Корней Иванович Чуковский (настоящее имя Николай Васильевич Корнейчук) родился 19-го марта 1882 года. Его мать, Екатерина Осиповна Корнейчук, была крестьянкой. Его отец, Эммануил Соломонович Левенсон, был купцом, почетным гражданином Одессы. Брак между отцом и матерью зарегистрирован не был: родители были разной веры (иудей и христианка).
В 1901-м году Чуковский устроился работать в "Одесские новости". В 1905-м году Корней Чуковский переехал в Санкт-Петербург, создал журнал "Сигнал", в котором работал главным редактором. В журнале печатались знаменитые писатели А.И. Куприн, М. П. Свободин, Федор Сологуб, О. Н. Чюмина, Тэффи. Продюсером журнала "Сигнал" стал предприниматель Адольф Самуилович Мордухович.
В ноябре 1905 года Санкт-Петербургский Цензурный Комитет обратил внимание на журнал "Сигнал" от 19-го сентября 1905 года, в частности, на стихотворения: "Маленький Великий Лама", "Удельный разговор", которые чернили действующую власть.
Стихотворение "Удельный разговор" написал Л. Г. Мунштейн, в нем критиковался обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев, его покровитель император Николай II, а также министр МВД Сергей Юльевич Витте (на карикатуре человек, похожий на Витте, штопает двуглавого орла).
За такое преступление вменялось наказание по статьям: 103, 106, 128 Уголовного Уложения. В частности в статье 103 говорилось:
Виновный в оскорблении Царствующего ИМПЕРАТОРА, ИМПЕРАТРИЦЫ или Наследника Престола или в угрозе Их Особе, или в надругательстве над Их изображением, учиненных непосредственно или хотя и заочно, но с целью возбудить неуважение к Их Особе, или в распространении или публичном выставлении с тою же целью сочинения или изображения, для Их достоинства оскорбительных, наказывается: каторгою на срок не свыше восьми лет.
В этом же номере было напечатано стихотворение поэтессы и переводчицы О. Н. Чюминой:
"Я — не дама демимонда,
Я — принцесса Требизонда,
По-венгерски: Поль-Мари".
В журнале было примечание, что в венгерском языке отчество пишется первым, а имя — вторым. В этом персонаже все узнали великую княгиню Марию Павловну, даму, ведущую неблагопристойный образ жизни.
2-го декабря 1905 года Корней Чуковский был вызван к следователю по важнейшим делам Цезарю Ивановичу Обух-Вощатинскому, который отправил его под арест. Через девять дней Чуковский вышел на свободу под залог в десять тысяч рублей. Деньги внесла М. К. Куприна-Иорданская (жена Куприна).
4-го декабря вышел четвертый выпуск журнала "Сигнал" — Чуковского снова арестовали, возбудили судебное преследование по статьям 103,128 и 129 Уголовного Уложения издательства 1903 года.
5-го декабря было возбуждено уголовное дело, а 7-го декабря издание журнала "Сигнал" было приостановлено, 22-го марта 1906 года журнал был закрыт.
В январе 1906 года Чуковский стал выпускать журнал "Сигналы". 14-го февраля этого же года Корней Иванович снова получил повестку: явиться к следователю Обух-Вощатинскому.
Чуковский, выдав себя за подданного Великобритании Уильямса, собрал вещи, и уехал в Латвию (Меддум). Через месяц он переехал в Финляндию, потом в Курляндию. В Курляндии он подружился с братом следователя Обух-Вощатинского. Вскоре снова нашелся поручитель, который внес за него десять тысяч рублей — Корней Иванович вернулся в Санкт-Петербург.
Судебный процесс над Чуковским состоялся 22-го марта 1906 года, обвинял подсудимого прокурор Петр Константинович Камышанский, защищал адвокат Оскар Осипович Грузенберг.
Чуковскому вменили дерзостное неуважение к действующей власти, а также призыв к бунту в стихотворении "Месть". Второе обвинение было выдвинуто на суде (положено до суда).
Грузенберг говорил:
"Чуковский рисует осла, дегенерата, пигмея, а Петр Константинович Камышанский имеет смелость утверждать всенародно, будто это — священная особа его императорского величества."
Адвокат доказал, что заметка не имеет никакого отношения к Священной Особе Императора. По второму пункту обвинения, за подстрекательство к бунту, сына купца Николая Васильевича Корнейчука (настоящее имя) приговорили к шести месяцам заключения в крепости, а также запретили занимать должность редактора или издателя в течение пяти лет.
Адвокат Чуковского, О.О. Грузенберг, подал апелляцию в Правительствующий Сенат (вышестоящая судебная инстанция). Кассационная жалоба была принята Сенатом 21-го июня, рассмотрена 18-го ноября 1906 года. Сенат постановил: приговор отменить (надругательство над кем-то должно быть явным), дело отправить на повторное расследование из-за процессуальных нарушений.
Чуковский так и не попал в тюрьму: то ли дело затерялось, то ли оправдали. Пройдя через судебные мытарства Корней Иванович в дальнейшем никогда не критиковал власть.