Найти в Дзене
#iNмузей

Открытие выставки «Кино – зеркало эпохи» в Доме русского зарубежья.

Второго ноября в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына состоялось открытие выставки «Кино – зеркало эпохи. Советский киноплакат в истории русского зарубежья». Лично мне как (в недавнем прошлом) кинематографисту особенно приятно, что инициатором этой выставки является человек из мира кино - продюсер Филипп Кудряшов. - Филипп, как у Вас возникла идея этой выставки? - Работая в Доме русского зарубежья, я долгое время изучал жизнь русских эмигрантов. В какой-то момент мне стало интересно, как они воспринимали советское кино, уходившее в международный прокат. Ведь в Советской России кинематограф занимал основополагающую роль. У нас на стене написана всем известная фраза Ленина: «Важнейшим из искусств для нас является кино». Кстати, вопреки модной легенде, ни про какой цирк там не говорилось. С Луначарским он говорил именно про кино. Они знали, что кино является лучшим средством популяризации новой идеологии. Сейчас мы снова возвращаемся к осознанию мягкой силы кинематографа.
Фотографии © #iNмузей
Фотографии © #iNмузей

Второго ноября в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына состоялось открытие выставки «Кино – зеркало эпохи. Советский киноплакат в истории русского зарубежья».

Лично мне как (в недавнем прошлом) кинематографисту особенно приятно, что инициатором этой выставки является человек из мира кино - продюсер Филипп Кудряшов.

- Филипп, как у Вас возникла идея этой выставки?

- Работая в Доме русского зарубежья, я долгое время изучал жизнь русских эмигрантов. В какой-то момент мне стало интересно, как они воспринимали советское кино, уходившее в международный прокат.

Ведь в Советской России кинематограф занимал основополагающую роль. У нас на стене написана всем известная фраза Ленина: «Важнейшим из искусств для нас является кино».

Кстати, вопреки модной легенде, ни про какой цирк там не говорилось. С Луначарским он говорил именно про кино. Они знали, что кино является лучшим средством популяризации новой идеологии. Сейчас мы снова возвращаемся к осознанию мягкой силы кинематографа.

Молодое советское кино экспортировалось за рубеж. Но там же жили и русские эмигранты. Мы берем временную «вилку» с 1922ого года (с момента образования Советского государства) до 1939 года (до начала войны в Европе). С момента отъезда этих людей за границу прошло совсем немного времени, их восприятие очень острое, болезненное. Они начали приходить в кинотеатры, чтобы, фигурально выражаясь, «подсмотреть в замочную скважину»: они же не могли поехать на Родину и посмотреть, что там происходит в реальности. Им было важно понять, что несет новое советское кино, о чем оно рассказывает.

Но! Раз они ходили, раз они это смотрели, значит, должны были оставаться отзывы. Где их взять? После смерти киноведа Рашита Янгирова был издан двухтомник «Хроника кинематографической жизни русского зарубежья» - там я и нашел, что искал. Отзывы стали основой экспозиции. Получилось, что эта выставка про эмоции, про восприятие.

А плакаты – это образ кино, фильма. Мы не можем показать здесь все фильмы. Некоторых кинокартин уже нет и в помине, как, например, фильма «Винтик из другой машины». Физически нет. Но отзывы о нем остались, память о нем осталась. И плакат – некое связующее звено между кинематографом, образом кинематографа и тем, что о нем было высказано.

- По какому принципу отбирались фильмы?

- Первый критерий – фильм должен был быть в международном прокате. Дальше – наличие отзыва и плаката, афиши. И немаловажный фактор – доступен ли этот плакат в плане авторских прав, потому что некоторые художники попали под репрессии тридцатых годов и, соответственно, их права были восстановлены относительно недавно.

- Многие отзывы, написанные эмигрантами, кажутся негативными.

— Это не негатив. Это те личные болезненные переживания от соприкосновения с образом изменившейся Родины. Не все отзывы негативные. На «Веселых ребят» была очень хорошая реакция, например, а вот фильм «Цирк» им казался пародией.

- Я понимаю, почему эта выставка может заинтересовать старшее поколение. А как быть с молодежью?

- Мы запускаем цикл кинопоказов в «Иллюзионе» в рамках программы «Культурный обмен». Сегодня это модный кинотеатр, молодежь туда ходит. Показы будут с кинопленки — это принципиальная история! То есть, молодые люди смогут посмотреть кино и прийти потом сюда на выставку – все в рамках программы. Плюс мы будем показывать фрагменты фильмов на самой выставке.

Фотографии © #iNмузей
Фотографии © #iNмузей

Выставка примечательна не только замыслом, но и художественным оформлением. Небольшой зал производит впечатление стильного, продуманного пространства. Мы задали пару вопросов архитектору проекта Софье Жуковой:

- Какие основные художественные приемы применялись при работе?

- Мне хотелось создать несколько закольцованное пространство. Так появилась идея с использованием зеркал. Есть реальность, а зеркало создает еще одну. И зритель всегда может выбрать, где он, с какой стороны стекла. Опять же тема зеркала есть в названии выставки «Кино – зеркало эпохи».

Цветовое решение было вдохновлено 20-30-ми годами, эти цвета достаточно выгодно подчеркивают сами плакаты – такие глубокие оттенки отлично сочетаются с графикой.

К выставочному залу ведет довольно длинный коридор и не очень примечательная дверь. Поэтому мы придумали оформление портала, а в коридоре появилась графика - цитаты на стенах.

Изюминка этой выставки – условный кинозал. Мы использовали помост, оставшийся от предыдущей экспозиции, повесили проектор, сделали занавес. Получился уютный атмосферный уголок, передающий настроение того времени.

#открытиевыставки #новаяэкспозиция #проектированиеэкспозиции#проектированиевыставок #музейноекураторство #дизайнэкспозиции