Ричард Грэннон о технике инвертированного (ранимого, скрытого) нарцисса, сводящей жертву с ума.
Кто такой скрытый нарцисс? Этот человек живет циклами, он постоянно переходит от состояния подъема к состоянию подавленности. В отличие от классического грандиозного нарцисса, у которого всегда под рукой готовенькая подпитка, ранимый нарцисс постоянно упускают свою подпитку: он получает ее и тут же теряет, только получает и тут же теряет снова. То есть такой нарцисс постоянно переходит от подавленности к подъему и обратно, поэтому такой человек будет угрюмым чаще, чем грандиозный нарцисс. И вы будете видеть, как он плачет, как показывает свою уязвимость и слабость, он будет просить прощения, будет изменяться, но все это лишь привычный нужный ему цикл, чтобы вернуться в позицию власти, потому что самое желанное для людей с этим расстройством – это власть над другими.
Власть грандиозного нарцисса – это кнут и пряник, при этом они всегда очевидны и вы понимаете, чувствуете, что за чем следует. "Делай, как я сказал, или получишь по башке, потому что власть у меня" – это классический грандиозный нарцисс. У ранимого нет власти, поэтому он манипулирует, он умасливает, поэтому термин "скрытый" так хорошо прижился, потому что такой нарцисс не может добиться желаемого напрямую, он идет в обход.
И вот мы подошли к его любимому оружию, которое сводит его жертв с ума. Вы как жертва должны находиться с ним в состоянии своеобразной диады, когда два человека крепко связаны друг с другом, и вы вступаете в такие отношения, вы тянетесь к нарциссу, иначе бы все это не работало. Вы видите, что человек ранен и думаете, что не может же он быть классическим нарциссом-мудаком, ведь на прошлой неделе он извинялся, а за неделю до этого он заплакал и открылся вам, показал, какой он слабый, уязвимый. И это первая часть его оружия. Это такой нокаут за два удара: первый удар – нарцисс сбивает вас с толку, и вы действительно не можете понять, с кем вы на этот раз.
Если он на подъеме, то он ведет себя как грандиозные нарциссы, то есть если подпитки ему хватает, он будет вести себя как классический нарцисс – обижать вас, вы с этим уже сталкивались, но, если он в подавленном состоянии, он будет весь из себя чувствительный и ранимый, он будет грустным, покажет вам, какой он слабый, как вы ему нужны, очень нужны, нестерпимо нужны, и вы будете в полном замешательстве. Итак, первая часть оружия – запутать жертву. С кем вы имели дело: с грандиозным или ранимым? Он злой или добрый? Каким он предстанет сегодня? И так будет снова и снова, чтобы вы не расслаблялись.
Вы в смятении, вы ничего не понимаете, у вас полный диссонанс, и затем появляется вторая часть оружия: та самая, которая сводит с ума. Они начнут вызывать жалость к себе, закрепляя в вас бесконечное чувство вины. Это люди, у которых есть для вас душераздирающая история. Оружие такого нарцисса – это два в одном, но это всего лишь оболочка бомбы, слезливая история, грустный рассказ о том, как его все бросили, как он рос совсем один, неприкаянный, ну, знаете все эти душераздирающие подробности ужасов, которые приключились с ним в жизни. Он главная жертва, вам разве его не жалко? Если вы любите человека, и этот человек пережил большую боль, вам будет его жаль, вы будете его жалеть, это абсолютно естественно. Нарциссы берут эту хорошую человеческую эмоцию и превращают ее в оружие против носителя. Вам будет жалко нарцисса, и вы его не оставите, не выгоните его, не сможете жестко обрисовать границы из-за его душещипательных историй, потому что иначе вас поглотит чувство вины.
Вот эти эти ранимые скрытые нарциссы причиняют больше всего вреда именно тем, что сбивают свою жертву с толку, она находится в крайней степени смятения, не понимает, что происходит, и с ними вы никогда не можете быть уверены в том, с какой версией придется общаться в тот или иной момент, и вы никогда не сможете понять, какая из них настоящая. С ранимым нарциссом не может быть настоящей близости. После того как отношения закончатся, вы будете еще долго думать, был ли нарцисс действительно тем грустным одиноким и всеми обиженным человеком, каким себя выставлял.
Помните котика из "Шрека" с большими грустными глазами, глядя в которые невозможно было не сжалиться? Как только противники смягчались, говорили "О, какой милый котёночек", кот нападал на них и убивал. Вот так оно и работает. И через какое-то время вы неизбежно начинаете теряться и понемногу сходить с ума. Уязвимые нарциссы в долгосрочной перспективе куда более опасны, потому что жертва никак не может определиться, с кем имеет дело. Люди, остающиеся с такими нарциссами, годами не пытаются обратиться к специалисту за диагнозом, большинство них сходят с ума из-за когнитивного диссонанса, этого вечного "да, но нет, но да, но нет", ваш мозг запутался между двумя версиями одного человека. И прежде всего нужно слить эти два образа воедино, это взрослый человек, и вся его жестокость и злость – это его истинное лицо.