Здравствуй, дорогой читатель. Сегодня мы затронем несвойственную тему для канала (но только один раз, честное пионерское) - это оформление дорожно-транспортного происшествия по так называемому европротоколу (бланк извещения от ДТП). Из названия уже понятно о чем будет идти речь, поэтому перейду к сути. Но сразу оговорюсь, что:
Во-первых, я не автоюрист и не претендую на истину в последний инстанции, да и актуальность этой статьи только на уровне осени 2022 года. К тому же, все нижесказанное - это лишь мое частное мнение.
Во-вторых, договоримся, что в статье слова "ГАИ", "ГИБДД", "ДПС" - это синонимы, то есть понятно о какой структуре идет речь.
В-третьих, речь об ОСАГО.
В-четвертых, говорим о "бумажном еврике", на который все еще приходится абсолютное большинство оформленных дтп по сравнению с электронными, оформленными через приложение. Да и приложения с геолокацией далеко не везде работают.
Итак, произошло мелкое ДТП, вы - виновник.
Никто не пострадал, кроме вашего автомобиля и автомобиля потерпевшего. На вскидку - сумма ущерба менее 100 тыс. С потерпевшим пришли согласию и решили составить "еврик", который наверняка завалялся у вас где-то вместе со страховкой.
Ну либо же вы дозвонились до дежурного ГАИ, который, оценив ситуацию, предложит вам три варианта:
1.) ждать сотрудников дпс
2.) составить все тот же "еврик", тем самым обойтись без участия ГАИ
3.) зарисовать схему ДТП, все сфотографировать и подъехать в отделение ГИБДД для оформления, в том случае если с ваших слов авария укладывается в критерии "еврика", но кто-то из вас отказывается оформляться по нему.
Да, дежурный имеет право предложить вам самим приехать к ним, сфотографировав происшествие и зарисовав схему. Об этом прямо говорит п. 285 Приказа МВД от 23.08.2017г. №664. Такое могут предложить вам даже сотрудники ГАИ, прибывшие не место происшествия. Можно ли обжаловать действия последних? Наверное можно ..... однако статья не про это.
Допустим, европротокол все-таки составлен, подписан сторонами. Оригинал забрал с собой потерпевший с которым он пойдет в свою страховую. Вам выдал копию, после чего вы обязаны отнести ее в свою страховую в течение 5 рабочих дней. В теории после осмотра/экспертизы потерпевшему выплатят сумму ущерба, а вы свой авто будете ремонтировать сами. Вопрос решен. А теперь самое интересное или что может пойти не так......
Какие неприятные ситуации могут возникнуть:
- Вам нельзя ремонтировать автомобиль в течение 15 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней), так как страховые компании могут потребовать предоставить ваш авто на осмотр. Потребовали, а вы уже отремонтировали и следа нет от ДТП? Страховая попытается в порядке регресса взыскать с вас ту сумму, которую выплатила потерпевшему. Аналогичная ситуация будет, если занесете "еврик" по истечении 5 дней. Жестко? Ага, но так компании страхуются от жуликов с фейковыми дтп.
- Вы принесли свой экземпляр европротокола в страховую, а там его..... теряют. А потом что? Регресс, конечно! А всего то, вам надо было взять в страховой копию вашего экземпляра с отметкой о принятии, печатью, датой и подписью. И хранить эту бумажку в самом надежном месте.
- Самое страшное. Вы подумали, что поломали потерпевшему только бампер и фару. Однако не учли, что в наши непростые времена фара на совсем даже не премиальный авто может стоить 140к. А еще про скрытые повреждения забыли. Итого, страховая (или независимая экспертиза) насчитает ущерб потерпевшему в 150 000 рублей, а выплатят ему только 100 000 (максимум по "еврику"). Остаток потерпевший имеет право взыскать с вас (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 26.07.2022 N 1-КГ22-7-К3).
- Еще одна страшилка. Ущерб от ДТП считают с амортизацией (естественным износом авто). И без нее (новые запчасти). В первом случае сумма будет ниже примерно на 20-30 процентов. Если потерпевший выберет денежную выплату, то ему ее выплатят с амортизацией (сумма меньше). Если у страховой есть договор с автосервисом, то могут предложить ремонт вместо выплаты, тогда ущерб будет без амортизации (сумма больше). Непонятно? Пример. Сумма выплаты 50 к с амортизацией, без нее 75к. При таком раскладе страховка все покроет. Однако ,если сумма с амортизацией будет 100к, а без нее 125к, и потерпевший выберет ремонт, то страховка покроет ремонт на сумму 100к, а 25к потрепавший доплатит из своего кармана, а потом взыщет ее с вас. Или может взять денежную выплату и пойти ремонтироваться к официалам, которые все сделают по дикому оверпрайсу и выставят огромный счет. Все что выше 100к - потерпевший имеет право взыскать с вас.
Почему так происходит? Все очень просто. Во-первых, заполняя европротокол, вы фактически соглашаетесь на то, что сумма ущерба, которую вы нанесли не более 100к. Во-вторых, вы скорее всего не обладаете специальными техническим знаниями и запросто можете сделать неправильные расчеты. В третьих, законодательство зачастую ставит последствия для виновника в зависимость от поведения потерпевшего.
Как избежать всего этого?
Все просто. Оформлять ДТП через ГАИ. Там выплата в случае с мелким ДТП все покроет (до 400к). А значит вышеперечисленных проблем не будет. К тому же, 15 дней ждать не надо, чтобы начать ремонт. Минусы: дадут небольшой штраф за нарушение ПДД. Возможно, в отделении просидите весь день.
Или же можете рискнуть и оформить европротокол через спецприложение (помощник осаго), где идет привязка снимка к координатам на карте. Способ для продвинутых городских пользователей. Там сумма ущерба тоже до 400к.
А что делать, если оформились по "еврику", а вам потом звонит потерпевший и говорит, что ему насчитали 150к или еще выше?
А вот тут все довольно сложно, четкого алгоритма нет. Можно попробовать договориться с потерпевшим и оформиться через ГАИ, потом просто заменить еврик "гаишными" документами. Некоторые страховые к такому раскладу относятся лояльно. В теории, это можно сделать в течение 2 месяцев с момента ДТП. Если же страховая будет против и скажет, что "раз сами оформились по европротоколу, то ничего не знаем, заплатим максимум 100к", то придется признавать европротокол через суд недействительным. Например, на основании того что вы не обладали специальными знаниями по оценке ущерба. А потом потрепавшему судиться со страховой, настаивая на "гаишном" варианте оформления и выплате до 400к. Судебной практики признания "еврика" незаконным я не нашел, а вот решение суда обязать выплатить компенсацию на основании "гаишных" документов, на которые по сути заменили европротокол - это имеется. Правда практика старая и только первая инстанция (Решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 19 февраля 2019 по делу № 2-1119/2018 ). А это значит, что аргумент слабенький и надо учитывать специфику судов вашего региона. Кроме того, иногда имеет смысл сделать независимую экспертизу, если вы точно знаете, что потерпевший пытается вас обмануть, например, включая в ущерб повреждения, полученные по итогам другого дтп. Вообще, в подобной ситуации лучше обратиться к автоюристу, который специализируется исключительно на дтп. Морально готовьтесь к судам. Вероятность успеха здесь предсказать сложно, надо изучать каждую конкретную ситуацию, чтобы делать какие-то прогнозы.
Какой можно сделать вывод? А только такой, что в текущих реалиях виновнику мелкого ДТП лучше оформляться через ГАИ. Однако неоспоримое преимущество европротокола - минимум бумажной волокиты. И в некоторых ситуациях все же имеет смысл его составить.
Когда можно составить европротокол:
Нет разногласий, только две машины, нет пострадавших, действительные страховки (можно проверить в интернете) - это все понятно.
А теперь по ущербу:
- если это иномарки: то царапинки или притертости на автомобилях непремиального сегмента, отсутствие разрушенных деталей, вмятин и т.д. То есть, на авто потерпевшего только мелкие дефекты лакокрасочного покрытия.
- если это отечественный бюджетный автопром: тот же характер повреждений, что и выше, однако здесь возможны разрушения простых и легко заменяемых частей (фара или зеркала).
В этих случаях можно составить "евро". Однако на всякий случай посетите вот этот ресурс и посчитайте цену запчастей.
В остальных случаях, если виновник вы - лучше оформляйтесь в ГАИ!!!
И независимо от того, как вы оформите дорожно-транспортное происшествие, всегда все фотографируйте и снимайте на видео. Лишним не будет. А еще лучше - соблюдайте правила дорожного движения! Всем добра и внимательности на дорогах!
#дтп #гаи #европротокол #авария #страховщики #юрист #автоюрист #юристы #авто #автомобили #пдд #гибдд #дпс