Найти тему

Эстакада для Калининграда

Оглавление

Как в столице янтарного края появился больше чем мост [обновлено 21.12.2024]

Даже у противников строительства этого моста, когда они впервые поднимались на него, захватывало дух
Даже у противников строительства этого моста, когда они впервые поднимались на него, захватывало дух

О необходимости возведения в бывшем Кёнигсберге подобного моста впервые заговорили ещё в конце 40-х. Центр города, разрушенный во время войны, тогда хотели застроить зданиями в сталинском стиле. А вместо двух немецких мостов – Зелёного (тот, что возле нынешнего Музея изобразительных искусств) и Лавочного – задумали возвести один большой. Причём неразводной и высокий, способный пропускать любые речные суда.

Новый большой мост через бывший остров Кнайпхоф архитекторы начали рисовать ещё в 40-х
Новый большой мост через бывший остров Кнайпхоф архитекторы начали рисовать ещё в 40-х

После скоропостижного ухода Сталина во многих сферах жизни начались стремительные изменения. Новый курс вскоре был взят и в градостроительстве. Вот и в Калининграде вместо помпезных сталинок стали строить невыразительные, но дешёвые хрущёвки.

При этом от идеи возведения в центре города нового моста не отказались. Только теперь его предлагалось строить немного в стороне. Старые же мосты, расположенные на оси Ленинского проспекта, планировалось не демонтировать, а реконструировать.

Выразителем этой идеи стал главный архитектор Калининграда Владимир Ходаковский. Он вообще выступал за то, чтобы сохранить как можно больше из остатков Кёнигсберга. Так, считал, что нужно не добивать, а привести в порядок наиболее уцелевшую западную часть Королевского замка, устроив там музей и пристроив к нему «управленческое или центральное городское здание типа общенародного клуба с трансформирующимся залом, где могут проводиться массовые собрания, митинги, театральные представления, спортивные выступления».

Таким главный архитектор Калининграда Владимир Ходаковский видел Ленинский проспект в районе нынешнего Музея изобразительных искусств
Таким главный архитектор Калининграда Владимир Ходаковский видел Ленинский проспект в районе нынешнего Музея изобразительных искусств

– Из-за замка Владимир Васильевич и лишился своей должности, – вспоминал много лет спустя Вадим Еремеев, один из старейших и заслуженных архитекторов Калининграда. – От Ходаковского требовали согласия на снос. А он отказывался…

Что же касается первого эстакадного моста, Ходаковский предлагал строить его ниже по течению Преголи, сделав продолжением улицы Серпуховской – там, где два рукава реки сливаются в один. Эта магистраль и должна была принять на себя основной транспортный поток. А Ленпроспекту отводилась роль «торгового центра и прогулочного бульвара», доступного только для легковых авто. Многим и сегодня нравится план Ходаковского. Однако не сложилось, и первую эстакаду было решено возвести всё-таки на месте старых мостов.

К осени 1969-го подготовительный этап завершился. И с 22 сентября движение по Ленпроспекту с одного берега Преголи на другой было закрыто. Даже при тогдашнем трафике это стало проблемой. Все поехали в объезд – по двухъярусному мосту или через остров. И везде сразу возникли заторы. Мучиться в них пришлось до 10 декабря 1969-го, когда заработала понтонная переправа через реку, наведённая между улицей Портовой и пустырём, где теперь Дворец спорта «Юность».

В период возведения первого эстакадного моста центральная часть города превратилась в огромную стройплощадку
В период возведения первого эстакадного моста центральная часть города превратилась в огромную стройплощадку

В Калининграде для мостоотряда № 24 первая эстакада была далеко не первым объектом. Ранее его специалисты строили путепроводы на улицах Суворова и Генерала Озерова, на Киевской и Железнодорожной, восстанавливали Берлинку и двухъярусный мост. Но, имея богатый опыт, не чурались строительных новинок. А что-то вообще апробировали. Так, при сооружении первой калининградской эстакады на работах по устройству буровых скважин впервые в СССР был применён новый метод бурения. Как рассказывал в те дни начальник участка Иван Буганов (один из самых заслуженных калининградских мостостроителей), «если раньше удержание стенок скважин от обрушения производилось с помощью глинистого раствора, теперь эту операцию выполняем с помощью гидростатического напора, то есть давлением воды. Благодаря новому методу сократилось время бурения и отпали затраты, необходимые для приготовления глинистого раствора».

Первую эстакаду торжественно открыли вечером 5 ноября 1972-го. И это был не просто самый большой в Калининграде мост. Это был символ новой жизни. Весомый в прямом и переносном смысле аргумент в пользу того, что на месте бывшего Кёнигсберга строится совершенно другой город. И обратной дороги – нет.

В рамках этой архитектурной революции возводились тогда уже и другие «точки опоры»: Дом Советов, гостиница «Калининград», Дом быта, кинотеатр «Октябрь», Дворец спорта. Первым же подобным объектом, утверждавшим, как когда-то формулировали, примат нового (то есть нашего, советского, прогрессивного) над старым (немецким, чуждым, отжившим), стала именно эстакада.

6 ноября 1972-го. Накануне вечером эстакадный мост торжественно открыли, а сегодня – его первый рабочий день. Нынче так пустынно на нём бывает разве что ночью
6 ноября 1972-го. Накануне вечером эстакадный мост торжественно открыли, а сегодня – его первый рабочий день. Нынче так пустынно на нём бывает разве что ночью

Даже у противников строительства этого моста, когда они впервые поднимались на него, захватывало дух. С высоты эстакады знакомый город выглядел иначе, открывались какие-то непривычные, неожиданные виды, мерещились некие грандиозные перспективы…

Эстакада не только радикально изменила вид центра города. Она изменила здесь масштаб. Вокруг неё всё словно присело, уменьшилось, потерялось. И теперь для архитектурного равновесия рядом и правда напрашивалась громада-доминанта Дома Советов.

Говоря образно, первую эстакаду построили на вырост. Машин было мало, старые мосты справлялись с транспортным потоком. Вот многим простым горожанам и казалось: стоило повременить с эстакадой. Дескать, вместо того, чтобы бросать такие средства и силы на эту махину, лучше б ещё жилых зданий построили…

Эстакада не только радикально изменила вид центра города. Она изменила здесь масштаб
Эстакада не только радикально изменила вид центра города. Она изменила здесь масштаб

Однако умные головы думали о будущем. Да, поначалу на эстакаде даже в часы пик было пустынно. Но благодаря тому, что её построили с большим запасом, ещё четверть века калининградцы прожили, не ведая, что это такое – автомобильные пробки. Первые серьёзные заторы здесь стали возникать лишь в конце 90-х.

Между тем и их могло не быть. Ведь ещё не закончилось строительство первой эстакады, как уже начали делать проект второго моста через Преголю. «Автомобильное движение с годами будет возрастать, и существующих мостов станет недостаточно для того, чтобы в полной мере удовлетворить потребности города. Поэтому решено строить ещё один мост через реку», – поделился с горожанами в октябре 1972-го градостроительными планами тогдашний главный архитектор Калининграда Юрий Покровский.

Так уж вышло, что возведение второго моста началось лишь в 1985 году. И не там, где следовало бы. Изначальная идея соединить этим мостовым переходом Литовский вал и Аллею Смелых была явно удачнее, чем вариант: Дзержинского – 9 Апреля. К тому же через остров новую магистраль сперва хотели проложить по насыпной дамбе. Однако она не получалась – всё, что там насыпали, уходило в зыбкую почву. В результате проект пришлось переделать, заменив дамбу эстакадой. Когда же переделали проект, не стало денег на строительство. Объект заморозили, достроив лишь в декабре 2011-го…

В 1972 году комиссия приняла этот объект с оценкой «хорошо». Наверное, по нынешним временам было бы «5+» – первый раз его пришлось ремонтировать лишь в 1997-м
В 1972 году комиссия приняла этот объект с оценкой «хорошо». Наверное, по нынешним временам было бы «5+» – первый раз его пришлось ремонтировать лишь в 1997-м

Два эстакадных моста в центре Калининграда изменили дорожную ситуацию к лучшему. При этом первой эстакаде, похоже, осталось недолго (во всяком случае в нынешнем виде). Так, если впервые ремонтировать её пришлось лишь через 25 лет после постройки, то последнее время туда что-то зачастили ремонтники. А ещё там больше не ходят трамваи – опять-таки в связи с неважным состоянием моста. И всё чаще можно услышать, что его время ушло. И что после того, как завершится строительство новой переправы возле двухъярусного моста, первую эстакаду ждёт демонтаж.

Дополнение от 21.12.2024

Под занавес 2024 года появились некоторые подробности по поводу будущего первого эстакадного моста

Городские власти заявили, что настроены всё-таки на реконструкцию, которая начнётся после того, как будет достроен автомобильный дублёр двухъярусного моста (по железнодорожному дублёру с 9 декабря 2024-го уже пустили поезда). И ещё раз подчеркнули, что первая эстакада находится в предаварийном состоянии.

На 2025–2026 годы запланировано проектирование. Строительные работы планируются на 2027–2030 годы. В результате чего мост, в частности, должен стать шире на десять метров (пути для трамваев, четыре полосы движения, тротуары и велосипедная дорожка). Также его хотят сделать ниже. При этом должна сохраниться возможность пропускать под ним суда (как именно, мне непонятно, но поживём – увидим).

Собираются изменить и облик моста, придав ему некоторый историзм. В общем, см. фото. Хотя в мэрии честно предупредили, что это всего лишь очень предварительные и приблизительные изображения того, какой может стать первая эстакада.

Владислав Ржевский,

автор канала «Калининградская Пруссия»