«Я у вас, как будто в рабстве, на мне все держится. Мне никто не помогает. Я все сама…»
На диагностической сессии Марина, 40 лет. Замужем, двое детей подросткового возраста.
Как говорят, счастлива в браке, так как муж не пьёт и не бьет. Живут не богато, но все есть. Отпуск проводят за границей.
Марина работает. Очень любит домашний уют, порядок. Дома всегда пахнет пирогами, все белье отутюжено.
Только вот иногда хочется Марине рыдать и так становится обидно, но не понятно, от чего и на кого. На жизнь!
«С жиру бесишься!», - говорит ее мама.
Вроде все хорошо, но почему же так плохо! И мужа Марина любит, и дома все хорошо.
Разбираемся вместе с Мариной в ее проблеме:
-Марина, какие у вас увлечения?
-Раньше были. Я любила читать, мне нравилось декорирование, рисовать, встречаться с друзьями, посещать театры, выставки. Но это давно ушло. Сейчас нет увлечений особо.
-Как вы проводите свободное время сейчас?
-Свободного времени особо нет. Обычно в выходные убираюсь, готовлю. Собираюсь к следующей рабочей неделе. Веду домашнее хозяйство, так сказать. Моя семья любит, чтобы пахло пирогами, чтобы было чисто и уютно.
-Кто вам помогает в домашних делах?
-Никто. Дети из-под палки. Я сама все делаю. Мужу некогда.
-Вы так грустно это говорите. Что вы чувствуете?
-Обидно, как будто это и есть смысл моей жизни. Я у них как в рабстве. На мне весь дом держится. Муж удивляется, почему я не получаю удовольствие от этих женских дел. А я с улыбкой это делаю, но со слезами в душе. Как-то мне не так хотелось. Как будто чьей-то жизнью живу, в каком-то сериале играю роль. Как будто я ещё потом поживу когда-то, а жизнь-то сейчас идёт. Я несвободная какая-то. В тупике.
-Марина, что мешает вам начать жить той жизнью, которой хотите?
-Я не знаю. Всегда некогда, дома много забот. Выходные расписаны.
-А что если часть ваших домашних забот передать кому-то?
-Кому?
-Вариантов много: привлечь детей, приглашать клининг 1 раз в неделю.
-Это потребует дополнительных расходов, для семьи будет сложно. Дети учатся, их нужно одевать, развивать, да и отпуск скоро.
-Может быть, попробуете дома поговорить о перераспределении семейного бюджета, либо о привлечении семьи к домашним делам?
-Это хорошая мысль, но я слабо себе представляю, как другая женщина убирается в моем доме, а я сижу или читаю. Потом дети все равно не согласятся, муж тоже будет против. Зачем тогда женщина нужна, если ее можно заменить. И дети сейчас все такие, не помогают дома. Мир изменился, а женщины те же. Да я не против сама все делать, тяну и ладно, лишние расходы не нужны, если я сама могу. Я вообще все умею сама. Если бы моя семья это ценила, благодарили бы, дети бы слушались, то мне было бы нормально.
-В этом случае, вы бы могли сказать, что живете своей жизнью?
- Ну не совсем. Просто они сами ничего не могут, даже что-то найти. Если вот что-то со мной… они сразу почувствуют, сколько я для них делала. Загнали меня в угол. А так хочется просто побыть женщиной.
— Может быть, стоит поискать выход для вас, а не оправдание для вашей несчастной жизни?
Такие истории, как у Марины встречаются достаточно часто. И женщины целенаправленно, как по шаблону загоняют себя в жертвенную позицию.
Марина не готова распрощаться со своим «рабством», оно ей необходимо, чтобы чувствовать себя всем нужной, чтобы в семье все были ей обязаны. Кроме того, потребности семьи для Марины более значимы, чем свои.
Почему так?
У неё нет связи с собой, со своими желаниями, потребностями. Она их не чувствует. Вроде бы должна, но не чувствует их. Не умеет опираться на себя, тк в детстве все о ее потребностях знали родители, не было необходимости об этом задумываться. В юности подключается общество со своими правилами, которые заменяют потребности - «у женщины должна быть семья», «хороший парень - хватай, а то другие расхватают» и тд.
К тому же это удобно, всегда есть тот, кто виновен во всех жизненных проблемах: родители, муж/жена, дети, начальник, подруги и т.д.
В результате - взрослый человек выбирает жить жизнью, какой «должен» и не испытывает при этом радости.
И вроде бы все правильным путём идём, только как-то все время чувствуем, что здесь что-то не то.
С Мариной мы продолжили работу. В течение 2 месяцев у неё понемногу сформировались внутренние опоры, она начала замечать свои желания, эмоции и потребности, выбирать свои состояния (не должна, а хочу).
А уборка? С уборкой вопрос решили.