В середине октября в медиа появилась информация о том, что государства Евросоюза, не афишируя своих действий, «под сурдинку» восстанавливают торговлю с Россией. При этом сальдо торгового баланса демонстрирует существенный рывок в сфере импортных операций: за первое полугодие импорт в ЕС из РФ вырос на 83% и достиг 121,7 миллиарда евро против прошлогодних 66,4 миллиарда. Выходит, ни адские санкции, ни клиническая русофобия аппетита к «русскому салу» не отбивают…
Лимитрофов комплекс
В иные времена улучшение динамики торговли выглядело бы фактором исключительно позитивным. Однако в условиях, когда Россию после начала специальной военной операции (СВО) на Украине «развитые западные демократии» буквально обложили беспрецедентными санкциями, динамика роста не может не вызывать закономерного удивления: «Однако!» – и непременно в интонации Кисы Воробьянинова.
Но против фактов не попрешь. Статистика свидетельствует: за первое полугодие текущего года импорт товаров из России в государства ЕС вырос без малого в два раза по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года. При этом экспорт из ЕС в Россию «просел» на 31%, но сейчас европейские государства наращивают и его, сокращая разрыв с февральскими значениями.
Примечательно, что успехи в торговле с Россией на общем фоне фиксируются и в странах Балтии, а именно – Латвии и Эстонии, которые истеричнее иных собратьев по «европейскому дому» вопят на международных площадках о необходимости полной изоляции Москвы.
Этот «феномен» заслуживает небольшого лирического отступления. В новейшей истории Латвия, Литва и Эстония – лимитрофы «со стажем». До второго обретения этого статуса, когда республики находились в составе СССР, единый центр пестовал их с традиционной для «окраин» заботой, компенсируя дисбаланс между незначительными объемами производства и значительными объемами потребления из «общего кармана», который обеспечивали лишь две союзные республики – Российская Федерация и Белоруссия.
Благодаря весомым субсидиям в советский период Рига, Вильнюс и Таллин были «этикетками развитого социализма», но уже тогда не гнушались любой возможностью демонстрации своей «исключительности», особой приближенности к европейской цивилизации, воспринимая как должное свое привилегированное положение в Союзе. Другими словами, за свой вклад на копейку требовали отдачи на рубль.
Освободившись от «сапога оккупанта», страны Балтии долго на «дороге независимости» не валялись, Европа подобрала и обогрела. Но поскольку «потенциал суверенности» оказался дутым, в европейскую семью новые члены вошли на правах бедных родственников, вернее в привычном для себя статусе содержанок, отрабатывающих свое положение единственным, имеющимся в наличии ресурсом – лютой ненавистью к России и ко всему русскому. В проявлении этого ресурса и бывшие, и нынешние лидеры прибалтийских государств берегов не видят.
Однако события после 24 февраля засвидетельствовали: «лимитрофов комплекс» – явление заразное. Доктор политических наук Наталья Комлева определяет понятие «лимитроф» в современной геополитической эпохе как «не просто совокупность приграничных государств, географически прилежащих к определенной державе, но совокупность государств и негосударственных акторов, пространства которых прочно контролируются мощным государством, выступающим в данном случае в роли геополитического тьютора». При этом лимитрофы выстраиваются не только в географическом, но также в экономическом, политическом, информационно-идеологическом (культурном) пространстве.
Актуальная ситуация подтверждает: поддержав Украину в противостоянии с Россией, Европейский союз выступил таким вот «совокупным лимитрофом», который в стремлении угодить «тьютору», похоже, сделал непосильные для себя ставки в большой игре…
Эффект бумеранга
С первых недель проведения СВО вдохновленный примером «гегемона», который, как известно, большой специалист по части «изоляций», Евросоюз начал штамповать антироссийские санкционные пакеты с энтузиазмом унтер-офицерской вдовы. Но экспертам, не утратившим здравомыслия, очень скоро стало понятно: столь рьяный политический мазохизм чреват серьезными экономическими последствиями для самой «единой и неделимой европейской семьи». В то время как еврокомиссар фон дер Ляйен «рвала в клочья» российскую экономику, все более широким народным массам приходило озарение: она либо лжет, либо видит состояние дел исключительно в ракурсе привычной для себя профессиональной специализации врача-гинеколога, весьма далеком от реальной политики и реальной экономики. Адекватность этого ракурса в одном состоит: то, что антироссийские санкции нанесли сокрушительный удар по экономике самой объединенной Европы, факт медицинский.
Его на собственной шкуре ощутили уже миллионы европейцев. Ежедневно с полей, не только Елисейских, приходят тревожные вести о закрытии тысяч предприятий, небывалой инфляции, зашкаливающих счетах на коммуналку, о дефиците топлива и, как следствие, – о росте протестных настроений в европейских государствах. Вкусив прелестей российской «изоляции», французы, чехи, немцы идут на улицу с требованием отмены санкций, а иные их европейские братья и сестры отдают голоса на текущих выборах в пользу политических сил, способных противостоять курсу Брюсселя и отстаивать национальные интересы.
Доходчиво сложившуюся ситуацию прокомментировал недавно премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, заявив, что антироссийские санкции не пошатнули Москву, в то время как Европа потеряла уже четыре правительства и находится в глубоком экономическом и политическом кризисе. «В настоящее время против России действует 11 тысяч санкций, но <...> попытки ослабить русских не увенчались успехом. Напротив, жесткая инфляция и дефицит энергии, вызванные санкциями, могут поставить Европу на колени», – отметил он.
Отсюда и закулисные, не оглашаемые отмены санкций и конъюнктурные исключения из них.
Все по классике: все тот же Оруэлл, все тот же «Скотный двор», все те же «заповеди животных», которые незыблемы, но могут редактироваться…
А тьютор кто?
В достоверности прогноза В. Орбана убедились жители Германии, для которых «похоронным набатом» прозвучали взрывы на газопроводах «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2».
В их контексте, в совокупности с темой места и роли лимитрофов в реализации антироссийской санкционной паранойи, всплывает еще одна актуальная тема: а тьютор кто?
Предположительно на этот счет непосредственно по факту форс-мажора, вернее теракта, высказался депутат бундестага от правой партии «Альтернатива для Германии» Вальдемар Гердт. «Все начинают понимать, что произошло что-то, что необратимо приведет к обрушению европейской экономики. И все благодаря заокеанскому " союзнику "», – отметил немецкий парламентарий.
Однако, несмотря на изначальную очевидность того, кто был «выгодополучателем» диверсии на объекте критической инфраструктуры, Евросоюз на официальном уровне продолжал хранить молчание до упора, опасаясь навлечь на себя гнев «гегемона».
«Европейцы, как часто это бывает, как почти всегда бывает, рот закрыли, молчат, как будто так оно и надо, несмотря на то, что это реально подрывает в корне их интересы», – заявил по этому поводу Владимир Путин на пресс-конференции по итогам трехсторонней встречи с премьером Армении Николом Пашиняном и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Сочи.
А буквально несколько часов спустя глобальное информационное пространство взорвалось скандальным «отчетом о проделанной работе», который по открытым каналам связи главе Госдепа Энтони Блинкену через минуту после взрыва на трубопроводе отправила на тот момент самый краткосрочный премьер Великобритании, а нынче – просто «сбитая танкистка» Лиз Трасс: «Все сделано».
История с СМС не доказательство прямого участия в диверсии Лондона и Вашингтона. Пока. Однако стремление Великобритании и США расчленить и проглотить «жирную тушу Евросоюза» – тема не новая в экспертной среде. И для достижения этой цели Вашингтону и Лондону все средства хороши.
Впрочем, в последнее время некоторые зарубежные аналитики констатируют и ответную реакцию: ЕС, оказавшийся разменной монетой в гегемонистской политике США, испытав негативные последствия санкционной войны, «подает сигналы о смене курса и намерении держаться на расстоянии от Вашингтона как в торговле, так и в вопросах стратегической автономии».
Комментируя подобную точку зрения, доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачев констатирует: «Сейчас можно разглядеть только два сигнала. Первый – требование ЕС к США продавать газ европейцам со скидкой. Второй – разговоры об усилении оборонного сотрудничества в Евросоюзе и создании сил быстрого реагирования ЕС, которые бы не подчинялись НАТО. А значит, и командованию США… Но это, пожалуй, все. Других сигналов не видно и не слышно».
Мнение коллеги разделяет доцент Финансового университета при Правительстве РФ Геворг Мирзаян. Он убежден, что нынешние элиты стран Евросоюза не могут дистанцироваться от «тьютора», поскольку экономика ЕС теснейшим образом привязана к американской, европейские политики – плоть от плоти американских.
«Последствия санкций в полной мере еще не проявились. Мы только на пороге большого экономического кризиса. Вот когда он грянет, когда он поглотит Европу, когда нынешние европейские элиты будут сметены в ходе электоральных штормов в европейских странах, вот тогда и можно будет говорить о какой-то попытке фронды», – считает эксперт.
Фронда или «терапия»?
Очевидно, формированию в государствах ЕС «фронды» поспособствует грядущая зима, которая, согласно прогнозу от «Газпрома», будет «большая». Но и уходящая осень еще не исчерпала потенциала сюрпризов, дополнив тему «отмены санкций втихую» новой статистикой со ссылкой на The New York Times.
Согласно ей, импорт из России после начала СВО существенно увеличили не только европейские страны «второго эшелона», но и четыре продвинутые экономики Евросоюза: Бельгия – на 130%, Испания – на 112%, Нидерланды – на 74% и Германия – на 38%.
Здесь же источник приводит «космические» цифры альтернативных торговых партнеров РФ: Индия увеличила закупки на 430%, Турция – на 213%, Бразилия – на 166%, Китай – на 98%.
Приведенная статистика, которая, с большой долей вероятности, будет расширяться и в объемах, и географически, без всякой фронды подтверждает: Россия, названная не очень умным американским сенатором-русофобом «страной-бензоколонкой», в условиях геополитического шторма продемонстрировала свою самодостаточность, мощь и высочайшего уровня «стрессоустойчивость». В то же время гемофиличная старушка Европа без России, как оказалось, просто не может существовать.
Не пора ли признать открыто сей «печальный факт» и начать бороться с недугом, пока он не вошел в терминальную стадию?
Оригинал статьи размещен здесь