Найти тему
4,7K подписчиков

НЕ геростраты: де лас Касас - друг индейцев

15 августа 1550 года в здании Коллегии Святого Григория в испанском городе Вальядолид сошлись в неистовом споре два верных сына Католической Церкви, два монаха, два члена ордена доминиканцев. Их спор затянулся аж на 8,5 месяцев и закончился... ничем.

Хуан Хинес де Сепульведа настаивал, что американские индейцы погрязли в грехах, к которым он вполне справедливо относил распространённые у ацтеков каннибализм и человеческие жертвоприношения. И что единственный выход из создавшей ситуации - насильно крестить их и превратить в своих рабов. Только в этом спасение для несчастных грешников. Да и вообще, как можно таких людей предоставлять самим себе? Да, они строили города. Но муравьи же строят муравейники, повинуясь инстинктам. Давайте ещё их признаем разумными и равноправными белым людям.

Портрет Бартоломе де лас Касаса кисти неизвестного художника (изображение из открытых источников)
Портрет Бартоломе де лас Касаса кисти неизвестного художника (изображение из открытых источников)

Его противник, Бартоломе де лас Касас, служивший епископом в городе Чиапас (ныне это территория Мексики), утверждал, что индейцы абсолютно такие же люди, как и европейцы. И судя по их цивилизации, по их культуре, совершенно не уступают белым в интеллекте. Да, они убивают и едят врагов. Но среди европейцев тоже есть преступники и убийцы. Поэтому принимать или не принимать христианство - этот выбор должен оставаться священным правом самих индейцев. И никто не смеет им навязывать свою волю, а уж тем более превращать их в рабов.

18 летним юношей Бартоломе де лас Касас приехал со своим отцом в Америку. Он участвовал в завоевательных походах, имел собственных индейских рабов. Но 30 ноября 1511 года мир для него перевернулся с головы на ноги. В тот день на воскресном богослужении в Санто-Доминго доминиканский монах Антонио де Монтесинос обрушил страшные обвинения на головы конкистадоров. Бартоломе, к тому времени уже ставший священником, оказался среди тех, кому монах отказал в исповеди за его богомерзкие поступки.

С тех пор прошло много лет. На глазах де лас Касаса была завоёвана Куба. Он хорошо запомнил и сохранил для потомков последние слова индейского вождя Атуэя, что тот "не желает на небо, а хочет в ад, лишь бы не оказаться опять среди христиан, столь жестоких людей". "Я увидел здесь жестокость в масштабах, которых ни одно живое существо никогда не видело и не ожидает увидеть" - вспоминал Бартоломе.

Он отказался от рабов и начал на своих проповедях требовать того же от других конкистадоров. Но это был глас, вопиющий в пустыне. Тогда де лас Касас поехал в Испанию добиваться приёма у короля. Фердинанд II Католик пообещал его выслушать, но запамятовал и умер не предупредив. Тем не менее, ближайший советник короля, великий инквизитор Франсиско Хименес, назначил Бартоломе на специально созданную для него должность защитника индейцев. Де лас Касас вернулся в Америку и в короткий срок сумел вызвать такую ненависть у испанцев, что вынужден был скрываться от них в доминиканских монастырях. Поскольку доминиканцы в массе своей осуждали насилие над индейцами, Бартоломе вступил в этот орден. Так он и оказался в Вальядолиде.

Справедливости ради надо отметить, что поначалу де лас Касас предлагал испанской короне проект о замене индейских рабов африканскими неграми, но позднее стал горячим противником рабства в любой его форме. Тем не менее, благие идеи Бартоломе не нашли сторонников, а вот дурные - за милую душу. В Америку потянулись корабли, трюмы которых были забиты живым товаром из Африки.

Всю свою жизнь Бартоломе де лас Касас боролся за то, чтобы европейцы признали индейцев равными себе. Он написал десятки трудов на эту тему, обивал пороги трёх испанских королей, уговаривая уравнять в правах их подданных по разные стороны океана. Защитник индейцев умер в Мадриде в преклонном возрасте. Незадолго до смерти им неоднократно интересовалась святая инквизиция, обвиняя де лас Касаса то в государственной измене, то в ереси. А в 2001 году католическая церковь начала процесс его беатификации (причисления к лику святых). Святым его почитают и лютеране.

В настоящее время историки обвиняют де лас Касаса в том, что он сильно завысил количество жертв, павших от рук завоевателей Америки. Пусть так, но в первую очередь именно его стараниями индейцев в Европе признали людьми. Именно под его влиянием мировая литература обогатилась образами Чингачгука, Виннету, Оцеолы и других "благородных дикарей".

Читайте в этом цикле: