Сегодня на обзор попали третий ужастик Джордана Пила «Нет» (Nope) и боди-хоррор «Блондинка» (Blonde) Эндрю Доминика. Про боди-хоррор я, конечно, пошутила, но в каждой шутке есть доля правды.
Начнем по порядку, не с женщин, а с важности черных жизней, привет Канье Весту.
Блексплотейшн
Фильм «Нет» долгий и сложный, там есть несколько линий – основная про наследников первого жокея, появившегося на фундаментальных для кинематографа снимках хронографа Эварда Мейбриджа 1878 года. Да, предок аутичного О’Джея и его активной сестры Эм, пытающихся сохранить себя в кинобизнесе после гибели отца, оказывается стоял у истоков этого самого кинематографа.
Конечно, первые же кинематографисты занимались эксплуатацией чернокожего наездника, ведь его имя никто не помнит, а их имена остались в истории. В фильме проводятся вполне лобовые параллели между животными и чернокожими, между белыми и инопланетянами, чтоб подчеркнуть бунт некогда (а может и до сих пор) эксплуатируемых.
Но мне больше всего понравилась сублиния с маленьким актером Рики, пережившим в детстве кошмар со взбесившейся обезьяной и чокнувшийся немного на этом инциденте. Очень приятно было увидеть в роли подросшего Рики Стивена Яна – запомнившегося ролью антагониста в корейском «Пылающем».
Если бы весь фильм был только про эту вставную историю, мне бы понравилось гораздо больше. Но выросшего паренька, Пил быстро убивает, и возвращается на своего конька, простите за каламбур.
В основной линий на ранчо О’Джея прилетают НЛО, которых по новоязовской традиции, недавно стали называть как-то по-другому, а мой интерес к ленте наоборот улетает в космос. Я не люблю НЛО-шную тему, даже полусезон АИУ про инопланетян мне не понравился вовсе, я его даже не досмотрела.
Я вижу и понимаю все метафоры, но меня это никак не трогает. Поэтому я в очередной раз порекомендую вам канал Александра Шебанова «Эпизоды», где он этот фильм так подробно разберет, так что вам покажется, что фильм хороший и глубокий. Но я остаюсь на своем – хоррор должен быть страшным, а не плакатным. Поэтому я говорю фильму «Нет» - нет.
Кого еще эксплуатировали злобные белые цисгендерные мужчины из жирующих киностудий золотых и позолоченных времен Голливуда? Ну, конечно, же женщин.
Блондсплотейшен
Ленивый не отметил, что «Блондинка» снята не по биографии Мерилин Монро, а по художественной книге Джойс Кэрол Оутс, на деле фанфику по мотивам жизни настоящей кинодивы. Это что-то про пост-пост и мета-мета, который мне уже надоел. Выбирая из новых направлений, я предпочту новую искренность, а не наслоение постмодернистских ссылок и вписывания образов в образ.
Фильм «Блондинка» очень длинный и я смотрела его в два приема. Удивительно, что первые полтора часа меня заинтриговали настолько, что на следующий день я продолжила просмотр. Вторая же половина фильма мне совсем не понравилась. Было ли это заклинание снятое лучами солнца или что-то ещё, но та провокативность, которая зацепила вначале вдруг начала раздражать.
Фильм чем-то напомнил мне «Спенсер», наверное, своей клиповостью и желанием вписать в кадр известнейшие фотографии для пущей визуальной достоверности. Ана Де Армас очень красивая женщина, и несмотря на страдания, которые она ежедневно терпела из-за многочасового грима (смуглую кубинку гримировали в «классическую» американку), она выдала самую свою сильную актерскую работу. Если смотреть в оригинальном дубляже, а фильмы нужно смотреть в оригинальном дубляже, то можно услышать как она пищит мерлиноподобным голоском и придыхает изо всех сил.
Но не может актриса вытянуть историю, которая ставит своей целью порицание эксплуатации. В попытке показать как жестоки были студийные боссы, мужья и даже президенты к Мерелин режиссер сам обошелся с ее образом точно так же. Бесконечные сексуальные сцены, сцены абортов, закадр во время орального секса смотрятся как все тот же вызов и эксплуатация образа. Ведь будь эта женщина не Мерилин Монро, кого бы интересовали ее половые связи?
В общем, хотелось как лучше, но не получилось.
При этом фильм стильный и красивый, а в нежных отношениях Мерилин/Нормы Джин с Артуром Миллером можно даже углядеть хорошую драматургию.
Тем не менее Норма Джин, как и Диана Спенсер, на экране получились какими-то неприятными истеричками. Хочется рассказать режиссерам и драматургам о силе женщин, но меня опять примут за феминистку и заклюют. Просто поверьте на слово, женщина, ставшая культурным феноменом, просто обязана иметь стержень и никогда не бывает истеричной терпилой. Правила те же, что и с мужскими персонажами. Странно, что это до сих пор не понятно всем.