Васильевский остров я люблю почти так же, как Петроградскую сторону. С ним связаны воспоминания об абитуре и двух стажировках в университете.
А теперь у меня наконец-то появилась возможность посетить Кунсткамеру. Точнее, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН Это первый музей в России, учреждённый царём Петром Первым в 1714 г. , потом его коллекции разрослись, положив начало этнографическому, зоологическому и ещё нескольким отдельным музеям.
Располагается музей в этом прекрасном здании, которое строилось последовательно несколькими архитекторами в первой половине XVIII века.
Многие думают, что в Кунсткамере собраны исключительно уродливые младенцы в банках. Отнюдь!
При входе вас встречают вот такие красавцы. Один из них -- идол вьетнамского бога охоты, но кто есть кто – я не разобралась.
Тоже какой-то идол – африканский или южноамериканский.
На первом этаже сначала идёт раздел "Северная Америка".
Одежда и орудия труда, оружие и посуда, идолы – всего не перечислишь.
Вот, например, боевые доспехи эскимосов. "Дельтаплан" – это щит, прикрывающий воина от ударов (стрел?) сзади.
Шаман. Как обычно – с какими-то висюльками перед лицом. Почему всё-таки у большинства шаманов разных народов была такая особенность снаряжения?
Воинское снаряжение тлинкитов.
Шикарные шлемы в виде голов разных животных!
Меня заинтриговало имя этой индианки. Видимо, увлечение сразу двоих мужчин одной женщиной было явлением из ряда вон выходящим?
Сумки и мокасины сплошь расшиты бисером.
А вот и знаменитая причёска "ирокез".
Оказывается, это была накладка, то есть шиньон!
Красиво и практично; да и снятие такого "скальпа" будет безболезненным.
Летопись народа дакота с 1800 по 1870 г. выполнена на бизоньей шкуре. Среди событий – эпидемии оспы, кори и коклюша, завезённых на континент европейцами; битвы с другими племенами и с американскими солдатами; наводнение и солнечное затмение.
Ритуальная одежда калифорнийских индейцев, сделанная из перьев ворона и кондора.
Этот идол сиротливо прятался под лестницей... Не нашлось ему места в залах...
Раздел "Латинская Америка". Чудесные сосуды с изображением зверей.
Вот это, скорее всего, ягуар.
Идолы.
"Древо Жизни" – тип керамических изделий, которые появились в центральной Мексике в ранний колониальный период для обучения индейцев библейской истории. То есть на них изображали Адама и Еву и разные сценки из Библии. Это "дерево" сделано в третьей четверти ХХ века.
Мексиканские вышивки. Есть в них что-то родное, русское... Мне понравился и манекен – явно ему приданы черты какой-то реальной бабули.
И воротнички такие тоже наши бабушки вязали...
Япония! Здесь представлены уже знакомые мне по Эрмитажу статуэтки окимоно. Напомню: они служили просто для украшения жилища.
Всё-таки японцы – инопланетяне. Ну кому бы пришло в голову украшать свой дом изображениями насекомых и членистоногих? Даже так искусно выполненными?
Другое дело живопись на шёлке! Котики – это всегда прекрасно. А посмотрите на эту довольную крысу! Явно у них с котом мир и дружба!
Детская игрушка. Хочу такую!!!
Эти куклы – настоящее произведение искусства. Их доставали из сундуков и рассаживали в доме в особый праздник. Впрочем, может, и сейчас так делают.
Самураи. Интересно, зачем они прикрепляли к шлемам эти седые усы?
В круглом зале под башенкой проводятся временные выставки. В этот раз во внутреннем круге были выставлены как раз экспонаты Кунсткамеры времён Петра Первого. В том числе, скелет самого высокого человека и его огромное сердце, те самые уродцы в банках, а также коллекция зубов, собственноручно вырванных русским царём у подданных. Ну, любил Петр это дело...
Над залом прекрасный свод.
Раздел "Африка". Никогда особо не интересовалась, поэтому была удивлена! Бронзовая скульптура Великого Бенина.
Какое мастерство!
Эфиопская письменность. Точное время возникновения неизвестно, примерно – начало нашей эры (потом, конечно, дорабатывалась и совершенствовалась). Вверху, по-моему, портрет императора Ха́йле Села́ссие I, культовой фигуры...
Другая африканская азбука.
Вообще, оказывается, что существует немало оригинальных африканских алфавитов. А я-то думала, они латиницей, доставшейся от колонизаторов, пользуются!
Картинки симпатичные, но ничего особенного. Кроме одного: их привёз из своих африканских странствий Николай Гумилёв!
Подозреваю, эта картина тоже из Эфиопии. Лев Иудеи – символ царей, считавшихся потомками библейского Соломона.
Африканские музыкальные инструменты очень красивы.
... в отличие от моих фотографий, где всё отсвечивает. Уж извините!
Залы, посвящённые Азии. Буддийская атрибутика. Обратите внимание на книги и дощечки, с которых их печатали.
Иероглиф-картина. Можно долго рассматривать, как будто фильм смотришь.
Фрагмент.
Традиционный китайский зонтик. Оказывается, они уже давно были складными!
Похоже на слонов, виденных мною в Эрмитаже. Но там были просто украшения тронного зала, а это курильницы для благовоний. Выполнены в технике перегородчатой эмали. Конец XIX – начало ХХ в.
Опять письменность. Ну интересно мне это!
Маньчжурская книга
Тангутский ксилограф (т.е. текст отпечатан). А это 12 век!!!
Китайские заводные игрушки XVIII века.
На мониторе демонстрировался фильм об этой игрушке в движении. Так вот, если его завести, кораблик "плывёт" (передвигается на колёсиках), музыканты "играют" на инструментах, а танцовщица кружится.
Одежда разных народов, населяющих Китай.
Забавные статуэтки. Кто-то пляшет на спине жабы.
Вроде бы это кролик. Но по-моему, именно с него японцы срисовали своего Пикачу!
Опять китайская перегородчатая эмаль. XVIII - XIX вв.
Генерал в парадном костюме 17 века
А это, возможно, генеральша.
И, конечно, изумительные картины и вышивки!
Эта ширма состоит из 12 створок, на каждой шёлком вышиты изображения святых даосского пантеона.
Хоть убейте – не помню, что это и откуда! По-моему, из Индонезии... Но очень симпатиШное!
Опять книги. Это книги индонезийских колдунов.
Индийские ткани. Шёлк, парча...
Шали. Становится понятно, почему в Англии XIX в. индийская шаль была предметом роскоши.
Портал какого-то индийского дворца?
Каюсь: я не сфотографировала экспонаты из Индокитая, Индонезии и Кореи, а в залы Ближнего Востока просто не пошла. Была уже пресыщена впечатлениями.
И всё-таки, выйдя из музея, не могла не полюбоваться двориком. Там стоят такие вот скульптуры:
... и находится современный арт-объект. Видимо, в память о том слоне, которого Петру Первому подарил персидский шах. Животное тоже было приписано к Кунсткамере, а для сугреву ему давали ром...
А потом я не стала выходить на Университетскую набережную, а прошла "задами". Там имеется теперь площадь Андрея Сахарова с таким вот достойным памятником диссиденту. Кстати, я читала, что разрешения на установку этого памятника не давали администрация СПбГУ и главный архитектор города и группа активистов в ночь с 3 на 4 мая 2003 г. просто установила ЭТО...
Нет уж, куда уместней здесь памятник М.В.Ломоносову!
Здание Университета прекрасно! Слева – ректорский флигель, где родился А.Блок. А справа главный корпус университета, здание Двенадцати коллегий, построенное специально для петровских министерств в 1722 - 1742 гг. Мне очень хотелось попасть внутрь и ещё раз пройти по длиннющему 400-метровому коридору. Это ведь не просто коридор с паркетным полом и огромными окнами! Там по стенам книжные шкафы до самого потолка с научной литературой начиная с XVIII века! А ещё вспомнился кофе из университетского буфета, кофе в толстых фаянсовых стаканчиках без ручки... И странно даже вспомнить, как богемного вида преподаватели дымили сигаретами за чашкой этого кофе!
Хотелось мне проникнуть и в здание Филологического факультета – бывший дворец Петра II. Цела ли массивная деревянная скамья на площадке второго этажа, упомянутая ещё Довлатовым? И мне довелось на ней посидеть... Отремонтировали ли (надеюсь, что да) полуподвальные помещения, именовавшиеся "катакомбами"? В 1989-90-м там просто проваливались полы, а со стен пластами сходила краска. Зарешеченные окошечки выходили в унылый внутренний дворик, заваленный мусором.
А сейчас, пишут, во дворе целый парк современных скульптур. Так хотелось на него взглянуть! Я даже вычитала в интернете, как туда можно проникнуть. Увы, всё неправда. Весёлый и вежливый охранник объяснил, что, в связи с ковидными ограничениями, вход на территорию университета посторонним запрещён. С паспортом ли, с куар-кодом ли – безразлично. Точка.
Вот он, филологический корпус. Помню, как абитуриенткой я сидела на консультации в аудитории второго этажа. Из открытого окна было видно Исаакий и Медного Всадника...
И так хотелось учиться в таком прекрасном месте, связанном со множеством громких имён...
Что ж, прогуляюсь по набережной...
Знаменитые сфинксы возле Академии художеств стали одной из визитных карточек Петербурга.
Они были созданы в XIV веке до н. э. во времена правления фараона Аменхотепа III...
Спуск возле них, кажется, никогда не пустует...
Я свернула на Благове́щенский мост (с 1855 по 1918 он носил название Николаевского). Именно здесь Раскольникова хлестнул кнутом кучер ("Кругом, разумеется, раздавался смех", – отмечает Достоевский), а пожилая купчиха с дочкой подали бедолаге двугривенный.
"Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора /.../ так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчётливо разглядеть каждое его украшение".
"Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина..."
Я была совсем в другом настроении, и чужой в этом прекрасном пейзаже себя не ощущала.
Порадовало, что хотя бы так сохранена память о лейтенанте Шмидте, имя которого мост носил с 1918 по 2007 г.
А это вид с моста на другую сторону. Никогда не обращала раньше внимания (некогда было) на то, что первые дома каждой линии немного выступают друг из-за друга, создавая красивую картину.
Напротив съезда с моста – Trezzini Palace Hotel. Здание было построено в XVIII веке действительно по проекту великого Доменико Трезини, и вроде бы Пётр даже велел зодчему самому там поселиться. Это была как бы рекламная акция: образцовый дом для богатых господ.
Дом Трезини построил, но так и не успел поселиться в нем. Сейчас ему здесь поставлен памятник, а дворец стал 5-звёздночным "бутик-люкс-отелем", с номерами, обставленными антикварной мебелью.
Кстати, во время прогулки по набережной мне навстречу постоянно попадались люди с таксами. Сначала я приняла это за забавное совпадение, а потом поняла: где-то рядом проводится собачья выставка!
Оказалось, во дворе Академии художеств проводится такое вот "народное гуляние" жителей Василеостровского района. С продажей выпечки, сувениров и игрушек, аниматорами, батутом... Ну и выставкой такс в том числе...
Кстати, один из знатоков города пишет: "Со стороны 3-й линии находится небольшой мозаичный павильон, в котором изготавливаются мозаики для Исаакиевского собора. Ближе к 4-й линии стоит конюшня. Её можно опознать по характерному запаху. Лепить и рисовать лошадей студентов учат здесь же". Мозаичный павильон – это., видимо, во-он тот маленький домик на заднем плане. А запах конюшни я сама учуяла, но решила, что это детишек на лошадях в честь праздника катают...
Потом я ещё погуляла какое-то время по Васильевскому, полюбовалась домами начала ХХ века (очень многие из них украшены сверкающими изразцами и мозаиками). Прошла и по Андреевскому бульвару – уютной пешеходной зоне. Правда, это фото я взяла из свободного доступа: в тот день на бульваре было слишком многолюдно.
Увы, силы были на исходе... Дождавшись трамвая №6, я не спеша поехала через Васильевский и Петроградку к площади Ленина у Финляндского вокзала (хороший маршрут, кстати, почти экскурсия).
Ещё одну экскурсию, но в другой день, мне устроил бывший одноклассник. Он провёз меня по новым районам Васильевского . Жаль только, что из окна машины не очень удобно фотографировать.
Но вот вам стадион "Зенит Арена" – по-моему, красивый.
Вантовый мост и небоскрёб Лахта-центра. Кстати, "кукурузину" видно из многих мест в старой части Петербурга, но из-за большого расстояния он кажется просто ещё одним шпилем.
И, собственно Западный скоростной диаметр.
Понравилось? Не стесняйтесь поставить отметку!