Лехее, является довольно известной в истории древней Эллады.К этому времени пельтасты и гоплиты уже сосуществовали несколько столетий, однако почему то именно это событие считается чем то из ряда вон выходящим, ура, пельтасты закидали копьями гоплитов. Кстати да, догнав небыстро перемещающихся по равнине гоплитов, пельтасты Ификрата, стали закидывать их дротиками, норовя зайти со спины или с правой, незащищенной щитом, стороны. Немногочисленные попытки догнать юрких метателей, приводили к еще большему расстройству строя и соответственно к жертвам. Увидев, что к пельтастам спешат, поспеть к шапочному разбору, местные гоплиты, спартанцы побежали. Вернувшаяся конница ничем им не помогла. Погибло около 250 спартанцев.
Данная история якобы совершила революцию в военном деле. Указанный в ней Ификрат считается великим, без преувеличения полководцем и реформатором, повлиявшим на перевооружение пельтастов, оснастивших их длинными копьями для ближнего боя. И хотя, непонятно, где эти копья были в указанном сражении, так как здесь пельтасты действуют классическим образом и ход боя обусловлен скорее некомпетентностью спартанского командира, не предусмотревшего очевидной опасности, данная победа прославила его победителя, Ификрата. В дальнейшем, исходя возможно и из опыта этого сражения, но не только, ведь повоевать ему пришлось и во Фракии, и в Египте, на службе кстати у персов, он проявил блестящие организационные способности, значительно изменив вооружение той же фаланги, заменив тяжеленные асписы на легкую пельту, а нагрудные металлические доспехи на льняные. Копья и мечи тоже были изменены, став более длинными Вооруженных подобным образом воинов именовали "пельтастами Ификрата".
Вот так, по сути незначительная по сути схватка, в малоизвестной междоусобной греческой войне, запустил цепочку реформ, приведших в конце к появлению македонской фаланги сариссофоров, долгое время не знавшей достойного противника. Но всему свое время, и на всякого сариссофора найдется свой легионер.