Найти тему

SAAB в предчувствии кончины – последние концепты 9-X Biohybrid, 9-3 X и 9-X Air

Последние концепты SAAB
Последние концепты SAAB

В продолжение саабовской темы из предыдущего выпуска АвтоТРЕНДов хотелось бы вспомнить еще несколько весьма интересных концептов этой фирмы, последних "прижизненных" концептов СААБ. Сегодня можно лишь поспекулировать на тему того, смогли бы они спасти идущую ко дну компанию, однако, для заинтересованной публики в конце нулевых они явно казались потенциальным выходом из кризиса, в котором оказался СААБ.

Серийный SAAB 9-3
Серийный SAAB 9-3

В те времена корпорация General Motors была вынуждена сражаться сразу на двух фронтах, испытывая трудности не только у себя дома в Штатах, но и за океаном – в Европе, где самым тяжёлым грузом, тащившим ко дну все финансовые показатели, был именно СААБ. Отношения с Saab AB стали настолько напряженными, что высшее руководство GM начало рассматривать шведскую марку просто как проблемного ребенка, от которого нужно срочно избавиться. Но пока на уровне высшего совета директоров продолжались острые споры по поводу будущего Saab, на Женевской выставке 2008 года все же был представлен поразительный концепт, призванный продемонстрировать, что материнская компания продолжает поддерживать автопроизводителя из Тролльхаттана, пока решается его будущее.

Поскольку к тому времени большая часть разработок Saab велась совместно с инженерным центром Opel в Рюссельсхайме в попытке сократить расходы, вера в то, что более компактный Saab С-сегмента сможет расширить привлекательность марки всё еще теплилась в определённых руководящих кругах, особенно в Европе, где такие автомобили очень хорошо продавались. Однако концепт 9-X Biohybrid 2008 года не появился из ниоткуда. Он стал апогеем диалога, начатого ещё на рубеже тысячелетий, чтобы еще раз приучить прессу и общественность к меньшему, совершенно иному типу продуктов Saab. Концепт 9-X Biohybrid фактически был кульминацией нескольких предыдущих экспериментальных разработок Saab, созданных под руководством Энтони Ло, заместителя директора по дизайну Saab, которым тогда выступал Майкл Мауэр.

Saab 9-X BioHybrid Concept
Saab 9-X BioHybrid Concept

Впервые представив стилистику оформления передней части автомобиля, которая впоследствии распространилась на весь модельный ряд Saab, концепт 9-Х отличался от себе подобных ярко выраженным смещением пассажирского отсека в заднюю часть кузова, а так же фирменным козырьком ветрового и боковых стекол, сужающейся ниспадающей линией крыши и усеченной вертикальной кормой. Такая форма кузова, по крайне мере на тот момент, казалась достаточно привлекательной с виду и в любом случае была достаточно функциональной с потребительской точки зрения.

Saab 9-X BioHybrid Concept
Saab 9-X BioHybrid Concept

Эта функциональность и универсальность подтверждалась модульной конструкцией кузова: панели крыши можно было снимать и убирать, чтобы создать имитацию движения под открытым небом, а при опущенных задних сиденьях и нижней дверцы багажника можно было перевозить крупные предметы, такие как горные велосипеды или лыжи. Привлекательность 9-X была неоспорима, однако возникал вполне резонный вопрос – насколько образ этого концепта ассоциируется с традиционной идентичностью Saab?

Словно пытаясь ответить на этот вопрос, уже на следующий год компания презентовала новый концепт - 9-3 X. Это был трехдверный купе-кроссовер, использующий эволюционный дизайн предыдущего шоукара. Модель выглядела гораздо более приспособленной к серийному использованию, имела пропорции более приближенные к реальности и в целом могла бы стать предшественницей будущего серийного компактного паркетника Saab. По факту такая модель так и не появилась в продаже, однако некоторые элементы её дизайна были-таки использованы для оформления обновленной версии универсала 9-3 Sportwagon.

В том же году в Париже состоялась премьера еще одного концепт-кара Сааб, получившего имя 9-X Air, который, к сожалению, оказался всего лишь пустой тратой денег, которых у шведской фирмы и так было в обрез. К тому моменту джиэмовские боссы уже приняли окончательное решение, и оно было не в пользу СААБ. Учитывая множество факторов, направленных против компании, принятие такого решения было, возможно, неизбежным. Но это не отменяет того факта, что кончина шведской фирмы стала предметом острого разочарования многих поклонников Saab. Тем более, что все три последних концепта не только выглядели достойно, но и успешно представляли потенциальный выход Saab в сектор рынка, который мог бы оказаться прибыльным и устойчивым. Однако в итоге все они оказались всего лишь мечтами, которым никогда не было суждено воплотиться в реальной жизни.

-8