Найти тему
15,1K подписчиков

БЛАГИЕ ДАРЫ БОГА

107 прочитали

Ной в некотором смысле был вторым Адамом. Выйдя из ковчега, он со своей семьей вступил в новый мир, начисто омытый от нечестивости людей, живших до потопа. Бог по Своей благодати давал человечеству новое начало. Он не отменил проклятие людей, произнесенное в Эдемском саду за грех Адама и Евы, но повторил некоторые изначальные благословения. Бог также дополнительно благословил прародителей нового рода человеческого.

Благословение 1: увеличение численности рода человеческого (Быт. 9:1, 7)

Первое повеление и благословение в период сотворения (Быт. 1:28) было для семьи Ноя повторено дважды: Бог побуждал выживших в потопе «плодиться и размножаться, и наполнять землю» (Быт. 9:1, 7). Бог вновь заявил, что брачный союз — священное установление (Быт. 2:22-25; см. Мф. 19:4-6), чем возвысил отношения полов над унизительными связями и поощрил стабильность в обществе. Это была Божья попытка поднять человека над необузданными страстями и неуправляемым потворством своим желаниям в плотских инстинктах. Развращенность в мире в большой степени возникла в результате осквернения этого установления многоженством и вступлением в брак из неверных побуждений.

Большинство потомков Адама и Евы участвовали в безудержном грехе, наполнившем землю. Однако праведная ветвь Сифа сохранила познание истинного Бога и передала его своим потомкам. Этот процесс достиг кульминации в Ное. Несмотря на склонность человека к греху, Бог был все равно готов действовать благодатно через смертных людей, чтобы в конце концов осуществить искупление человечества через потомка Ноя, Сима (10:21-31), который стал предком Аврама (или Авраама; 11:10-26), и чьим последним потомком будет Иисус Христос (Мф. 1:1-17; Гал. 3:8-29).

Дети в Писаниях видятся Господним благословением. Много детей и внуков всегда считалось свидетельством благосклонности Бога (24:60; Пс. 126:3-5; 127:3, 4). К сожалению, многие в сегодняшнем мире не рассматривают детей в этом ключе, о чем свидетельствует статистика абортов в разных странах. В библейские времена Божий народ даже не рассматривал возможность подобного избавления от ребенка. Они знали, что жизнь это Божий дар, и на детей смотрели как на Господне благословение; их нужно было любить, защищать и наставлять во славу Его.

Благословение 2: поддержание человеческой жизни (Быт. 9:2-4, 20)

Библия не говорит, ели люди мясо животных до потопа или нет. Но мы знаем, что после грехопадения человека многие люди равнодушно проливали кровь своих сородичей (Быт. 4:8, 14, 23, 24; 6:11), и сомнительно, чтобы они остановились перед убийством животных для еды. Вполне возможно, что Бог разрешил это, но первое официальное разрешение убивать животных было высказано после выхода Ноя и его семьи из ковчега. Помимо семян, которые Ной взял в ковчег, чтобы рассадить их после потопа в новом мире (Быт. 9:20), Бог также распорядился, чтобы люди употребляли в пищу всякого зверя на земле, птиц небесных, все, что движется по земле, и рыб морских (Быт. 9:3).

Господь также велел всем этим животным бояться человека (Быт. 9:2). Вполне возможно, что такая перемена была необходима для того, чтобы они инстинктивно убегали от человека и не вымерли от чрезмерно интенсивной охоты на них. Чтобы физически выжить, люди и животные должны жить за счет другой жизни — хоть животной, хоть растительной. По этой причине Бог дал человеку власть над всей землей. Но он также наложил на человека ограничение: можно было употреблять в пищу мясо животных, но только без крови (Быт. 9:4). Здесь Бог кратко сообщил Ною то, что позже очень подробно объяснит Моисею: жизнь — в крови, и эту жизненную силу нужно уважать, потому что она от Господа (Лев. 3:17; 7:26, 27; 17:10-14; Втор. 12:16, 23-25; 15:23).

Человеку всегда было трудно различать между желаниями и потребностями. Видя что-то привлекательное, мы обычно хотим это иметь, и если это желание вовремя не обуздать, то мы начинаем думать, что не можем жить без вожделенного объекта, и доказывать, что он есть «потребность». Эта слабость человечества преследует его с самого начала, когда Бог поместил Адама и Еву в Эдемском саду. Он удовлетворил все их потребности. В их распоряжении были всевозможные плоды и растения, которые можно было есть. После того как они согрешили, Он даже одел их в шкуры животных (Быт. 1:29; 2:9, 16; 3:21). Пища и одежда и сегодня остаются двумя основными потребностями человека, как сказал Иисус в Нагорной проповеди, обращаясь к людям, заботящимся о том, что им есть, пить и во что одеваться. Он подчеркнул, что если наш небесный Отец красиво одевает цветы и питает птиц, то, уж конечно, позаботится о пище и одежде для Своих возлюбленных детей. Бог знает, что мы нуждаемся во всем этом (Мф. 6:25-32).

Апостол Павел думал так же. Он тоже свел насущные потребности человека к двум, сказав: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6:8). Это не значит, что иметь больше, чем элементарные предметы первой необходимости, неправильно; но это предостережение от любви к имуществу и ошибочного принятия жадности за необходимость. Люди, попадающие в эту сеть, посвящают свою жизнь накоплению все большего и большего богатства, чтобы покупать все больше и больше материальных вещей в погоне за удовлетворением своих эгоистичных желаний. Предупреждая о «безрассудных и вредных похотях, которые погружают людей в бедствие и пагубу», Павел писал: «Ибо корень всех зол — сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:9, 10).

Благословение 3: защита рода человеческого (Быт. 9:5, 6)

Проинструктировав Ноя о допустимости убивания животных для еды и запретив есть их кровь, Бог перешел к более важной теме — пролитии человеческой крови. Господь определил степень защиты от испуганных и/или агрессивных животных, которые могут видеть в человеке угрозу или смотреть на него как на источник пищи. Он особо отметил, что и животные и люди должны нести ответственность за пролитие человеческой крови. С нарушителей взыщется их собственная кровь (буквально «кровь, в которой жизнь ваша»; 9:5).

Животные, которые физически сильнее человека, могут представлять большую угрозу для жизни человека, но их не следует убивать всех подряд. Бог сказал, что нужно уничтожать животных, нападающих на людей, чтобы защитить последних. Священна всякая жизнь, а человеческая жизнь особенно священна для Господа, и ее права нужно защищать — не только от разумных людей, но также и от неразумных животных, которые яростно нападают на людей.

Чтобы защитить человечество после потопа, Господь, во-первых, вложил в животных страх перед человеком. Затем Он вложил страх Божий в людей, чтобы они не убивали друг друга, как до потопа (Быт. 6:11-13). Убийцам — не только теперь, но и тогда — нужно было знать, что они будут держать ответ перед Создателем. Человеку нападать на человека — это все равно что нападать на Него. На всякую жизнь нужно смотреть как на Господний дар. Разрушать человеческую жизнь — значит возомнить себя Богом и убивать того, кто создан по Его образу (Быт. 9:6). Бог — единственный Даятель жизни, и только Он имеет право разрешить забрать ее (Иов. 1:21).

Насколько мы знаем, до потопа Бог не санкционировал смертную казнь для убийц, но похоже, что она практиковалась с самого начала, осуществляясь, возможно, родственником жертвы. Каин боялся смерти от рук того, кто мог отомстить за убийство его брата Авеля (Быт. 4:14). Наверное, в предпотопном мире не существовало регулярной или последовательной системы правосудия. По крайней мере, Ламех не пытался утаить, что убил юношу. Он даже хвастал своим женам, что совершил убийство (Быт. 4:23, 24). Он, видимо, совсем не боялся никакого суда и никакого наказания от рук людей.

Со временем, учитывая, что убийство и насилие до потопа приняли угрожающие размеры, стало очевидно, что у людей не было какого бы то ни было частного или правительственного органа, который мог бы возложить на виновных ответственность за их преступления. Вместо наказания они создавали себе имя и становились героями в обществе (Быт. 6:4). Чтобы раз и на все времена продемонстрировать Свою верховную власть, Бог с помощью потопа наказал смертью весь старый мир, пощадив только Ноя и его семью.

После потопа, чтобы защитить человеческую жизнь, Бог проинструктировал Ноя, как поступать с убийцами: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека, ибо человек создан по образу Божьему» (Быт. 9:6). Для преступника, намеренно и бессердечно убившего того, кто создан по образу Божьему, наказанием было лишение жизни. Кто-то — позже некий правительственный орган — должен был получить право казнить убийцу. Это было начало гражданского правительства в самой примитивной форме. Так Бог разделил с человеком Свое верховное право казнить убийцу. Человеческое правительство и наказание смертью неразделимы, что подтвердил Павел в Рим. 13:1-7. Наказывать злодеев Бог предписал правительственным органам, и они «не напрасно носят меч». Говоря «меч», Павел употребил греческое слово махайра, которое означало меч палача (как в Деян 12:2). Такой меч был символом «права властей наказывать злодеев». Человеческое правительство, конечно, имеет свои недостатки. Иногда начальники злоупотребляют своей властью, а невиновных могут обвинить в преступлениях, которых они не совершали. Но даже несовершенное правительство лучше анархии (отсутствия правительства вообще), когда люди делают то, что им кажется правильным (Суд. 17:6; 18:1; 19:1; 21:25).

Благословение 4: завет ради сохранения жизни на земле (Быт. 9:15-17)

Завет, который Бог заключил с человеком после потопа, часто называют «Ноевым заветом», но это был не просто завет с Ноем и его семьей. Он был заключен со всем их «потомством» (Быт. 9:9) и «на все грядущие поколения» (Быт. 9:12; Международное Библейское Общество). Однако и на этом завет не заканчивался; он включал в себя «всякую душу живую» (Быт. 9:10, 12, 15). Божье обещание касалось людей, птиц, животных и всяких пресмыкающихся. Выжившим в потопе Бог дал безусловное обещание до конца времен: Он никогда больше не пошлет другой потоп разрушить все живое на земле. Благодаря этому человечество могло уже не впадать в отчаяние всякий раз, когда на горизонте появлялись зловещие грозовые тучи.

Обычно при заключении заветов в древнем мире условия соглашения возлагались на обе стороны. Однако этот завет Бог сделал обязательным только для Себя, не возложив никаких условий его действия на человечество. В качестве гарантии того, что Он исполнит этот «завет вечный» с человечеством (Быт. 9:16), Бог сделал «знамением» радугу, которую могли видеть все люди. Она будет свидетельствовать о Его верности Своему обещанию (9:12-17). Господня радуга в небе стала символом Божьей благодати после Его суда над грешным миром; она давала надежду будущим поколениям, что Господь больше никогда не уничтожит жизнь на земле всемирным потопом.

Несмотря на то, что все люди грешат (Рим. 3:23), Бог все равно жаждет благословлять Свое творение и посылать нам добрые дары (см. Мф. 5:45; 7:11). Единственный достойный ответ Тому, кто любит и защищает нас, заботится о нас и дает нам все необходимое, это любить и слушаться Его.

Ной в некотором смысле был вторым Адамом. Выйдя из ковчега, он со своей семьей вступил в новый мир, начисто омытый от нечестивости людей, живших до потопа.