Братский ли народ для русских и белорусов? Самодостаточный или часть одной семьи? Как формировался и какая у него была история? Давайте разбираться.
Будем отталкиваться от официальной истории, которая отталкивается от летописей, которые отталкиваются не понятно от чего. Но, как говорится, работаем с тем, что имеем. В конце статьи вы сами сможете сделать выводы и ответить на вышестоящие вопросы.
Статья достаточно большая, но написана доступным языком и легко читается. Если лень всё читать, можно пройтись по заголовкам и у вас сложится очень краткая история украинского народа.
Восточные славяне
В этой статье не будем углубляться в этногенез восточных славян, предками которых был, предположительно, некогда единый балто-славянский народ, либо конгломерация местных племён. Перенесёмся сразу в IX век. В то время в Восточной Европе жили преимущественно славянские и финно-угорские народы. Ими стал править некий Рюрик — выходец из германо-скандинавских земель, возможно из Дании. По одной из версий, осел он в Ладоге (с 1703 года — Старая Ладога).
Символом Ладоги стал символ Рюриковичей — атакующий (летящий вниз) сокол. В древнеславянском языке сокол и ястреб обозначались словом «рарох». Также словом «Рарог» славяне (преимущественно западные) называли божество огня. Его представляли либо в виде дракона, либо в виде огненной птицы (сокола). Похожими на Рарога можно считать феникса или жар-птицу. При этом на Руси охотничий сокол звался рёриком.
И если всё это сложить, что мы получаем? Сокол — это рарог/рарох/рёрик. Рюрик — первый правитель объединения славянских и финно-угорских племён, начавший правление, предположительно, в Ладоге. Символ Ладоги и Рюрика — сокол. Круг замкнулся.
Плавно переходим на юго-восток. Ещё задолго до Рюрика на побережьях Азовского и Чёрного морей существовало Боспорское царство. В нём неплохо уживались древние греки и скифо-сарматские народы. Возможно, из-за связей с восточными и южными соседями они приняли и несколько модифицировали тамгу (родовой знак у некоторых кавказцев, тюрок и разных кочевников).
Вообще, славяне и северные народы уже тогда любили посещать греческие земли. Чего только стоит путь из варяг в греки. Возможно, благодаря таким контактам, родовые знаки боспорских царей заинтересовали славян, в том числе и последователей Рюрика.
И, возможно даже, Рюриковичи адаптировали символ сокола в нечто похожее на боспорский знак. Но об этом позже.
Возвращаемся к Ладоге. Она относилась к Новгородским землям, которые в своё время контролировал Рюрик. По одной из версий, у Рюрика была жена Ефа́нда Норвежская. В свою очередь у Ефанды был брат — Олег (это имя скандинавского происхождения, родственное именам Хельга и Ольга).
Наследником новгородских земель стал годовалый Игорь (тоже скандинавское имя, образованное от Ингвара, родственного именам Инга, Ингрид и Ингеборга). Естественно, в младенчестве он править не мог, поэтому регентом стал его дядя (шурин Рюрика) — Олег. Он захватил Киев, основанный полянами. Официальная история просит нас не путать этих полян с теми полянами, которые легли в основу польского народа. Как говорится, вы не понимаете, это другое.
Ну да ладно. Захватил Олег Киев, объединив эти территории с новгородскими землями и основал так называемую Киевскую Русь. При чём в то время она так не называлась, это современное название. Когда Олег умер, возглавил это новгородско-киевское объединение вышеупомянутый Игорь, затем его жена Ольга, а затем их сын Святослав Игоревич. Мы точно не знаем как там было у самого Рюрика, но знак его внука представлял из себя двузуб — символ, отдалённо напоминающий, с одной стороны, боспорскую тамгу, с другой — символ Ладоги (сокола).
Было у Святослава три сына. Старшему Ярополку достались киевские владения. Младшему Владимиру — новгородские. Среднему Олегу достались в подчинение древляне и территории нынешней Житомирской области. У братьев началась междоусобица.
Сначала киевлянин Ярополк объявил войну Олегу, в ходе которой тот умер. Затем киевлянин Ярополк захватил Полоцк (а-ля Белоруссия тех лет) и объявил своей будущей женой местную даму Рогнеду. Потом киевлянин Ярополк прогнал Владимира и захватил северные русские земли. Казалось бы — вот он звёздный час киевского режима. Нужно делать Ярополка национальным героем. Но нет, погодите-ка.
Владимир набрал заграницей скандинавскую армию (с юности дружил с королём Норвегии) и вернулся на землю русскую отвоёвывать Новгород. После Новгорода Владимир захватил Полоцк. Там он изнасиловал Рогнеду (невесту Ярополка) на глазах родителей, а потом убил отца и двух его братьев. Ему этого показалось мало, поэтому он ещё насильно взял Рогнеду в жёны. Затем Владимир хитростью заставил Ярополка покинуть Киев и выйти на переговоры. На переговорах-то Ярополка и убили, а Киев остался за северорусским князем Владимиром Святославовичем.
Вот такого-то персонажа в будущем и примут как важного для украинской истории. То, что он насиловал, убивал, рожал множество детей от разных малоизвестных женщин, совершал военные налёты и дружил с иностранцами — не важно. И то, что изначально он был не киевлянин, а новгородец, тоже не важно. Важно, что в итоге Киев остался за ним. А ещё важно, что он принял православие и совершил крещение Руси (хотя вряд ли это было одномоментно и повсеместно). Зато после крещения все его грехи смылись и он стал святым православным правителем Киевской Руси.
Знак Владимира продолжал традиции Рюриковичей, но был уже значительно модифицирован. Теперь это был уже трезубец, но всё ещё отдалённо напоминающий ладожского сокола.
На смену Владмиру пришёл его сынок — Святополк. Он приказал убить своих братьев Бориса и Глеба, а потом ещё одного брата — Святослава. Как говорится, яблоко от яблони недалеко падает. С другим своим братом — новгородским князем Ярославом так быстро расправиться не получилось. Для этого он стал дружить с поляками, чтобы те помогали ему контролировать Киев. Тем не менее, в итоге он всё-таки потерпел поражение и убежал на Запад. Опять в Киеве появился безумный правитель, заигрывающий с Западом, и опять пришёл человек с северорусских земель и навёл порядок.
Итак, новым правителем новгородских и киевских земель стал Ярослав Владимирович, позже получивший прозвище Мудрый. Он был сыном той самой Рогнеды и в будущем станет отцом, дедом и дядей многих правителей Европы. Про его достижения можно писать много — действительно выдающаяся личность.
После него единство древнерусского государства стало трещать по швам. Последним сильным правителем был Владимир Мономах — внук Ярослава Мудрого. В 1130-х годах власть киевского режима перестали признавать сначала Полоцк (предшественник Белоруссии), а затем и Новгород (один из предшественников России). Параллельно с этим стали усиливаться набеги кочевников с Кавказа и Средней Азии.
Оказавшиеся на окраине
Восточные славяне, которые тогда всё ещё не были россиянами, украинцами и белорусами, стали селиться в более спокойные северные земли (современная центральная часть России). Они ассимилировали местное население, которое на тот момент было преимущественно финно-угорским (и местами частично балтским). Постепенно северные предки русских начинают аккумулироваться вокруг города Владимир.
Получается, что в XII веке восточнославянский этнос потихоньку начинает делиться на два лагеря. Первые (владимирские) осваивают северные территории и учатся дружить с местными малыми народами, принимая их в свою общность, а вторые (киевские) ввязываются в междоусобицы, но зато остаются поближе к Европе.
Киев начал терять свои территории и потихоньку превращаться в периферию, скажем так, оказался на окраине. В то же время впервые появляется термин ѹкраина, означающий пограничье или окраинные территории. В первую очередь здесь имелась в виду линия укреплённых древнерусских городов в составе Переяславского княжества, располагавшихся вдоль реки Сулы и оборонявших Русь от набегов степных кочевников.
Вскоре окраина подверглась нашествию кочевников с востока. В 1240 году Киев был захвачен и сожжён монгольским войском хана Батыя. Спустя три года монголы признали Ярослава Всеволодовича главным на Русских землях. Таким образом, владимирский князь стал условным правителем Северной (новгородской), Центральной (владимирской) и Южной (киевской) Руси. С начала XIV века владимирцы стали носить титул «великий князь всея Руси». В этом же веке Киев вошёл в состав Великого Княжества Литовского и постепенно превратился в провинциальный зарубежный город.
Попавшие под влияние Польши
Вместе с тем стал распадаться и язык. Точнее, из древнерусского (или, если хотите, древневосточнославянского) стал обособляться западнорусский, который также был распространён в Молдавии. Интересно, что на разных языках он именуется как русский, древнерусский или русинский, но только украинцы считают его «староукраинским», а белорусы, соответственно, «старобелорусским».
С этого момента история предков украинцев тесно переплетается с историей предков белорусов. Т.е. изначально некогда единый народ, правивший сначала в Новгороде, затем в Киеве, а затем во Владимире, разделился. Северо-восточные научились мирно сосуществовать с соседями и уважать права малых народов и иноземцев, а западные заигрались со своим величием, скатились, фактически, в гражданскую войну и не заметили, как оказались под властью западных партнёров — Польши и Литвы, позже объединившихся в Речь Посполитую.
Северная часть западнорусских земель в большей степени взаимодействовала с Литвой, а южная — с Польшей. Те, что оказались под польским влиянием, позже станут украинцами, а те, что оказались под литовским влиянием, станут белорусами. Кстати, у полоцких и литовских правителей были знаки и печати, сильно напоминающие знаки Рюриковичей.
Но про белорусов можно почитать в отдельной статье. Что касается предков украинцев, то древнерусский этнос, населявший Киев и его окрестности, стал подвергаться сильному влиянию поляков и их культуры. В такой среде стал формироваться южный или украинский говор. Появилось и много полонизмов в языке. Например, слово блакитний (польск. błękitny) — голубой или, как говорят на западе, небесно-голубой, т.е. sky blue. Интересно, что слово блакитний одновременно напоминает и слово blue (блю) и слово облако. Вот вам и небесно-голубой. Или слово мапа (польск. mapa), которое практически совпадает с английским словом map — карта. Или слово колір (польск. kolor) — аналог английского слова color (цвет). Интересную аналогию можно наблюдать и сегодня, только уже не в языке, а в политике: англоговорящие страны активно помогают Польше, а Польша, в свою очередь, старается оказывать влияние на Украину.
Тем не менее, поляки ни во что не ставили киевлян и прочих людей, ранее относившихся к юго-западному русскому этносу. Европейские партнёры забирали у них земли, облагали налогами, ущемляли права крестьян и угнетали православную веру. Для Польши и Литвы эти земли вдоль Днепра тоже стали окраиной или «вкраинъными местами», а местных жителей называли «украинниками» или «людьми украинными».
Словарь «Słownik języka polskiego» С. Б. Линде, 1814 год: «Ukraina — украйна (украй, granica, kraina consinium, pokraina), pogranicze, ugranicze, kray na granicy, das Grenzenland.»
Смешавшиеся с адыгами
Внезапно, да. Следите за пальцами, ловкость рук и никакой магии.
Ещё с X века известно, что на территории от Кавказа до Азовского моря, т.е., грубо говоря, на Кубани, жили некие касоги. Так арабы, византийцы, грузины, армяне и прочие называли предков современных адыгов. Другие варианты произношения — косо́ги, каша́ги, каша́ки, кеше́ки. Соответственно, название региона, где они проживали, — Касогия или Касахия.
В конце XIII века, во многом благодаря итальянцам, их постепенно начинают называть черкасами (позже — черкесами). При этом сами себя они продолжали назвать адыгами. В XV веке черкесы уже стали появляться на территории современной Украины.
Позже вспомнили про их прежнее название — касоги/касаги/касахи, но решили взять тюркский вариант — казаки, которое прямо и означает «вольный человек». Вот так удачно совпало.
В общем, получается, что кубанские черкесы/касоги одновременно стали предками и для казаков и для современных адыгов. С той лишь разницей, что адыги это, скажем так, более «чистые» касоги, оставшиеся на Кавказе, а казаки это ассимилировавшиеся в славянском этносе касоги, заселившие Кубань и причерноморскую низменность. Даже национальная одежда адыгов и парадная форма казаков — черкеска.
На самом деле, такая связь не уникальна, вспомнить хотя бы те походы славян в сторону Крыма и Кавказа и то, как Рюриковичи позаимствовали у местных знаки-тамги.
Воссоединившиеся с Россией
Безусловно, казаки, и уж тем более кавказские касоги не составляли большинство будущего украинского народа. Но если рассматривать именно политическое ядро будущей нации, то казаки в своё время сыграли решающую роль.
Изначально они поселились за порогами Днепра. Этот регион так и назывался — запорожье. Соответственно, местные казаки назывались запорожскими.
В 1648 году, натерпевшись польских унижений, казаки Войска Запорожского подняли восстание под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого. Слово хауптманн/гауптман (означающее «главный человек») из древнегерманского попало в Чехию в виде слова «хейптман» и в Польшу в виде слова «хетман». А там уже и на украинские земли в виде слова «гетман» и его производного «гетманщина». В общем, этот гетман Хмельницкий долго сражался с поляками и, в итоге, в 1654 году Гетманщина добровольно перешла под протекторат русского царя.
Правда, после Хмельницкого началась гражданская война, известная как Руина. Тогда Украина разделилась на Правобережную польскую (Киевская, Черкасская и Кировоградская области) и Левобережную русскую (Черниговская, Сумская и Полтавская области). Запорожье (Днепропетровская, Запорожская, Донецкая и Луганская области) стали совместными русско-польскими владениями. Сам Киев в итоге остался за Россией.
С XVII века одним из официальных названий Левобережной Украины стала Малороссия. Некогда разделённый народ вновь стал постепенно сближаться в культурном и языковом плане.
К тому времени почти всё побережье Чёрного и Азовского морей, а также Крым, Молдавия и многие другие территории входили в состав Османской Империи, либо были от неё зависимы. При Екатерине II Россия отвоевала у турков черноморское побережье и Крым, назвав новые земли Новороссией. При ней же основали Елисаветград (Кировоград), Екатеринослав (Днепропетровск), Херсон, Николаев и Одессу. И при ней же произошли разделы Речи Посполитой. Так украинские, белорусские, крымские и частично молдавские земли оказались в едином русском пространстве, либо в сфере влияния Российской империи.
Почти независимые
В 1917 году, в разгар Первой Мировой войны, в России проходят революции. Воспользовавшись ситуацией, Украинская Народная Республика (УНР) провозглашает независимость.
Такую Украину признали только Центральные Державы — т.е. немцы, которые развязали две мировые войны; итальянцы, выступавшие на стороне Германии и позже принявшие фашизм; турки, веками захватывающие традиционно европейские земли; ну, и болгары, решившие под шумок расширить свою территорию. Большинство участников Парижской мирной конференции не признали заявленные границы УНР.
Кстати, изначально предполагалось, что УНР будет находиться в федеративной связи с Российской Республикой. Т.е. будет некой автономией в составе России.
Чтобы не потерять свою толком не приобретённую независимость, украинцы стали заигрывать то с немцами, то с поляками. Видимо, история ничему их не научила. Полякам, например, пообещали отдать западные территории, если те помогут воевать с советской Россией. Ирония в том, что западные земли Польше то они отдали, но при этом и все остальные земли потеряли. Вот так Западная Украина (Львов, Тернополь, Ивано-Франковск, Волынь) вернулись под польский контроль, как в старые добрые времена. Все остальные украинские земли вернулись под русский контроль, как в новые добрые времена.
Советские
Чуть позже создали другую Украину, в этот раз пророссийскую, вернее просоветскую. Назвали её Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР). Столицей стал Харьков.
В конце 1922 года УССР стала одним из учредителей Советского Союза. Советские власти продвигали идеи всеобщего социализма. Надо было показать, что это не просто один народ (как раньше — жители Российской империи), а содружество многих народов, движимых общей идеей! Так что в дополнение стали из состава России выделять новые советские республики, ранее не существовавшие — Туркменскую, Узбекскую, Таджикскую, Казахскую, Киргизскую. Потом ещё и единую Закавказскую поделили на три отдельные республики. Согласитесь, гораздо убедительнее звучит, что социализм объединил русских, украинцев, белорусов, туркменов, узбеков, таджиков, казахов, киргизов, азербайджанцев, армян, грузин... ух! Сколько народов-то! И всеми движут идеи коммунизма и социализма. Прям сказка какая-то. А если бы просто была одна страна Советская Россия (как была Российская империя), тогда все эти идеи звучали бы уже не так убедительно.
Это почти как в Великобритании: вроде одна страна, а как начинаются спортивные соревнования, так сразу сборная Англии, сборная Шотландии, сборная Уэльса и сборная Северной Ирландии. У кого-нибудь, да стрельнёт. Так и тут: вроде одна страна, а посмотрите сколько народов и республик входит в её состав! Некоторые из них созданы полуискусственно, так сказать, для массовки.
Жители новой нации
Ну и чтобы ни у кого не оставалось сомнений, что это не просто русские, а разные народы, ввели политику коренизации в 1920–1930-х годах. Что это значит? Это значит, что стали создавать национальные автономии, для разных советских республик стали вводить местные языки, иногда специально созданные. Затем этих местных стали ставить на руководящие должности и принуждали вести документацию и по возможности говорить на языке, соответствующем этой республике.
В Средней Азии, например, были случаи, когда жители сначала называли себя таджиками, спустя несколько лет сартами, а ещё спустя несколько лет узбеками. Одни и те же люди. Они просто не знали какая правильная у них национальность.
На Украине, например, в 1922 году в коммунистической партии было всего 23% украинцев, а на украинском языке говорили и вовсе лишь 11%. Даже гетман всея Украины Павел Скоропадский говорил, что культурный класс украинцев очень малочислен. Да что там Скоропадский, сам Сталин заявлял, что в городах Украины преобладают русские элементы и что с течением времени их надо украинизировать. Поэтому для коренизации стали собирать простолюдин с деревень, говорящих на местных диалектах. А для украинизации даже пригласили националистов с Западной Украины!
Когда поняли, что сильно заигрались, коренизацию решили отменить. Начался обратный эффект — программу стали сворачивать, многих её активных участники репрессировать. На смену коренизации пришло повсеместное внедрение русского языка как языка межнационального общения.
Но было уже слишком поздно. Успели вырасти и окрепнуть умы нацменьшинств, в том числе и многих украинцев, которые до недавнего времени даже не знали, что они отдельный народ.
Через два десятилетия ситуация немного смягчилась. В 1953 году национальные реформы Берии призывались сгладить противоречия между центральной властью и коренным населением национальных республик. А в 1954 году Хрущов даже передал Крым Украине. Как обычно, жест доброй воли? Хотя, есть версия, что так, наоборот, хотели увеличить долю русских на Украине. Но это уже не важно.
Отделившиеся от России
И вот, в 1991 году Украина объявляет о своей независимости от СССР. Но даже на момент независимости самих украинцев (многие из которых были потомками украинизированных граждан) на Украине было чуть больше 2/3. И даже в 2000-х годах 75 % населения предпочитали общаться на русском языке, и только 9 % — на украинском.
А потом наступил 2014 год... Но это уже отдельная история.