Найти в Дзене
Просто о сложном

Роспотребнадзор рассказал, как правильно защитить права потребителю

Оглавление
Фото: Олег Серебрянский
Фото: Олег Серебрянский

Раз в год Роспотребнадзор в каждом округе Москвы устраивает встречи с жителями. Отправилась на подобное в Юго-Западном административном округе под видом покупателя, чтобы разузнать как защитить свои права в магазине.

Подхожу к месту проведения акции на третьем этаже торгового центра "Спектр". “Нарушались  ли ваши потребительские права?”, - спрашивает первый работник Роспотребнадзора. “Может вас обманывали в магазине?”, - задает вопрос второй.

"Ой, часто, особенно в продуктовых" - отвечаю им. Представители Роспотребнадзора понимающе качают головой и говорят, что на магазины продуктов возле дома приходит чаще всего жалоб.

“Просроченный товар, отсутствие цены, продукт ненадлежащего качества - вот жалобы, которые отдел  рассматривает. Но для начала с  претензией обратиться к  продавцу”, - объясняют защитники прав потребителей.

Если цена в чеке другая


Защитники прав потребителей объяснили, что сначала  нарушение следует зафиксировать фотокамерой мобильного телефона. Если  купили товар по одной цене, а в чеке у другая цена, то снимаете цену на прилавке и цену в чеке и предъявляете  на кассе продавцу или менеджеру.

“Если со стороны  продавца  нет никакой реакции, или присутствует, но отрицательная, пишете обращение в отдел защиты прав потребителей  и прикладываете фотографии. Это делается несколькими способами: через госуслуги, во вкладке “Обращение в Роспотребнадзор”, либо на нашем сайте 77.rospotrebnadzor.ru в разделе  “Обращение граждан”, -  рассказал эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в Юго-Западном административном округе города Москвы Владимир Перминов.

По словам Перминова, после подачи обращения, сотрудники проводят контрольные мероприятия и привлекают магазин к административной ответственности. “Обращаться лучше в территориальное отделение Роспотребнадзора по месту совершения нарушения”, - добавил Абубакар Банаев.

Фото: Олег Серебрянский
Фото: Олег Серебрянский

Если товар просрочен

Нередки случаи, что жители  покупают в магазине просроченный товар.  Такую покупку возвращайте в магазин и требуйте замену или деньги. Если товар отказываются принимать, а деньги возвращать, то наказать магазин можно при помощи Роспотребнадзора.

“Берете чек, фотографируете дату изготовления, срок годности и условия хранения детально, потому что у того же сливочного масла три вида срока годности в зависимости от температуры хранения: 60 дней, 90 дней и 120 дней. Чем холоднее условия хранения, тем выше срок годности у масла”, - сообщил Абубакар Банаев.

Если товар испорчен

Случается и такое,  что товар не просрочен, но после вскрытия упаковки, понятно, что в пищу продукт употреблять невозможно. Так произошло и со мной: купила дорогой арбуз, пришла домой, разрезала - а ягода – рассыпалась в труху. Пришлось выбросить..

“Надо было назад отнести, в магазин. Запомните, если продукт испорчен - возврат! Но тут один нюанс: если товар испорчен не по вашей вине. Если по дороге домой вы  не играли арбузом  в футбол, то деньги бы вернули или заменили товар, - возмутился Абубакар Банаев.  – Но есть и другие случаи,  например, что товар пропал и по вине покупателя: девушка купила эклеры и  возила сладости в машине в жару. Внешний вид вскоре испортился, и дама через суд доказывала вину производителя. Так ничего не доказала”, - добавил Владимир Перминов.

По словам защитников прав потребителей,  испорченный продукт  фотографируют,  прилагают  чек и пишут  в свободной форме претензию сначала в магазин, а в случае отказа - в Роспотребнадзор, приложив фотографии испорченного арбуза.

Если товар без цены


Отсутствие цены на товар - это тоже нарушение. Согласно закону о защите прав потребителей, покупатель имеет право получить  информацию о товаре.  Если цены нет,  то об этом стоит написать в жалобной книге, которую покупателю предоставляют по первому требованию.

“В большинстве  магазинов  жалобная книга есть, хотя ее наличие и не важно, как раньше. Как только выявили нарушение, требуете книгу жалоб и пишите претензию, оставляете  контакты и, если это сообщение игнорируют больше 10 дней, смело пишите в отдел. Запись в жалобной книге - это уже претензия. С этой копией идете в Роспотребнадзор за защитой прав”, - рассказал Владимир Перминов.

Рассмотрение жалобы

По словам Владимира Перминова, ответ на обращение жителей готовится в течение 30 дней, однако сама работа по факту нарушения проводится быстро.

“В отделе много жалоб. Только за прошлый год наш отдел защиты прав потребителей рассмотрел около четырех тысяч обращений жителей Юго-Западного округа. В 85 процентах случаев из 100 дела заканчиваются в пользу потребителя”, - добавил Абубакар Банаев.

Фото: Олег Серебрянский
Фото: Олег Серебрянский

Другие нарушения

Помимо продуктовых магазинов, у работников Роспотребнадзора много претензий к  фитнес-центрам. В пандемию коронавируса жители Юго-Запада столицы решили расторгнуть договоры с фитнес-клубами и вернуть часть денег. Это же происходило и с авиабилетами.

«Если покупателя  не устраивает качество предоставляемых услуг и гражданин  хочет расторгнуть договор, то Роспотребназор выступает в защиту прав в суде. “Сначала составляется  досудебная претензия, в которой пишется в свободной форме о желании расторгнуть договор и вернуть часть средств.

Что насчет экспертизы


Если купили телевизор, а голубой экран вышел из строя до момента истечения гарантии, то экспертизу проведут за счет продавца или производителя. А если гарантии на товар нет, то  за  счет покупателя. Если исследование покажет, что с товаром проблемы, то деньги вернут через суд.

Приложение "Честный знак"
Приложение "Честный знак"

Знак качества

В ближайшее время на некоторые товары будут нанесены QR-коды, которые позволят вычислить контрафактный товар. Штрихкоды появятся на сигаретах, обуви, духах, шинах, фотоаппаратах и других товарах.

“При наведении камеры телефона через приложение “Честный знак” на код, появляется информация о товаре.  В случае, если код не обнаружен, или информация отсутствует, это будет говорить о том, что товар оформлен не правильно”,  - Владимир Перминов.

Только за этот день к сотрудникам территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в Юго-Западном административном округе города Москвы за разъяснениями обратились 18 жителей. Абубакар Банаев и Владимир Перминов подробно рассмотрели ситуацию каждого покупателя, чьи права нарушались и дали четкие рекомендации, как действовать в дальнейшем.

По интересующим вопросам жители Юго-Западного округа Москвы  могут обратиться  по телефонам отдела по защите прав потребителей Роспотребнадзора по Юго-Западному округу: 8 495 -779-32-44 или 8 495 - 779 - 35-66.