Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Где взять трупы?

Я рассказывал, почему и насколько в Британии начала XIX века ценились трупы — и как это привело с буму гробокопателей. Но нетрудно догадаться, что при таком спросе на тела не могли не появится предприимчивые люди, решившие: искать свежие трупы в могилах нерационально. Куда лучше делать их самостоятельно! Уэст-портские убийства 1827–1828 годов в Эдинбурге — как раз яркий пример этого. Уильям Бёрк и Уильям Хэйр были родом из ирландского Ольстера. Оба они подались в Шотландию, чтобы работать на стройках — это сулили лучшую жизнь, чем в совсем уж нищей Ирландии. Бёрк бросил дома жену с ребёнком, найдя в Эдинбурге новую подругу — Хелен Макдугал. Хэйр же не был женат до переезда, а уже в Шотландии стал сожительствовать с Маргарет Лэрд (также ирландкой). Компания познакомилась в конце 1827 года в доходном доме, который принадлежал Лэрд.
Не стоит, впрочем, думать, будто Хэйру и Лэрд особо улыбнулась удача. Все эти люди являлись типичными представителями британского социального дна, хотя и над

Я рассказывал, почему и насколько в Британии начала XIX века ценились трупы — и как это привело с буму гробокопателей. Но нетрудно догадаться, что при таком спросе на тела не могли не появится предприимчивые люди, решившие: искать свежие трупы в могилах нерационально. Куда лучше делать их самостоятельно! Уэст-портские убийства 1827–1828 годов в Эдинбурге — как раз яркий пример этого.

Уильям Бёрк и Уильям Хэйр были родом из ирландского Ольстера. Оба они подались в Шотландию, чтобы работать на стройках — это сулили лучшую жизнь, чем в совсем уж нищей Ирландии. Бёрк бросил дома жену с ребёнком, найдя в Эдинбурге новую подругу — Хелен Макдугал. Хэйр же не был женат до переезда, а уже в Шотландии стал сожительствовать с Маргарет Лэрд (также ирландкой). Компания познакомилась в конце 1827 года в доходном доме, который принадлежал Лэрд.

Не стоит, впрочем, думать, будто Хэйру и Лэрд особо улыбнулась удача. Все эти люди являлись типичными представителями британского социального дна, хотя и надо признать — до убийств дошли не сразу. Всё вышло отчасти по случайности.

27 ноября 1827 года скончался престарелый квартирант Хэйра и Лэрд. Он так и остался должен за жильё 4 фунта, что вызвало у Хэйра немалую такую печаль. Своей досадой он поделился в застольной беседе с Бёрком, а тот взял да предложил: давай продадим труп! Сказано — сделано: труп старого солдата по имени Дональд выкрали, отнесли в университет и успешно там сбыли ассистентам известного доктора Роберта Нокса.

Хэйр получил за дело 4,5 фунта, Бёрк — 3,5. Не Б-г весть какие деньги, но ведь такие лёгкие! Тем более что медики шепнули: будут ещё тела — несите, это добро нам всегда потребно, деньги есть.

Так что уже в декабре Хэйр и Бёрк совершили первое убийство, вот только не совсем ясен порядок преступлений. То ли сначала они напоили и задушили мельника по имени Джозеф, то ли прежде всё-таки расправились со старушкой Абигейл Симпсон. Причём в случае Абигейл уже имело место соучастие жены Хэйра: она заманила пожилую женщину в дом и напоила.

9 апреля 1828 года убили проститутку по имени Мэри Паттерсон Митчелл: её потом якобы узнали в университете некоторые участники вскрытия, кхым. Причём её подруга и коллега чудом избежала расправы, оказавшись более стойкой к алкоголю. Медиков в университете ничуть не смутил тот факт, что тело Мэри им принесли ещё тёплым. В мае убили ещё одну квартирантку, всё так же — напоив и задушив, а в июне — некую старуху с внуком.

Нет полной ясности, сколько всего людей убили Бёрк, Хэйр и сожительствующие с ними дамы. Счёт доходит до 16 (без учёта первого проданного трупа, конечно).

Зато известно, что последнее убийство случилось прямо на Хэллоуин, 31 октября 1828 года. К тому времени убийцы совсем обнаглели: Мэри Докерти убивали буквально под носом у квартирантов, супругов Грей. Уже на следующий день догадавшиеся о случившемся Греи обратились в полицию.

Труп убийцы вынести из дома успели, а вот сговориться о показаниях — нет, так что на нестыковках их поймали сразу. Однако принцип "нет тела — нет дела" работал и в Британии XIX века: без самих по себе трупов доказать что-либо виделось очень сложным. В итоге Хэйра убедили дать показания против Бёрка в обмен на снятие обвинений с него самого.

28 января 1829 года Бёрка повесили. Хэйр пробыл под стражей до 5 февраля, после чего его тайком вывезли из города и велели отправляться... в Англию. Что с ним в итоге стало — неизвестно. Маргарет Лэрд вышла на свободу за недостаточностью улик и едва ускользнула от толпы линчевателей, в итоге сев на корабль до Ирландии. Там её следы теряются. Хелен Макдугал также бежала из города в неизвестном направлении, поскольку полиция ей ничего толком предъявить не смогла, а вот неравнодушные граждане Эдинбурга очень даже собирались это сделать.

-2

Что до университетских медиков, то к ним у властей вопросов не было. Чего и следовало ожидать. В целом вся компания отделалась на удивление легко, вот вам и кровавые британские законы... Кроме того, я сильно сомневаюсь, что Хэйр, Лэрд и Макдугал в дальнейшем сделались законопослушными членами британского общества.

Остаётся только надеяться, что хотя бы больше не убивали.

Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей! Или читайте по тегу #миллеркат