Автор - Koren'2 #
Часть I: Мир на перепутье
Почему США так беспокоились о том, что Германия покупает энергоносители у России? США не возражали против того, чтобы Германия покупала компьютеры из Китая, мотоциклы из Японии или сыр из Нидерландов.
У четырех последних президентов США - Джорджа Буша-младшего, Барака Обамы, Дональда Трампа и Джо Байдена - мало общего, но они занимали одинаковую позицию по вопросу о прекращении строительства газопровода "Северный поток - 2". Этот газопровод пересекает Балтийское море и должен был транспортировать российский газ в Германию.
В прошлом месяце на "Северных потоках" произошли взрывы. Это было актом государственного терроризма, и, кажется, что подобное не должно было произойти в Европе. Политические лидеры ЕС отреагировали на это сдержанно. Они четко осознают, что мир вступил в новую эру.
"Черное золото"
Ископаемое топливо является важным товаром международного значения. Торговля энергоресурсами составляет около 8% мировой торговли, но она завязана на 90% мирового экономического производства. Помощь в этом вопросе зарождающихся "зеленых" технологий пока не очень заметна.
Цены на нефть устанавливаются и торгуются в долларах США. Если испанская компания покупает нефть у Саудовской Аравии, она будет платить за нее в долларах через банк в Нью-Йорке. Большинство других товаров торгуются таким же образом. Если Япония покупает австралийскую пшеницу, банк в Нью-Йорке позаботится о выставлении счетов в долларах.
Доллар стал де-факто мировой резервной валютой в 1944 году. Бреттон-Вудское соглашение сделало обеспеченный золотом доллар основой мировой валютной системы. Унция золота была зафиксирована на уровне 35 долларов, а доллар можно было обменять на золото по требованию.
Бреттон-Вудская система дала США фактический контроль над мировой финансовой системой. Доллар стал средством для всей трансграничной торговли товарами и услугами и способствовал послевоенному восстановлению мировой экономики.
Однако в конце 1960-х годов стала понятно, что Бреттон-Вудская система больше не может работать, как раньше. Америка начинает с трудом сводить концы с концами. Программа президента Линдона Джонсона "Великое общество" и война во Вьетнаме (что важнее профинансировать "пушки или булку с маслом"?) привели к росту дефицита бюджета США и поставили под вопрос золотой запас США.
Первым начало беспокоиться французское правительство. Во время холодной войны Франция вместе с другими европейскими странами перевела свои золотые запасы в США. Они боялись, что Советский Союз войдет в Париж и Лондон, лишив их золота.
В начале августа 1971 года Франция отправила военные корабли в Нью-Йорк, чтобы вернуть золото. Несколько дней спустя, 15 августа, президент США Ричард Никсон выступил по национальному телевидению и объявил, что Соединенные Штаты больше не будут обменивать доллары на золото. Так называемое "золотое окно" закрылось.
Никсон сказал, что эта мера будет временной, но с тех пор золотое окно так и не открылось. Отвязавшись от золота и отменив Бреттон-Вудское соглашение, США могли в дальнейшем эмитировать доллары по своему усмотрению. Остальной мир мог только надеяться, что Соединенные Штаты позаботятся о долларе, мировой резервной валюте.
Чтобы доллар сохранил свой глобальный статус, Никсон отправил своего госсекретаря Генри Киссинджера в Саудовскую Аравию, чтобы убедить королевство принимать только доллары при продаже нефти. Взамен Соединенные Штаты обязались защищать Саудовское королевство. Эта сделка дала доллару прозвище: нефтедоллар.
Борьба за золото
После того как Никсон отвязал доллар от золота, правительство США освободилось от фискальной дисциплины. После закрытия золотого окна у США больше никогда не будет сбалансированного бюджета. В дальнейшем долг Америки неуклонно рос вместе с дефицитом торгового баланса.
Политики, баллотирующиеся на выборах, пренебрегают бюджетными ограничениями и обещают инвестировать в жилье или оборону. Современная денежная теория (ММТ) поддерживает идею о том, что страны, имеющие право выпускать собственную валюту, не могут обанкротиться.
В результате долгое время сохраняется дефицит бюджета, а государственный долг неуклонно растет. Правительство США может спокойно создать долг, не беспокоясь о том, что его попросят выплатить его золотом.
После финансового кризиса 2008 года долг правительства США снова начал расти и достиг нового уровня. Несколько "слишком крупных, чтобы обанкротиться" банков столкнулись с банкротством. Правительство США потратило миллиарды , чтобы предотвратить финансовую катастрофу. Истинный же масштаб программы «Спасти Уолл-Стрит» был скрыт "туманом обмана".
Десять лет спустя правительство добавило триллионы долларов к государственному долгу, чтобы справиться с пандемией. В период с 2008 по 2020 год государственный долг США вырос с 9 триллионов долларов до почти 30 триллионов долларов. После того, как доллар отвязали от золота, долговые обязательства, номинированные в долларах, стали все больше напоминать схему Понци.
По мере роста задолженности выплата процентов по государственному долгу становилась все более дорогостоящей статьей бюджета, уступая лишь расходам на оборону. А при постоянном дефиците бюджета правительство США может погасить старый долг только за счет все новых и новых заимствований.
Убийца инфляции
Правительство США выступало за глобализацию, а Китай стал одним из главных бенефициаров глобализации. Начиная с конца 1970-х годов, Китай бросился зарабатывать доллары, за несколько десятилетий выведя из нищеты большую часть своего населения.
Если печатается все больше денег, чем необходимо для экономического роста, обычным следствием этого будет то, что Китаю необходимо будет экспортировать в США товары по низким ценам, чтобы обуздать инфляционное давление в самих Соединенных Штатах. К 2020 году США отправляют в Китай почти 1 миллиард долларов в день для покрытия своего торгового дефицита.
Чтобы вернуть эти доллары, Китай вложил более 1 триллиона долларов в казначейские облигации США, которые долгое время считались безопасными инвестициями и рассматривались как залог. В 2008 году Китай начал беспокоиться о том, не слишком ли велика помощь США Уолл-стриту и не приведет ли растущий долг США к краху. Чтобы застраховать свои риски, Китай начал покупать золото, продукты питания и другие товары, имеющие осязаемую и предсказуемую стоимость.
Китай хранит молчание о своих золотых запасах, но аналитики, занимающиеся торговлей золотом, считают, что существующие золотые запасы Китая превышают запасы США. Если это так, то золотые запасы Китая сейчас являются крупнейшими в мире.
Другие страны также обеспокоены состоянием доллара или, скорее, глобальной финансовой системы, основанной на долларе, поэтому они также начинают скупать золото как сумасшедшие. Центральные банки возвращают из других стран свое золото обратно домой, как говорится, чтобы "держать ближе к телу".
Выход из долларовой системы
За последние 500 лет на Западе было шесть резервных валют: Португалии (1450-1530), Испании (1530-1640), Нидерландов (1640-1720), Франции (1720-1815), Великобритании (1815-1920) и США (1944 - настоящее время). История показывает, что доллар США тоже доживает свой век.
Китай, Таиланд и ряд других стран тестируют новую систему трансграничных платежей, основанную на технологии, изначально разработанной для цифрового юаня. Россия и Китай договорились использовать юани и рубли для расчетов по российско-китайским сделкам в области энергетики и технологий.
Больше всего США беспокоит Саудовская Аравия, самый влиятельный член Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Саудовская Аравия ведет переговоры с Китаем о расчете за торговлю нефтью в юанях. Китай сейчас является основным торговым партнером Саудовской Аравии.
Растущая "дедолларизация" Азии объясняет, почему США должны удерживать Европу в долларовом лагере. Соединенным Штатам необходимо остановить растущие экономические связи между Европой и Азией, поэтому последние четыре президента США и пытались не допустить запуска газопроводов "Северный поток".
Мало того, что Россия обладает огромными запасами энергоносителей, ее важное географическое положение также делает ее ключевым связующим звеном между Китаем, Индией и Европой. В евразийской экономической зоне 93 страны, а это значит, что 5,3 миллиарда человек могут торговать друг с другом без использования доллара.
Война на Украине в конце концов закончится, но пока США получили то, что хотели. Европа в значительной степени отказалась от российских энергоносителей. Разрушение газопроводов "Северный поток" привело к исчезновению важного козыря в возможных мирных переговорах.
Часть II: Европейские страны объединяются, чтобы согреться на пути к упадку
В долгой истории Европы европейские страны редко были так единодушны, как сейчас, в войне на Украине. Почти все европейские страны сейчас поддерживают Украину, как и их основные СМИ. Те антивоенные протесты, которые мы видели ранее во время войн во Вьетнаме, Афганистане и Ираке, сейчас отсутствуют, а голоса несогласных почти не слышны.
Также стоит отметить, что европейская политика в отношении украинского конфликта полностью совпадает с политикой США. Оба используют один и тот же нарратив и терминологию: неспровоцированная агрессия России против Украины проистекает из попытки президента Владимира Путина вернуть славу бывшей советской империи.
Еще десять лет назад мало кто мог ожидать, что Европа станет свидетелем такой войны - войны между страной, не стыдящейся своих солдат с нацистскими татуировками, идущих на войну с бывшей коммунистической страной. При этом это энергетическая война, поддерживаемая левыми и "зелеными" политиками ЕС.
Ельцин, тогдашний президент России, назначил 35-летнего Гайдара исполняющим обязанности премьер-министра, чтобы осуществлять экономический переход, используя "шоковую терапию".
"Гарвардские парни"
В 1992 году Россия вместе со странами-партнерами из ЕЭС запланировала построить первый российско-европейский газопровод. Газопровод Ямал-Европа протяженностью 4 100 км связал российские газовые месторождения на полуострове Ямал и в Западной Сибири с Польшей, Беларусью и Германией.
"Мирные дивиденды ", полученные в результате окончания холодной войны, начали приносить свои плоды. Падение Берлинской стены привлекло в Россию западных энергетических гигантов. Российская энергетика нуждалась в притоке капитала и технологиях для модернизации и увеличения производства, а транснациональные компании Shell, BP, ExxonMobil и различные японские консорциумы готовы были инвестировать миллиарды долларов.
Затем появились "Гарвардские парни", группа экономистов из Гарвардского института международного развития. Когда Борис Ельцин, сменивший Михаила Горбачева во главе страны (уже не СССР), "сложил" российскую экономику, тогдашний президент США Билл Клинтон попросил гарвардских экономистов поехать в Россию, чтобы помочь Ельцину реформировать российскую экономику.
На сцену вышла неолиберальная экономическая политика, инициированная Рональдом Рейганом и Маргарет Тэтчер, а затем продолженная Биллом Клинтоном и Тони Блэром. Гарвардские экономисты предложили провести реформы как раз в стиле неолиберальной экономической политики: требуется провести "шоковую терапию" для проведения приватизации, либерализации и капиталистических реформ по переходу к свободному рынку.
"Реформы" ввергли в нищету миллионы россиян. Пока бабушки на улицах Москвы продавали свои лекарства, зарабатывая себе на пропитание, небольшая группа "приближенных" бизнесменов "дербанила" государственные активы на миллиарды долларов, в том числе бывшую российскую государственную энергетическую компанию.
Российские выскочки-миллиардеры вскоре появились в Европе, покупая футбольные клубы в Англии, суперяхты в Голландии и поместья на Лазурном берегу Франции. Они разбогатели, потому что ребята из Гарварда принесли в Россию свободный рыночный капитализм, и они перебирались в Европу, потому что были уверены, что Европа не будет привлекать их к ответственности за их предыдущие грехи и тем самым конфисковывать их имущество.
Возникновение неолиберализма — это попытка противостоять возросшему влиянию государства на экономику и общество. Неолиберализм поддерживает экономическую либерализацию, приватизацию, дерегулирование, глобализацию, свободную торговлю, монетаризм, малое правительство и большую роль частного сектора в экономике и обществе.
Рейган утверждал, что политика государства всеобщего благосостояния потерпела крах, и выход из этой ситуации был найден через неолиберализм. (По его словам: Правительство — не решение нашей проблемы, правительство и есть наша проблема). Неолибералы рассматривали распад Советского Союза как знак и доказательство триумфа неолиберальной идеологии.
В 1990-х годах по Европе пошла волна неолиберализма (впервые со времен Великой депрессии). Несмотря на значительное сопротивление, большинство европейских стран стали проводить неолиберальную политику, такую как приватизация и оптимизация политики социального обеспечения.
Атлантисты
Между неолибералами США и Европы установлен "атлантический консенсус". И те, и другие в той или иной степени поддерживают свободный рынок, и считают, что западные ценности должны доминировать в глобальном мироустройстве.
На рубеже веков почти все политические элиты Европы становятся атлантистами. Они используют транснациональные организации, такие как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный экономический форум (ВЭФ), Трехстороннюю комиссию, Бильдербергскую конференцию и Совет по международным отношениям для продвижения своих программ.
Неолиберальная политика привела к росту неравенства, стагнации заработной платы и другим социальным проблемам, а также вызвала широкое беспокойство среди населения. Это, в свою очередь, породило многочисленных сторонников теории заговора, которые считают, что обнищание человечества - это заговор 1% верхушки, кроме того, этот 1% будет использовать различные технические средства для порабощения человечества.
Теоретики заговора указывают на Всемирный экономический форум (Давосский форум), который, как они подозревают, организовал "Великую перезагрузку", которая приведет к к оруэлловскому антиутопическому миру. Их вдохновил документ Всемирного экономического форума о влиянии технологий на человечество, в котором была фраза "У вас не будет ничего, кроме счастья" (You'll own nothing, and you'll be happy). Эта фраза быстро стала популярным мемом в интернете.
В частности, страх перед "Великой перезагрузкой" возник благодаря депутату датского парламента Иде Окен (Ida Auken), которая в документе Всемирного экономического форума 2016 года ("8 прогнозов для мира в 2030 году") сказала об этом. В этой статье было описывалось потенциальное влияние искусственного интеллекта и других технологий (Индустрия 4.0) на человечество и высказывалось предположение, что мы должны быть счастливы, не имея ничего, просто потому, что все товары станут услугами.
Бедная Европа
Как атлантисты, европейцы и американцы вполне идеологически совместимы, но этого нельзя сказать с точки зрения основных экономических интересов. США богаты природными ресурсами и менее зависимы от международной торговли, кроме того, они также обладают "привилегией" выпускать мировую резервную валюту.
Отсутствие собственных ресурсов побудило Германию обратиться к России. Благодаря дешевым энергоносителям из России, ВВП Германии мог составлять триллионы долларов в год. Россия также ежегодно получала миллиарды долларов стабильных доходов из Европы, что, очевидно, является взаимовыгодной сделкой.
В период с 1990-х по 2020-е годы Европа и Россия построили обширную сеть трубопроводов для транспортировки газа и нефти из центральной России в Северную, Центральную и Южную Европу. На сегодняшний день это крупнейший энергетический инфраструктурный проект в мире.
С 1990-х годов объем торговли между ЕС и Россией вырос с нескольких миллиардов долларов в год до 270 миллиардов долларов в 2021 году. В 2020 году ЕС для России стал торговым партнером номер один: 37,3% от общего объема внешней торговли России приходилось на торговлю с ЕС. Около 36,5% российского импорта поступает из ЕС и при этом около 37,9% экспорта направляется в ЕС.
Сменявшие друг друга администрации США обрушивались на Европу, предупреждая, что Европа становится слишком зависимой от российских энергоносителей, особенно от природного газа. Но Ангела Меркель, в прошлом - канцлер Германии, не беспокоится по этому поводу, как и множество других стран, расположенных вдоль маршрута трубопроводов. Украина и Польша, основные транзитные страны трубопроводной сети, также зарабатывают миллиарды долларов в виде платы за транзит.
После падения Берлинской стены Россия расторгла Варшавский договор. Но НАТО вместо самороспуска расширилась на восток. Хотя у Европы сложились взаимовыгодные отношения с Россией, она разместила вблизи российских границ большое количество войск. Европейцы не видели в этом никаких противоречий.
Европа заплатит непомерную цену, если потеряет Россию. Пессимистичные перспективы, стоящие перед Европой, — это деиндустриализация, триллионные потери инвестиций и резкое падение уровня жизни. В сочетании с неустойчивой финансовой ситуацией во многих странах ЕС и инфляцией, которую пока не удается успешно обуздать, эти мрачные прогнозы почти наверняка станут реальностью.
Когда Европа поймет свою собственную ситуацию (и задастся вопросом, почему ее политическая элита подорвала возможность заключения мира между Россией и Украиной), она окажется уже изолированной. Россия повернется на Восток. США, вероятно, закуклятся, чтобы справиться со своими собственными проблемами. У Европы не останется другого выбора, кроме как идти и наводить порядок в собственном доме, что может стать единственным положительным исходом украинской трагедии.
Чтобы связаться с автором (нажмите здесь).