Найти тему
ABW

Дилер BMW подал в суд на клиента, который внес за машину аванс 58.000 евро. Почему?

Оглавление

Удивительное дело – в этой истории у клиента было и желание, и деньги купить машину премиум-класса, но владельцем авто он не стал. Что пошло не так?

"Компания несет упущенную выгоду"

Георгий Митрахович рассказал Автобизнесу, что 4 июля нынешнего года он как управляющий коммерческой компанией ООО "Каджар М" заключил договор на поставку автомобиля BMW iX xDrive50 с официальным дилером BMW ООО "Автоидея" от имени организации. Далее – от первого лица:

"Внесли предоплату в размере 50 процентов стоимости машины, поскольку таковы были условия договора, а это без малого 58.000 евро. В конце августа дилер прислал в наш адрес дополнительное соглашение к договору, которым предлагалось сам договор расторгнуть.

Это было весьма неожиданное предложение со стороны официального дилера с учетом уже внесенной в счет стоимости машины суммы. Причина – невозможность поставки товара ввиду отмены заводом-изготовителем квот, а в качестве обоснования идет отсылка к некоему письму от компании UAB Autoimex, которая и должна была поставить автомобиль в Беларусь. В нашей компании, естественно, обратили на это внимание, ведь до этого наши специалисты предполагали, что производитель машин поставляет свой товар дилерам напрямую, а тут какая-то фирма оказалась, о которой в договоре, который был заключен, ни слова.

С таким положением вещей мы согласиться не могли и потребовали от дилера выполнять условия договора в том виде, в котором они официально прописаны. В том числе напомнили о том, что на протяжении достаточно длительного времени наши деньги находились у дилера. Сумма большая, компания несет упущенную выгоду, поскольку эти денежные средства не были задействованы в бизнесе, а могли бы.

Как мне стало известно, по договорам, которые заключались после нашего, машины поставлялись клиентам. Почему в нашем случае этого не произошло, будем разбираться.

После долгой переписки с дилером нам предложили вариант урегулирования спора – купить такой же автомобиль, как и по договору, но только "бэушный", тестовый, который уже был в наличии у дилера. Но нам установили ценник на 10.000 евро дороже, мол, комплектация у этой машины лучше. Такая математика даже при помощи калькулятора у меня не сошлась. Предполагаю, что автомобиль, за который частично уплачены деньги, в Беларусь все же был поставлен, но продавать его по указанной в договоре цене сочли "неинтересным" с экономической точки зрения, ориентируясь на более денежные рынки, например, в России. Там такие машины продают значительно дороже.

-2

Это только предположение, основанное на той информации, которая у нас есть. Учитывая тот факт, что ООО "Автоидея" фактически единственная компания, которая продает автомобили премиум-класса, считаю такое развитие событий недопустимым. Интересно, как эта история в целом согласуется с Директивой о недопустимости роста цен?

Громом среди ясного неба стало то, что дилер BMW подал в суд иск о расторжении договора вместо того, чтобы найти приемлемый для всех сторон вариант. То, что нам предлагали, нас не устраивало по различным причинам. Ждем суда, уже представили свои возражения, но неприятное ощущение от того, что ты с деньгами пришел и хочешь что-то купить, а тебе в ответ – "нет", не оставляет до сих пор".

Что указано в иске дилера?

Собственно говоря, позиция продавца изложена в исковом заявлении, поступившем в Экономический суд Минской области. Если опустить сложные юридические формулировки, то кратко позиция звучит так (выдержки из иска):

"После получения частичной оплаты истец (официальный дилер. – Прим. Автобизнеса) осуществил заказ поставки товара у импортера. После заказа товара от импортера получено уведомление о том, что автомобиль BMW iX xDrive50, заказанный у компании BMW AG по контракту от 4 июля 2022 года для клиента ООО "Каджар М", не может быть поставлен в связи с отменой выделения заводом-изготовителем квот на производство модели BMW iX xDrive50. В связи с этим импортер уведомил истца о необходимости расторжения контракта.

Ввиду невозможности выполнения по объективным причинам взятых на себя обязательств в срок истец уведомил об этом ответчика и предложил расторгнуть договор по соглашению сторон с обязательством о возврате внесенной по договору предоплаты в полном объеме, на что ответчик не согласился.

Одновременно ответчику были предложены альтернативные варианты урегулирования ситуации: продлить срок поставки товара на срок вероятной возможности исполнить условия договора – 6 месяцев; расторгнуть договор с возвратом предоплаты и постановкой ответчика в список ожидания на рассмотрение возможности продажи демонстрационного автомобиля с пробегом через 6 месяцев после даты постановки его на учет в ГАИ. На основании письма ответчик согласился рассмотреть вариант №2 с учетом имеющихся замечаний (хотя ответчик утверждает, что это предложение с его стороны. – Прим. Автобизнеса).

Истец направил ответчику предложение о составлении дополнительного соглашения и предложил приобрести аналогичный товар, который в настоящий момент стоит на учете в ГАИ и используется для проведения тест-драйвов. Кроме того, была предложена специальная сниженная цена предлагаемого демонстрационного автомобиля с пробегом.

Несмотря на принятые меры по добровольному урегулированию спора, ответчик отказался от предложенных вариантов".

Две стороны одной медали

Позиция Георгия Митраховича понятна: он заключил договор, внес предоплату и хочет получить то, за что заплатил. Его предположения о том, что машины дилером заказывались и прибывали на территорию Беларуси, оформлялись, но потом следовали на более экономически выгодные рынки, – это лишь предположения, которые требуют проверки, в том числе и судом, если он посчитает нужным такие факты устанавливать.

По сути, дилер ссылается на форс-мажор, при котором он не может выполнить условия договора. В данной части не будет лишним заявить ходатайство о получении сведений от Таможенного комитета Беларуси о ввозимых дилером автомобилях и их количестве. Тогда картина будет выглядеть более понятно.

По поводу того, что ситуация требует изучения с точки зрения формирования цены, то недавняя Директива №10 и последовавшее за ней постановление Совмина №713 о системе регулирования цен не дают "разгуляться" в вопросе формирования импортером цены.

-3

Для импортера предельная максимальная надбавка составляет 30%, не больше. Разбираться с этим – прерогатива компетентных органов, предположениями тут не обойдешься.

Теперь посмотрим на ситуацию с точки зрения дилера. Если факты, которые он изложил в иске, подтвердятся в судебном заседании, то суд с большой долей вероятности договор расторгнет с обязательством возврата суммы предоплаты. И хотя термин "форс-мажор" Гражданский кодекс четко не описывает, но понять, что это такое, можно из ст.372 ГК РБ.

Если иное не предусмотрено законодательством или договором, лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Если правительство зарубежной страны решило запретить поставки того или иного товара в Беларусь, то отечественный дилер ничего с этим поделать не может. Это в чистом виде форс-мажор со всеми его последствиями в виде расторжения договора по причине невозможности исполнения обязательств.

Письмо белорусскому дилеру марки BMW от UAB Autoimex о том, что отменены некие квоты, требует особенно тщательного изучения: что это за фирма, уполномочена ли она вести дела от имени завода-изготовителя и прочее? Практически вся ситуация пляшет вокруг именно этого документа как доказательства наступления форс-мажорных обстоятельств.

Скажем прямо: история неоднозначная, у каждого свои аргументы в пользу своей версии добросовестности выполнения условий договора, и суду предстоит нелегкая задача во всем этом разобраться, раз уж стороны спора договориться между собой не смогли. Мы же за этим проследим и сообщим, что решил суд.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? У нас работает правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи:

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63;
  • электронная почта pravo@abw.by.
Авто
5,66 млн интересуются