Траты россиян на антидепрессанты за первые девять месяцев 2022 года увеличились на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Об этом пишет ТАСС со ссылкой на подсчеты Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Эти цифры не смотрятся удивительными, так как причин для депрессии в последние годы достаточно.
Депрессия характеризуется пониженным настроением, заторможенностью мышления и двигательных функций. Сюда же можно добавить: уныние и тоску без видимых причин; снижение самооценки; нарушение сна; равнодушие к окружающему миру и событиям; потерю способности получать удовольствие от того, что раньше его приносило; потерю аппетита. Алиса Хльцхей-Кунц в своей книге «Страдание из-за собственного бытия» пишет: -«Находящийся в депрессии не следит за собой, неряшлив, живет в беспорядке, озабочен лишь собственным страданием. Тот, кого она настигает, переживает застывание времени, отвердевание или окаменение, замораживание многих чувств. Вместо того, чтобы относиться к чему-то активно или пассивно, чтобы как-то стараться вести свою жизнь дальше, он постоянно жалуется или просто впадает в тупую неподвижность. Единственное активное устремление, которое нацелено на изменение своего состояния и, казалось бы, еще имеет смысл, — это воля покончить со своей жизнью, суицид».
Причиной депрессии, как правило является смерть близкого человека, потеря его любви или разочарование в нём, потеря идеала/смысла/статуса/веры в миропорядок. Как мы видим во всех перечисленных причинах человек сталкивается с потерей. Вроде очевидно, что мир без потерь невозможен. Однако в силу разных причин эти потери могут быть прожиты по-разному. В одних случаях у нас получается отгоревать, а в других мы погружаемся в депрессию.
Отгоревать — значит пережить потерю психически и адаптироваться к новой реальности. Как правило, в классическом виде, при горевании мы проходим все стадии адаптации: (1) первоначальный шок и неверие «этого не может быть», (2) торг с мирозданием «Господи, пусть проснусь и всё это закончится», (3) злость и негодование «Почему со мной», (4) горевание «Я страдаю. Я потерял что-то/кого-то важного», (5) принятие «Это случилось. Жизнь продолжается. Отпускаю тебя/это». Если мы прошли все стадии, то мы отпускаем потерю и тогда мы можем нашу энергию и устремления направить для новой жизни и событий (к примеру, новые отношения или новые смыслы).
Однако, часто мы бессознательно избегаем боли, связанной с гореванием. В этом случае мы легко можем оказаться заложниками меланхолии (патологического горя) или тяжелой клинической депрессии. Смысл меланхолии парадоксален, так как она пытается защитить нас от душевной боли (пути горевания) через страдание меланхолии, в которой мы становимся абсолютно зависимыми от прошлого. Раз за разом мы возвращается в прошлое и пытается его изменить, но не можем. Мы не можем ни изменить прошлого, ни отпустить его. Мы застреваем в прошлом. Наша психика попадает в тупик. Мы вынужден постоянно носить потерю в себе, полностью с ней идентифицируясь. Потеря становится частью нас и избавиться возможно только через «вырывание её с мясом из собственного тела». Но это ещё пол беды. Нам сложно понять источник боли, так как сама суть меланхолии направлена на то, чтобы скрыть его от нас. Мы оказываемся в тупике.
Если вы замечаете в себе признаки депрессии/меланхолии не затягивайте. Обращение за квалифицированной помощью может помочь вам изменить жизнь к лучшему. Вернуть в неё удовольствие и искренний интерес.