Найти в Дзене

Дуэль Чернова и Новосильцева

В парке Лесотехнической Академии, о котором я рассказал в предыдущей статье, 10 сентября 1825 года произошло событие, всколыхнувшее весь дворянский Петербург. Это событие – дуэль двух молодых офицеров Чернова и Новосильцева. Дуэли тогда происходили часто и не были чем-то необычным. Почему же эта дуэль привлекла всеобщее внимание, и почему о ней вспоминают и теперь, почти двести лет спустя?

В этой дуэли проявились давние противоречия между высшей аристократией и основной массой небогатого дворянства.

Подпоручик лейб-гвардии Семёновского полка Константин Пахомович Чернов происходил из незнатного рода, и в гвардию попал случайно. Правда, его отец Пахом Кондратьевич был генерал-майором в штабе Первой Армии, которой командовал генерал от инфантерии Остен-Сакен. Важно также, что Константин Чернов был членом Северного общества, участником заговора, который привёл к восстанию декабристов.

Поручик и флигель-адъютант (звание офицеров Свиты Его Императорского Величества) Владимир Дмитриевич Новосильцев был внуком (по матери) графа Владимира Григорьевича Орлова, младшего из братьев Орловых. Старшие братья были деятельными участниками заговора против Петра III, в результате которого пришла к власти Екатерина II. При Екатерине братья Орловы занимали высшие государственные должности. Мать В.Д.Новосильцева Екатерина Владимировна была фрейлиной императрицы. Новосильцев, до того, как стал флигель-адъютантом, служил адъютантом Остен-Сакена, в штабе которого под Могилёвом встречался с генералом Черновым, и бывал у него в доме. Там он познакомился с дочерью Чернова красавицей Екатериной. Молодые люди полюбили друг друга. Сватовство произошло в имении Черновых Большом Заречье, о котором я уже писал раньше. Там теперь военный мемориал.

Свадьба была назначена на январь 1825 года, но вмешалась мать Новосильцева. Она была категорически против женитьбы сына на незнатной и небогатой Черновой. Она считала, что этот брак повредит блестящей карьере сына, а особенно её возмущало простонародное отчество невесты – Пахомовна. Владимир Новосильцев повёл себя не по-мужски. Он не смог противостоять давлению энергичной и волевой матери, но и не нашёл в себе сил честно отказаться от брака. Вместо этого он уехал и стал под разными предлогами откладывать свадьбу, а потом и вовсе перестал писать невесте.

Такая ситуация в то время воспринималась как покушение на честь девушки и оскорбление всей семьи. И смыть оскорбление можно было только кровью. Брат Екатерины Черновой Константин послал Новосильцеву вызов на дуэль. Тут мать Новосильцева переполошилась. Владимир был её единственным ребёнком, поэтому она попыталась не допустить дуэли, но и соглашаться на неравный брак сына не желала. То, что она сделала, по-моему, иначе как подлостью назвать нельзя. Она публично стала говорить, что не против этого брака, вновь была назначена дата свадьбы, и повод для дуэли исчез. Тем временем, используя свои связи в высших эшелонах власти, Новосильцева заставила Остен-Сакена надавить на своего подчинённого генерала Чернова и вынудить последнего отказать Новосильцеву в руке дочери. Генерал Чернов не рискнул ссориться начальством и послал Новосильцеву формальный отказ. Таким образом, свадьба расстроилась как бы по вине отца невесты. Новосильцева не учла только, что Чернов-старший не стал скрывать от сыновей причину отказа. После этого дуэль стала неизбежной. Константин Чернов снова послал вызов Новосильцеву, причём условия дуэли были очень жестокими. Стрелялись с расстояния в восемь шагов и смерть одного или обоих дуэлянтов была практически неизбежна. Но Новосильцев в любом случае был обречён почти наверняка. Даже если бы ему удалось убить Константина Чернова и уцелеть самому, его ждали новые дуэли с тремя другими братьями Черновыми.

Дуэль состоялась 10 сентября 1825 года на территории парка Лесного института (ныне парк Лесотехнической Академии). Одним из секундантов Чернова был Кондратий Фёдорович Рылеев, один из руководителей восстания декабристов. По общепринятой версии, дуэлянты выстрелили одновременно, и оба были смертельно ранены. Но некоторые свидетели утверждали, что первым выстрелил Чернов, а Новосильцев стрелял позже, уже раненый. Впрочем, это не так уж важно.

На месте дуэли ещё в 1834 году были установлены круглые гранитные тумбы на тех местах, где стояли дуэлянты. Тумбы были утрачены в 1940-х, позже восстановлены, а в 1988 году был установлен памятник – стела из серого гранита.

-2

Надо полагать, что место дуэли теперь отмечено весьма приблизительно. Да и расстояние между тумбами сейчас составляет 11 – 12 шагов, а не 8, как следует из описаний современников. Впрочем, и 12 шагов это тоже очень немного. Промахнуться с такого расстояния может только человек, совсем не умеющий стрелять.

Раненого Новосильцева отнесли в близлежащий постоялый двор, где он и умер 14 сентября. Чернова отвезли в его квартиру в казармах Семёновского полка. Он умер 22 сентября.

Похороны Чернова на Смоленском православном кладбище состоялись 27 сентября 1825 года и вылились в уличную манифестацию, возможно первую в России. В последний путь провожали своего друга все члены Северного общества, которые через три месяца вывели войска на Сенатскую площадь. Современник событий писал: «Трудно сказать, какое множество людей провожало гроб до Смоленского кладбища. Всё, что мыслило и чувствовало, соединилось тут в безмолвной процессии и безмолвно выразило сочувствие тому, кто собою выразил идею общую, каждым сознаваемую, идею о защите слабого против сильного, скромного против гордого».

Тем не менее, памятник на могиле Чернова поставили довольно скромный. Он сохранился и стоит у самого входа в церковь Смоленской иконы Божией Матери. Надпись на памятнике читается уже с трудом.

-3
-4

Гибель Новосильцева стала для его матери страшным ударом, от которого она никогда не оправилась. Она, в общем-то, справедливо считала себя виновницей смерти сына. Тело Владимира она увезла в Москву, похоронила в Новоспасском монастыре и на могиле установила памятник работы известного скульптора Василия Ивановича Демут-Малиновского. Памятник представляет собой коленопреклоненную женскую фигуру, которая обнимает распятие.

Надгробие Новосильцева
Надгробие Новосильцева

Интересно, что композиция памятника стала очень популярна. Самая известная почти точная копия стоит на могиле Александра Сергеевича Грибоедова в Тбилиси.

Надгробие Грибоедова
Надгробие Грибоедова

Когда в 1930-х годах Новоспасский монастырь закрыли, памятник перенесли в Донской монастырь, где он сейчас и находится.

Ещё один своеобразный памятник сыну Новосильцева построила на месте его смерти. Она купила постоялый двор, в котором умер сын, и на его месте возвела за свой счёт церковь Святого Владимира. Рядом с церковью Новосилильцева построила три двухэтажных дома, в которых открыла Орлово-Новосильцевскую богадельню, деятельностью которой она руководила до самой смерти. Церковь уничтожили в 1932 году, а три здания богадельни сохранились до наших дней. Это дома 1, 3 и 5 по проспекту Энгельса.

На месте деревьев стояла Владимирская церковь. Вокруг неё три сохранившихся здания богадельни
На месте деревьев стояла Владимирская церковь. Вокруг неё три сохранившихся здания богадельни

Улица, которая прошла по северной границе парка мимо места дуэли и богадельни в 1871 году получила название Новосильцевской. Только в 1952 году её переименовали в Новороссийскую. Но небольшой участок улицы так и остался Новосильцевским переулком.

А Екатерина Чернова через некоторое время вышла замуж за полковника по фамилии Леман, и как будто бы была счастлива в этом браке.

Публикации моего канала перечислены здесь.