Найти тему

Архитектура и Разум Церкви.

Оглавление

Празднуя Литургию в церковном здании, мы далеко не всегда понимаем сакраментальный язык окружающих нас форм и изображений, который, тем не менее, является неотъемлемой частью нашей христианской традиции. Чтобы чуть лучше понять назначение церковной архитектуры, обратимся к размышлению американского архитектора Майкла Райя.

Хотя некоторые из приведенных ниже принципов могут понравиться христианам из других общин, следует отметить, что они в первую очередь изложены с точки зрения католического взгляда на сакраментальное богословие, и рассматриваются в свете того значения, которое они несут для нашей работы в качестве архитекторов для заказчиков католиков.

«… ЯЗЫК АРХИТЕКТУРЫ ЦЕРКОВНОГО ЗДАНИЯ ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ ЯЗЫКУ ЦЕРКВИ».

Часть 1

ОНТОЛОГИЯ И ЯЗЫК

Физические объекты общаются с нами на нескольких уровнях. Учёный может сказать вам, что яблоко и его части состоят из определенных молекулярных структур. Базовый уровень восприятия для большинства людей — просто еда, но это также и символ: здоровья, первородного греха, чрезвычайно успешного технологического бренда… Отец Дуглас Мартис, директор Литургического института в семинарии города Манделайн, использует воду в качестве примера для объяснения различных смыслов, которыми обладают символы в таинствах: «Когда Церковь говорит «вода», она имеет в виду не только химическую формулу H2O. Она имеет в виду воды крещения, воды творения, воды потопа, воды Красного моря, воды Иордана, кровь и воду, излившиеся из пробитого ребра Христа, и воду живую, вытекающую из престола в книге Откровения — и она имеет в виду всё это, всё сразу, всё одновременно».

С архитектурой дело обстоит точно также. Здания состоят из частей, которые можно рассматривать с точки зрения материалов, из которых они сделаны, но они также служат определённой цели и выражают идеи, которые являются центральными для нашей веры. Архитектура говорит. Архитекторы и дизайнеры несут ответственность за формулирование того сообщения, которое передаёт каждое проектируемое ими здание. Язык архитектуры здания католической церкви должен гармонировать с языком самой Церкви. Для того чтобы обрести понимание этого языка — научиться видеть и слышать сакраментальный язык глазами и ушами Церкви — требуется образование не только для тех, кто участвует в процессе планирования и проектирования, но также для служителей и мирян, которые будут праздновать литургию в церковном здании. Такой способ понимания посредством разума Церкви является неотъемлемой частью нашей христианской традиции и источником жизни для нашего участия в литургии. Если мы надеемся показать людям красоту, присущую совершаемой Мессе, мы должны предоставить что-то осязаемое, чтобы указать на неё.

«…МЫ ВЕРИМ, ЧТО ВЕЩИ, ОТОБРАННЫЕ ДЛЯ СВЯЩЕННОЙ ЦЕЛИ, САМИ ЯВЛЯЮТСЯ СВЯЩЕННЫМИ; ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОДОЛЖЕНИЕМ САКРАМЕНТАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЦЕРКВИ».

КРАСОТА И САКРАМЕНТАЛЬНОСТЬ

Понимание церковной архитектуры с онтологической точки зрения означает, что мы хотим, чтобы церковное здание выражало то, чем оно принципиально является: физическим представлением Небес на земле. Месса уже является раем на земле, поэтому всё, что окружает литургию, должно направлять наше внимание на неё и говорить нам: «Смотрите, это действительно нечто особенное». Месса обладает внутренней красотой как высшая форма молитвы и присутствие искупительной жертвы Христа за всё человечество. Богослужебная архитектура — один из тех языков, посредством которых мы описываем эту красоту. Литургия неотделима от архитектурной среды, церковного здания, так же как крещение неотделимо от воды. Нам нужен алтарь и свечи. Нам нужно увидеть мириады ангелов и святых, изображённых едиными с нами в молитве. Церковь всегда считала эти идеи центральными в праздновании евхаристической тайны. Материальные объекты являются неотъемлемой частью всех таинств. Бог решил не только создать материальный мир и вдохнуть в него саму Свою жизнь, но и обитать в том, что Он создал, возвышая природу бытия всех созданных вещей; и в наибольшей степени человека. Поэтому мы считаем, что вещи, отобранные для священной цели, сами по себе священны; они являются продолжением сакраментальной жизни Церкви. Так же, как мы по определению и материальны, и духовны, таинства также содержат необходимый материальный компонент, который является священным и существует вместе с духовной реальностью.