Найти тему
Прекрасная эпоха

«Молод и крайне беспечен»: за что Екатерина II покарала внебрачного сына

«Разрушила материнский инстинкт в борьбе за престол», - так охарактеризовал Екатерину Великую в одном из своих романов Валентин Пикуль.

Сына держала подальше (чтоб не отобрал трон), внучку недолюбливала (потому что «страшненькая» и не мальчик). Григория Орлова из дворца удалила - надоел, как горькая редька, хоть и сам был не без греха. И даже внебрачный сын от упомянутого выше фаворита был сурово наказан. Не простила его матушка, а ведь материнское сердце должно все прощать…

Алексей Бобринский в младенчестве / Худ. Федор Рокотов.
Алексей Бобринский в младенчестве / Худ. Федор Рокотов.

А, впрочем, вся жизнь Алексея Григорьевича Бобринского (так назвали императорского бастарда) была наполнена тоской по материнской любви.

Сразу после рождения Екатерина передала младенца лакею, позже – камергеру Шкурину. В семействе Василия Григорьевича, наряду с другими детьми, воспитывался и незаконнорожденный сын императрицы. Правда, какое-то время он о том не знал.

Мальчик рос слабым, робким и застенчивым. К 13 годам по части образования хвалиться было особо нечем. Знал французский, немецкий языки, начало арифметики да малые сведения из географии. Для сравнения Екатерина в этом же возрасте знала английский, французский и итальянский языки, обучалась танцам, музыке, основам истории, географии и богословия. А по приезду в Россию (в 15) зубрила русский язык и русскую историю.

Потрет Алексея Бобринского /Худ. Карл Людвиг Христинек.
Потрет Алексея Бобринского /Худ. Карл Людвиг Христинек.

С матерью граф Бобринский виделся редко. Причем, все эти встречи были болезненны, как для ребенка, так и для родителей. Вот как описывает в своем романе «Фаворит» одно из свиданий Екатерины и Григория Орлова с сынишкой. Быть может, кому-то захочется покритиковать меня за использование цитат из Пикуля, но как тонко писатель передает момент!..

«Шкурин выводил к ним мальчика, пугливо взиравшего на редких и добрых гостей, которые, торопливо суетясь, заваливали его царскими подарками и сластями. Это был их сын — Алексей, по отчеству Григорьевич — граф Бобринский (от названия имения Бобрики), плод их любви, небывалой нежности, еще не испорченной... <…> Свидание длилось недолго. Подавленные, они отъезжали обратно. Орлов пришибленно молчал. Екатерина украдкой вытирала слезы. В такие моменты их руки были сцеплены в честном супружеском пожатии».*

Алексей всю свою жизнь о встречах с матерью будет писать в дневнике. Именовать ее будет уважительно - «императрица». И везде прослеживается стремление заслужить материнскую похвалу и любовь…

Портрет А.А. Бобринского / Худ. Яков Ромбауер, 1821.
Портрет А.А. Бобринского / Худ. Яков Ромбауер, 1821.

Из дневников Алексея Бобринского:

«Так мы и приехали в Эрмитаж. Государыня была уже там. Я имел счастье поцеловать у нея руку и приветствовать ее. Она играла в биллиард с Ланским. Она выиграла партию, начала другую и опять стала выигрывать. Она мне сказала, чтобы я кончил за нее партию, и я ее выиграл.. Ея Вел. Села в кресла и стала говорить со мною о предстоящем мне путешествии по России и о том, что следует сначала узнать свой край, а уже потом смотреть чужие. Она милостиво сказала мне, что надеется, что я доволен распоряжениями, сделанными относительно меня. У меня выступили слезы, и я едва удержался, чтобы не расплакаться. Через несколько времени она встала и ушла. Я имел счастье в другой раз поцеловать ея руку».

К слову, именно заграничная жизнь доведет Алексея Григорьевича до монастыря, а точнее – до замка в Лифляндии. В Европе молодой человек свяжется с дурной компанией, сильно растратится, чем и навлечет гнев своей всемогущей матушки.

«Этот юноша крайне беспечный, но я не считаю его ни злым, ни бесчестным, он молод и может быть вовлечен в очень дурные общества; он вывел из терпения тех, кто был при нем», - писала Екатерина о сыне.
Замок Оберпален. Источник фото: ru.wikipedia.org (*нарушает закон РФ).
Замок Оберпален. Источник фото: ru.wikipedia.org (*нарушает закон РФ).
Портрет Анны Владимировны Бобринской (в девичестве - баронессы Унгерн-Штернберг).
Портрет Анны Владимировны Бобринской (в девичестве - баронессы Унгерн-Штернберг).

В конце концов она потребовала, чтобы Бобринский покинул Лондон и отправился в Лифляндию (ныне – Эстонию). Здесь молодой человек, несмотря на просьбы о прощении, пробудет до самой кончины Екатерины Алексеевны. Сначала в городе Ревель (ныне – Таллин, столица), а затем, после женитьбы на местной баронессе, в замке Оберпален, который, к слову, стоит до сих пор. Правда, находится в весьма плачевном состоянии.

Было интересно? Ставьте лайк и подписывайтесь! Это помогает каналу развиваться. Приходите на мой новый канал - «Диетомама». Худеем вместе, а еще болтаем и приятно проводим время.

Читайте также:

Умерла в 17, счастья не познав: история нелюбимой внучки Екатерины II

Как сложилась судьба фаворита, который привел Екатерину II к власти

«В 24 выглядела на 40»: история некрасивой, но умной русской царевны