Найти в Дзене
Наука и фантастика

Может ли принц быть профессором?

Этот канал посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выкладывается на Литрес. Раскрываю секреты творческой лаборатории, знакомлю со своими мирами и героями, объясняю подробности.

Кадр из мультфильма "Двенадцать месяцев".
Кадр из мультфильма "Двенадцать месяцев".

Вопрос, вынесенный в заглавие этой статьи, допускает разные ответы.

С одной стороны, почему бы принцу, если он семи пядей во лбу, не стать доктором наук и профессором?

С другой стороны... А какой принц имеется в виду? Сын императора или короля? Владетельный принц, который гуляет сам по себе? Или князь? На многих европейских языках слово Prince (немецкое Prinz, итальянское Principe, и т.д.) может обозначать как принца, так и князя. В русском языке эти понятия различаются. Бывают царевичи, или великие князья (члены императорской семьи), а бывают просто князья. Последние, конечно, пользуются (пользовались) гораздо большей свободой.

Великого князя, или принца - наследника монарха, трудно представить себе сотрудником университета или научного центра. Особенно в прошлые времена.

А обычного князя - почему бы и нет, особенно в наши демократические времена?

Расскажу-ка я байку. В свое время, уже во времена СССР, в Московской консерватории учился пианист и композитор, основатель ансамбля старинной музыки "Мадригал", Андрей Волконский - самый настоящий потомок княжеского рода. А историю музыки преподавал профессор Розеншильд (из остзейских дворян). Однажды Волконский пришел на занятие после того, как лекция уже началась. Между профессором и студентом состоялся такой диалог:

Профессор, иронически: - Опять опоздали, князь?

Студент, с театральным покаянием: - Опоздал, барон!

Андрей Волконский (1933-2008). Фото из открытых источников.
Андрей Волконский (1933-2008). Фото из открытых источников.

Впрочем, в моей космоопере действие происходит на другой планете. И тамошний принц Ульвен Киофар - безусловно не правящий, хотя и законный потомок императорской династии Уйлоа. На Тиатаре нет монархии, перед законом все равны, титулы не дают никакой власти, хотя чреваты различными ограничениями (принц не должен вести себя недостойно и обязан исполнять некоторые сакральные для уйлоанцев ритуалы, поскольку он в силу происхождения - глава рода и верховный иерофант уйлоанской общины).

Зачем мне понадобился принц?

До середины книги "Тиатара" я и сама не знала, что магистр Джеджидд - потомок императора. Когда это вдруг выяснилось, я обрадовалась: как интересно, пусть появится принц, как и положено в космоопере, но только мой будет не как все! Мой - учёный! И он совершенно не жаждет получить трон, корону и мантию, ему все эти игры в давно умершую империю кажутся идиотскими или даже опасными. Он - современный интеллектуал, рационально мыслящий, фантастически одаренный в своей сфере, а властные замашки прорываются лишь в авторитарном стиле преподавания.

(Здравствуйте, профессор Снейп, извините, что потревожила, нет, мой профессор Джеджидд не до такой степени вредный, но кое-что общее действительно есть)...

Кадр из фильма про Гарри Поттера. Профессор Северус Снейп.
Кадр из фильма про Гарри Поттера. Профессор Северус Снейп.

С самого начала академической карьеры Ульвен Киофар пользуется не собственным именем, а псевдонимом, возникшим из его школьного прозвища "Джеджидд" - на тагманском языке это значит "Переводчик", или "Толмач".

Как объясняется в книге "Двойник", "псевдоним «Джеджидд» происходит от тагманских слов «джей» и «джидди», буквально «пере-говорить», что, как ни странно, почти соответствует глаголу metaphrasein, хотя тагманцы ничего не знали, – а многие и сейчас не знают, – о существовании греков". В переносном смысле Джеджидд - посредник, переговорщик, хотя это уже немного другая профессия ( но принц овладел и ею).

Псевдоним нужен по многим причинам.

Во-первых, будучи еще студентом, Ульвен не хотел позорить императорскую фамилию, если вдруг получит плохую оценку, завалит экзамен или напишет посредственную магистерскую диссертацию.

Во-вторых, это обеспечивало ему приватность и анонимность. Почти никто из студентов не знал, кто он такой на самом деле. Состав студентов - межгалактический, там кого только не было, и он не хотел выделяться (чтобы не возникало диалогов, вроде приведенного выше, между князем и бароном).

В-третьих, он искренне жаждал избавиться от титула принца и получить общественное признание благодаря собственному таланту и научным заслугам. Титул казался ему обременительным анахронизмом, а академические успехи - действительно важными достижениями. Магистр, профессор, консультант Межгалактического альянса, первый ректор Тиатарского межгалактического университета - это он ценил, поскольку всё было достигнуто собственным трудом, а не причиталось по праву рождения.

В-четвертых, после визита на планету Виссевана, где он защищал докторскую диссертацию, профессор Джеджидд осознал, что разглашение его настоящего имени может быть опасным, поскольку другая уйлоанская община, существующая на совсем далекой планете Лиенна, жаждет заполучить "звездного императора", о местонахождении которого они до поры до времени не знают (между Тиатарой и Лиенной нет никакого сообщения, а все свои научные труды принц подписывает как "магистр" или "профессор Джеджидд").

Не традиционный получился принц, согласитесь.

Аналогов в фантастике я не нашла. Обычное амплуа принца - герой-любовник, боец-борец, красавец с мечом и всё такое. Бывают, конечно, злодеи, однако они плетут интриги, а не занимаются наукой и преподаванием.

Изредка попадаются умники, но всё-таки не такого уровня - профессор и ректор.

Персонаж из фэнтези. Изображение из открытых источников.
Персонаж из фэнтези. Изображение из открытых источников.

А что в реальной жизни? Принц-ученый или император-ученый, получивший академическое признание - такое возможно?

Да, возможно. Пример - отрекшийся от престола несколько лет тому назад в силу преклонного возраста японский император Акихито:

"Он является автором нескольких десятков научных статей по вопросам ихтиологии, соавтором двух книг о рыбах Японии, включая коллективный труд The Fishes of the Japanese Archipelago (1984). Он также является почетным членом лондонского Общества Линнея (Linnean Society of London) (1986), лондонского Зоологического общества (Zoological Society of London) (1992) и Исследовательского института естественных наук Аргентины (Research Institute for Natural Science of Argentina) (1997)".

Впрочем, одно дело - создание научных работ, другое - преподавание в колледже или университете. Как объясняет мой магистр Джеджидд своей подопечной Юлии в конце книги "Тиатара", "вообразите себе принца, принимающего зачеты и проверяющего контрольные... Это нелепо. И этого быть не должно. В колледже — только магистр Джеджидд".

Некоторые табу и приличия принц всё-таки соблюдает. Так, он никогда не музицирует при посторонних и воздерживается от танцев, уверяя, будто не умеет танцевать.

Но следующее поколение молодежи в семье Киофар порушит и эти условности.

Читайте "Хранительницу" на Литрес, подписывайтесь на этот канал, комментируйте и оставляйте отзывы здесь и там!

Подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь с друзьями - любая помощь автору приятна и полезна.