Найти тему
КиноНытик

«Иваново детство»: как Тарковский дебютным фильмом вызвал споры и задел зрителей

Ровно 60 лет назад Андрей Тарковский дебютировал с фильмом «Иваново детство». Это бы еще тот родной нам Тарковский – советский, без прищура, не опасающийся слежки КГБ и не желающий уехать в Европу.

«Иваново детство» - фильм сильный, здесь в полной мере ощущается авторская концепция построения кино, влекущее за собой романтическую напряженность повествование и резкий изобразительный контраст.

-2

На экране два леса – березовый и обуглившийся сухостой. Два поэтических символа, олицетворяющих жизнь и смерть, мир и войну. Чувство фактуры определяет построение каждого кадра киноленты, практически ювелирная работа.

Вот над блиндажом торчит чудом уцелевший кусок церковного свода с ликом Богоматери. Мир рухнул, но в душе человека остается надежда. Но, по мнению советских критиков, в фильме «Иваново детство» получились сцены, наполненные не символичностью, а смыслом, живым содержанием.

-3

Первый фильм Тарковского вызвал больше споры. Не все были готовы принять сложную утонченность образных решений режиссера. Фильм этот – яркий и талантливый, но сложный. Великим его делает поэтическая насыщенность.

Вот небольшой пример, совсем небольшая сцена, а сколько в ней смысла: идет Холин мимо горящих от бомбежки бревен, останавливается, прикуривает от старого окурка. Есть страшный огонь войны, от которого не прикуривают, а есть мирный огонек спички, которым живет человек.

-4

Обратим внимание на удачные актерские роли – лейтенант Гальцев в исполнении Евгения Жарикова, опытный разведчик Холин, которого сыграл Валентин Зубков, Маша – Валентина Малявина – олицетворение, которому нет места на войне. И, конечно. Сам Иван – вторая роль юного Николая Бурляева. Он играет маленького мученика с холодными глазами на отчужденном бледном личике.

Не зря этот фильм получил «Гран пир» на Венецианском фестивале 1962 году. Позже Тарковский снимет «Страсти по Андрею», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер» и еще несколько фильмов.

-5

Но именно «Иваново детство» - самый пронзительный и искренний фильм Андрея Арсеньевича, на мой взгляд. Здесь он показал, как человек глазами ребенка переживает войну. Показал так, что пробирает до слез.

Подписаться на канал «Кинонытик»