Существует такое мудрое выражение: "Принимают на работу за жёсткие навыки, а увольняют за мягкие." На самом деле не совсем так. Сегодня работодатель уделяет мягким навыкам пристальное внимание уже на этапе просмотра резюме.
Что же такое мягкие навыки или soft skills?
Навыки человека сегодня подразделяются на две категории: на жёсткие и на мягкие.
Жёсткие навыки это навыки, которые подтверждаются официально экзаменом, оценками и присвоением соответствующей квалификации. Например, это степень бакалавра или магистра, диплом о дополнительном образовании или сертификат о прохождении обучающего курса. Знание иностранного языка также является жёстким навыком. При приеме на работу в первую очередь смотрят на жёсткие навыки.
Однако человек всегда трудится в контакте и взаимодействии с другими людьми, поэтому немалую роль при выборе новых сотрудников играют мягкие навыки.
Мягкие навыки включают в себя различные качества и способности человека, которые характеризуют его поведение при выполнении рабочих задач.
Мягкие навыки подразделяют на методологические, социальные и личные (индивидуальные) компетенции. Последние отражаются, прежде всего, в отношениях с самим собой.
Рассмотрим каждый тип.
3 типа мягких навыков
- Методологические компетенции
Это компетенции, которые необходимы для решения рабочих задач и проблем, а также для приобретения новых навыков, необходимых для их решения. Методологические компетенции, например, являются важным условием для первичного приобретения жёстких навыков и их дальнейшего развития. Сюда относятся такие навыки, как умение анализировать и структурировать информацию, делать выводы, сопоставлять факты, синтезировать знания, переносить знания из одних областей на другие, тайм-менеджмент, нацеленность на результат и т.п. Это в конечном счете умение эффективно учиться и применять знания в работе.
- Социальные компетенции
Это навыки, которые проявляются в общении человека с другими людьми. Они важны в любом межличностном контакте и определяют, насколько позитивными и гармоничными будут восприниматься отношения и взаимодействия с данными человеком. На работе ценится прежде всего эффективность сотрудничества в коллективе. Она обеспечивается такими навыками как эмоциональная интеллигентность, умение расставлять приоритеты, не провоцировать и при необходимости решать конфликтные ситуации, оказывать и принимать помощь, проявлять инициативу, быть лояльным руководству, подчиняться установленной в команде субординации, брать на себя ответственность и лидерские функции, критиковать и принимать критику и т.п. Это в конечном счете умение эффективно работать в команде.
- Личные компетенции
Эти компетенции включает в себя мягкие навыки, которые проецируются их обладателем на себя самого и позволяют человеку четко понимать себя и свои цели, работать со своими настроениями и самоорганизовываться. Сюда относятся такие индивидуальные навыки как любознательность, внимательность к деталям, способность работать в условиях многозадачности, саморефлексия, самокритика, высокая работоспособность, честолюбие, и т.п. Это в конечном счете умение эффективно работать в автономном режиме.
Почему мягкие навыки так востребованы?
За мягкими навыками скрывается потенциал человека. Знания и компетенции можно приобрести с помощью обучения. Но к успеху они приходят только в процессе сотрудничества и общения с другими людьми.
Таким образом, мягкие навыки в конечном итоге обеспечивают общую способность человека осуществлять трудовую деятельность и вступать в трудовые отношения, а также развивать свой долгосрочный трудовой потенциал.