Найти тему
Шакко: об искусстве

Выставка, вызывающая дрожь в коленках: «Сны Сибири» в Историческом музее

Оказывается, выставочный проект, причем на тему археологии, можно превратить в захватывающий аттракцион, ассоциирующийся скорее с пещерами ужасов во всяких диснейлендах, чем с обычными экспозициями о раскопках. Речь идет о выставке «Сны Сибири» в Историческом музее (до 30 января 2023 года).

Главное -- проявить фантазию и добавить немного театральности. А еще обязательно нужны пугающие истуканы, как я теперь поняла, крайне необходимая вещь любому! И игра с драматическим светом: посмотрите, каким вышло это фото, сразу и не поверишь, что это экспозиция, а не кинокадр.

Хотя выставка проходит на площадке Исторического музея (в здании бывш. музея Ленина), это не проект собственно Исторического музея, а гостевой, что, вероятно, и позволило его создателям удариться в такие вольности, какие ортодоксальных музейщиков возмущают. Он создан фондом "Таволга", который занимается археологическими раскопками и активно пропагандирует их. Выставка имеет подзаголовок "к 130-летию Транссибирской магистрали" и в числе главных спонсоров РЖД, что обычно вызывает некоторые опасения насчет занимательности. Но не в этом случае. В этом случае художник проекта Петр Бирюков на корню искоренил какую-либо скуку.

Его ключевым приемом, на котором держится вся архитектура выставки, является воспроизведение в более крупных размерах тех археологических сибирских артефактов, которым посвящена выставка.
И это оказываются крайне занимательные демоны.
Вот такие прелестные, например, встречают вас сразу при входе.

Немного повысив эрудицию, а главное, вместив у себя в голове, насколько длиннен этот железнодорожный путь, и сколько много археологи вдоль него накопали (в том числе и во время подготовительных работ перед стройкой), мы погружаемся в основную экспозицию. Она полна декораций, причем я даже не назову их голливудскими. Ну разве что из фильма "12-й воин", помните, с Бандерасом про варягов. Вот еще экранизация "Сердца Пармы" вышла, но я не знаю, насколько там представлена эта хтонь.

Вот такие экспонаты в витринах. Это предметы из самых разных музеев. Конечно, Исторический. Но еще важнее, что тут предметы из регионов, куда вряд ли мы доедем, да и вряд ли мы обратим внимание на эти вещицы в их экспозициях. Участвуют: Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова, Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина, а также Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук.

Подлинные предметы (их около полусотни) небольшие, некоторые вообще крохотные. Обычно мимо такого в витринах проходишь мимо. Тут это не получается. Потому что тут они преподнесены не как археологические находки. А как произведения искусства, шедевры неведомых мастеров. И это действительно шедевры экспрессии. Если бы Пикассо видел их, а не африканские деревянные скульптуры, живопись модернизма могла бы быть другой. Более страшной, если честно. Сибирь такая, брутальная.

Архитектуру выставки дополняет несколько крупных скульптур, созданных методом 3D-печати. Их автор -- сам дизайнер Петр Бирюков. Эта женщина, например, является аллегорией Сибири. Если я не путаю, ее монголоидное лицо восстановлено по одному из древних черепов.

Вообще, эта выставка дико инстаграммоёмкая (прочла недавно это слово у кого-то и балдею). Помимо детей, должны быть в восторге и люди постарше, немного: наверняка в этом сумраке прикольно устраивать свидания.

Вот еще 3D-печать: в углу огромные  истуканы, в гигантском размере повтояющие мотивы мелкой пластики. Бирюков фантазирует, какими бы были деревянные идолы (которые не сохранились) работы тех же древних дизайнеров, металлические произведения которых уцелели.

Как я уже говорила, главный прием Бирюкова -- это увеличение. Это позволило ему переосмыслить концепцию тактильных моделей очень крутым образом. Обычно на выставках тактильных моделей немного, и они сделаны как-то стыдливо, да еще и скучно, как будто это обязаловка. Здесь же архитектор прямо-таки наслаждается концепцией тактильных моделей. Он делает их одним из основных игроков экспозиции. Он играет и масштабом, и цветом, и фактурой.

Тактильные модели тут не только для посетителей с проблемным зрением, как обычно, а вообще для всех, для каждого. И это значительно повышает их качество.

Академическим недостатком данной выставки люди с академическим складом ума могут посчитать то, что нам тут не рассказывают отдельно о каждой из этих археологических культур -- кондонской, окуневской, тагарской, пазырыкской, таштыкской, кулайской и проч. Не рассказывают отдельно о каждом из этих погибших неведомых народов. Вещи представлены вперемешку, из каждой культуры самое яркое. Но это-то и заставляет почувствовать, что древние народы Сибири представляли собой некую мощную глыбу,  о которой мы знаем крайне мало.

В центре еще один Даши Намдаков (его скульптур на этой выставке много, он как бы перебрасывает мостки в наше время). Слева видна тактильная модель "кондонской нефертити", справа огненными буквами горит копия петроглифов. Настоящие петроглифы, понятное дело, в Москву перевести невозможно.

У меня вообще редко бывает, чтобы я ходила по выставке с ощением "я ничего не знаю об этом, кошмар!!!". Но тут я ходила именно с ним, но оно наполняло меня не стыдом, а восторгом. Восторгом от новых знаний, открытий, новых сильных эстетических впечатлений. Одно из самых сильных потрясений -- это вот эти "окуневские стелы".

Это гигантские изваяния выше человеческого роста, весом в несколько тонн. У каждой -- свое лицо, то ли человеческое, то ли звериное, а еще на них высечены всякие космические, календарные символы.

Выставка очень, очень темная (по крайней мере, на пресс-показе, мб они прислушаются к жалобам и прибавят немного света). Фотографии плохие получаются экспонатов. (Селфи -- хорошие, написала я, и удалила из этого поста 7 своих селфи).

Вот самое известное из представленного -- образцы звериного стиля, распиаренного скифами и сарматами.

Билеты на кураторские экскурсии по выставке разлетаются как пирожки, на обычные тоже. Еще есть очень классная лекционная программа, см. тут https://www.snysibiri.ru/#publicprogram

Фонд "Таволга" намекал, что если все пойдет хорошо, то выставку могут отвезти еще в какие-нибудь города, это было бы очень здорово и полезно для того, чтобы больше людей узнали, каким же крутым, красивым и энергичным было искусство древних сибирских народов.

***

До 30 января 2023 года
https://www.snysibiri.ru/
Выставочный зал Исторического музея (здание бывш. Музея Ленина)

UPD: в том же здании проходит отличная выставка про костюм, ее вообще надо отдельно смотреть, в отдельный поход. Совсем другие ощущения.