Найти в Дзене

"Мамство" VS "Чайлдфри" или Постигшие бессмысленность печалей растят цветы и не считают дни Ибараги Йосиюки (с)

Материнство. Рисунок из свободного доступа в сети
Материнство. Рисунок из свободного доступа в сети

У Ирины dzen.ru/...972 как всегда оживлённо и разноголосо. Женщины обсуждают, можно ли прожить без детей (утрачивает ли смысл жизнь, если ребёнка в семье нет), насколько нормальна женщина, никогда не желавшая родить ребёнка, является ли "чайлдфри" выходом из личных проблем, связанных с (не)рождением детей (до общественных проблем, связанных с таким выходом комментаторы не опустились или не поднялись)...

Начитавшись комментариев, вспомнила, что однажды и сама вызвала к обсуждению подобные проблемы и термин "чайлдфри" появился в комментариях неожиданного моего собеседника.

А ещё вспомнила женщин, с которыми пересекалась, вынашивая собственную дочь, позднего ребёнка.

В больницу на сохранение беременности получила направление на её третьем месяце. И практически всё остальное время до рождения ребёнка тем и занималась. Сохраняла и готовилась к родам.

Ни о каком "чайлдфри" в те времена, двадцать семь лет назад, ни читать, ни слышать не приходилось.

Но о том, что рождение детей из простого и естественного процесса, каковым он был всегда, станет проблематичным и требующим каких-то особых мер, технологий, была наслышана от валеологов, заполонивших в 90-х образовательные программы для педагогов. Валеологи на своих лекциях предупреждали своих слушателей о том, что близко время, когда каждый родившийся ребёнок должен будет восприниматься обществом как особая ценность. Бабы, рожавшие в стогу на поле, где только что жали серпами пшеницу, - эта привычная иллюстрация естественности и некоторой "лёгкости" процесса давно утратила свою правомерность и актуальность.

И я, по истечении очень длительного времени, вспоминаю иногда всё очень отчётливо, как будто всё ещё никуда не выходила из перинатального центра, а затем из роддома с заветным свёртком на руках, новорождённой долгожданной дочкой. Я вышла, дочь выросла, а я помню:

- Этот мужчина, муж соседки по палате, каждое утро появляется под окнами палаты, передав через медсестру очередные гостинцы для жены... Женщина лежит в палате уже не первый раз раз. Это третья её попытка сохранить беременность и подарить уже мужу долгожданный подарок - рождённого в любви и в дружной семье ребёнка... И эта очередная попытка оказалась безрезультатной: на одном и том же сроке у женщины отказывают почки, беременность прерывается...

- С этой молодой женщиной, девчонкой по сути, мы встречаемся не в первый раз у двери кабинета, где каждую из нас ждёт доктор с результатами многочисленных анализов и исследований... Девчонке некоторое время назад сказали уже, что её беременность лучше прервать. Плод с патологией... "Родишь другого, подлечишься после аборта и забеременеешь вновь!" Девчонка сидит, напряжённая, как натянутая струна, в руках держит книгу, изданную в Америке, с закладками на каких-то страницах. Как бы репетируя предстоящий разговор с доктором, доказывает мне и другим женщинам, сидящим в очереди к доктору, возможность внутриутробного излечения патологии плода, обнаруженной в её случае... Так написано в книге... Выходит из кабинета доктора девчонка очень быстро, не имея сил сказать хоть слово в ответ на вопросы женщин, разгребая ладонями слёзы... "У нас такая патология не лечится, да и неизвестно, ЧТО родится после такого лечения там у них, в Америке", - раздражённо объясняется доктор с пациенткой, вошедшей следующей.

- Труднее всего было жить и сохранять беременность, думая о жизни, веря докторам и в "светлое будущее" по утрам: как правило, все операции по прерыванию зародившейся новой жизни происходили ночью или ранним утром. В эти же часы прерывалась беременность по собственному решению женщин, нередко без особых на то показаний. Просто беременность нежелательна, ребёнок не нужен. Материализованные результаты всех этих показаний и решений ранним утром ещё не успевали убрать куда-либо с глаз долой, и целлофановые пакетики с ними стояли в одном из углов длинного больничного коридора, пугая женщин и не добавляя им настроения и настроя на лучшее...

С годами проблемы вынашивания и рождения ребёнка становились всё очевиднее и всё больше совпадали с предупреждениями, которые выкладывали в своих лекциях валеологи. Сами валеологи к концу 90-х исчезли из образовательных программ и аудиторий так же внезапно, как появились в начале всё тех же 90-х. В активном использовании оказались новейшие технологии и медицинские средства зарождения, поддержки и развития беременности (ЭКО), наряду с этим не менее активно обозначились идеологи "чайлдфри"... На государственном уровне в связи ли с этим или по другим причинам в качестве особых проблем рассматриваются демографические, под их решение разрабатываются государственные программы и проекты...

А на уровне общества и личности обострились проблемы социального сиротства детей, не всегда удачные случаи усыновления и других форм устройства детей в приёмные семьи...Такого количества сирот в стране, похоже, не было никогда... Самое болезненное и обидное в этом положении детей заключается в том, что они не осиротели в полном смысле этого слова, они просто утратили по каким-то причинам заботу и попечительство со стороны своих родных. Со стороны отца и мамы, в первую очередь... Происходит какая-то катастрофическая НЕВСТРЕЧА детей с родившими их взрослыми...

Фото из открытого доступа в сети...
Фото из открытого доступа в сети...

И вторая проблема, обнаруживающая некий сбой в естественной программе воспроизводства человека (прошу прощения за канцелярит)... В неё мне тоже довелось погрузиться довольно глубоко, занимаясь здоровьем Димы, пришедшего к нам в семью спустя пятнадцать с лишним лет после рождения дочери.

О результатах этого погружения я писала вот здесь https://dzen.ru/media/id/5e5023595c1f4e253331d15c/kak-slovo-nashe-otzovetsia-ili-o-taktichnosti-i-bestaktnosti-nashei-inkliuzii-5fda00be01e4747da30283ea

Когда-то, после первой дальней нашей поездки в другой город на Новогодние праздники, оказавшись вновь дома, Дима, наслаждаясь домашним теплом и уютом, мечтательно признался:"Когда я вырасту и у меня будут свои дети, я тоже буду устраивать для них путешествия!". Потом мы к этой теме его будущего отцовства возвращались не однажды по разным поводам... Лет с двенадцати он её закрыл. Очень надеюсь, что это возрастное, что никаким "чайлдфри" он не стал.

Болезненна эта тема и в размышлениях о будущем материнстве дочери. Она не "чайлдфри", но пока не очень понятно, насколько собственное её здоровье на стороне такого естественного и желанного "мамства".

Пусть Земля станет реальным цветущим садом-раем благодаря усилиям тех, кто "постиг бессмысленность печалей", связанных с (не)рождением детей... Но, на мой взгляд, и на такой Земле для осмысленной жизни будет недоставать детей как самых ярких и красивых цветов и украшений этой земной жизни женщины.

Материнство. Иллюстрация из свободного доступа в сети
Материнство. Иллюстрация из свободного доступа в сети