Найти тему
МИР (Море История Россия)

Насколько "итальянскими" были наши "семерки"?

Эсминец типа "Маестрале" Судя по буковкам, это и есть, он: "Мистраль"
Эсминец типа "Маестрале" Судя по буковкам, это и есть, он: "Мистраль"
"Семерка", судя по номеру "Беспощадный"
"Семерка", судя по номеру "Беспощадный"

О том, насколько "итальянскими" были наши крейсера проекта 26 и 26бис, мы уже писали (здесь)

А, что с эсминцами? Насколько они были "импортными"? Если мы заглянем на сайт моих питерских коллег, (бывшего ЦКБС-1, потом ЦКБС-17), то в отличие от 26-го проекта, "семерки" указаны в качестве собственного проекта (а, не в качестве доработки). Насколько это справедливо?

Давайте посмотрим.

Эсминцы проекта "Маэстрале" строились в 1931-34 годах, их сменили "Ориани", строившиеся до 1937 года, потом строились "Солдати", но, в принципе они были похожи.

Водоизмещение: стандартное: 1615 т, полное: 2207 т, главные размерения LхBхH (106,7х10,2х3.31)

У семерок водоизмещение: 1525 — 1670 тонн (стандартное) 1715 полное, LхBхH ... те же самые. Не ориентируйтесь на "Вики..." у "мистралей" она дает длину по КВЛ (106,7) у "семерок" она дает наибольшую (габаритную длину 112 метров).

По энергетике у итальянцев два турбозубчатых агрегата "Парсонс" и котлы "Яроу" (3 штуки) с мощностью 44 тысячи "лошадей", у нас стоят Харьковские ГТЗУ-24 по 24 тысячи лошадей (суммарно 48 тысяч) и те же три котла (но наших). Скорость (и там, и там) 38 узлов.

Похоже? Похоже. Артиллерию мы пока не сравниваем (у нас разные в этом плане традиции),хотя наши эсминцы в плане вооружения выглядят поприличнее.

Копия? Или нет. Смотрим глубже. Теоретический чертеж один. Компоновка (у чистых семерок) похожа. Набор корпуса совершенно разный. У итальянцев поперечная система набора, у нас смешанная продольная по миделю и поперечная в оконечностях, что с одной стороны позволило сэкономить на весе корпуса, с другой... (ломались они как правило в районе перехода от одной системе набора к другой). Для чего это было сделано? Не от хорошей жизни.

Итальянские проекты, как правило, сделаны "на пределе" (абсолютно без запасов) Например, итальянцы применяли сталь с покрытием (как правило, кадмированную), что позволяло отказаться от запасов по толщинам на коррозионный износ. У нас такую сталь не делали. Кроме того, сортамент стали у нас и у итальянцев был разным. Потому, и корпус получился разным.

С энергетикой ситуация вообще... мутная. Нет, все понятно, что у "чистых" семерок были Харьковские турбозубчатые агрегаты ГТЗА-24 (сейчас на месте этого завода располагается Харьковский "Турбоатом"). Харьковский турбинный завод (ХТГЗ) был построен в 1929—1934 гг., за три с половиной года и 21 января 1934 года был введён в эксплуатацию.

Ну, а турбины-то откуда взялись? Конструктивно, прослеживается родственная связь со старыми турбинами "Браун-Бовери" активно-реактивного типа с колесом Кертиса, но, агрегат не является их "калькой", и не очень похож на западные аналоги. Пока для меня это загадка, откуда в Харькове практически на пустом месте, создали уникальное производство (во время войны его вывезли, создав завод в Свердловске). Просто еще не докопался.

С котлами все просто: котлы шатрового типа у нас уже делали, рассчитать и изменить производительность котла тоже не сложно.

Фактически, "семерка" получилась настолько "переработанной", что от базового проекта в ней мало что осталось. Факт ически "итальянскими" были обводы, винт и компоновка.

Обычно ее клеймят за низкую мореходность, указывают на возникновение трещин в корпусе, мол, наши конструкторы плохие...

Нет, вопрос не в конструкторах. Качество стали повышенной прочности еще не сумели довести до требуемых параметров. Та же беда была на лидерах проекта 1. Здесь вопрос не в конструкторах. Что касается обводов...

Ну, цитирую ту же "Вики...": "Мореходность «семерок» оставляла желать лучшего. Из-за зауженных обводов носовой части корпуса они сильно зарывались в волну; при волнении моря 8 баллов скорость падала до 5—8 узлов. Для повышения остойчивости на часть «семерок» в 1940—1941 гг. уложили твёрдый балласт (82—67 тонн)".

Господа, обводы у эсминца как раз итальянские, но, дело в другом.

Вы вышли на "жабодаве" в Бискайю. Как вы себя будете чувствовать? Возьмите итальянский эсминец, загоните его на ТОФ. Вы получите тот же результат. "Плохой магнитофон "Панасоник", неудобно гвозди забивать".

Нет, эсминцы были неплохими (для своих условий), но даже Черное море, это не Адриатика. Прототип нужно было брать другой. Ко всему, это был первый опыт. Потом появились "умники" (проект 7У), в них кое что учли. Что именно? Смотрим...