День рождения твой не на праздник похож,
Третье ноября.
В этот день никого ты в свой дом не зовёшь.
Впрочем, как и я.
В жизни, как обычно, нет гармонии...
Знаете, кому посвящена эта божественно прекрасная песня? Стихи написала много лет назад, в 1980-е гг., поэтесса Маргарита Пушкина, и посвящены они её приятелю, гениальному певцу и композитору Александру Градскому. Который родился как раз 3 ноября. Ноябрь - самый мерзкий месяц в году: дождь-снег, слякоть, сырость, холод, мало солнца. Но кому-то же надо рождаться и в это противное время года. Скорпион вообще благоволит талантам и целеустремлённости.
Год назад я написал статью на шахматную тему. При чём тут Александр Градский - станет понятно из прочтения статьи. И не столько шахматистам, сколь любителям хорошей поэзии.
Приятного прочтения, друзья!
Этот день был по-своему ярок,
Так же чист, как лежащий в гробу…
Воскресенье начиналось как прескверный день. Рано утром, ещё не было и часу, позвонил Дима Тушкин — не мог отыскать входа в ДК Свердлова, где должен был состояться крупный шахматный турнир.
Телефон позвонил и без спроса, и как-то без такта.
Я был тоже бестактен, ответив: «Ну что вам, чудак?»…
Только заснул — звонит супруга. Сообщает скорбную весть. Умер Александр Градский. Любимый певец. Духовный наставник. Все близкие знают, что значит для меня Градский.
Пусть мир торчит на паперти и слёзно просит истины,
И снова спит до одури, вины своей не мня,
А мы строчим по памяти, а мы кроим по выкройке
Одни и те же контуры стремянного ремня.
Его стихи и песни — как рекомендации на все случаи жизни, как прожить достойно в нашем непростом мире. «Быть таким, какой ты есть — В этом мужество и честь» — это же готовый девиз! И длинные завитые волосы, и дерзкое противостояние власть предержащим начальничкам — это всё от Градского.
А из этого ряда куда ж нам податься…
Коль молчал — всё равно не отмоешь клейма.
Стоит только лишь раз на посулы поддаться,
Не успеешь продаться — сгниёшь задарма…
С молчанием и с покорностью
Не пережить, не выжить.
Кто с такой скоростью
Обзавёлся вдруг совестью,
Тот новую задницу лижет. Оп… лижет…
Новый зад к языку верноподданных ближе.
Все на лыжи!
Новый лидер в пустыне лыжню проложил — все на лыжи!
Когда меня ставили перед нелёгким выбором — прогнуться перед нечистым на руку и нечестным начальством, но сохранить его благосклонность — или сохранить преданность юношеским идеалам благородства и чести ценой опалы, я вспоминал вот эти строки:
Пусть он связки пересмыкал,
Пусть не всяк его стих смекал,
Но зато он не пресмыкал-
Ся, как многие тут…
— и поступал так, что теперь, спустя время, могу честно рассказывать о своей жизни ученикам. Меня травили, лишали работы и премий, уменьшали размер будущей пенсии, не записывая года честной работы в трудовую книжку; у меня выговоров больше, чем медалей в спорте; мне нашёптывали, что надобно быть гибче.
Ах, время наше сучее!
Мятучее, ползучее
И прочее жульё…
Все партии разучены
И рукава засучены —
Готовы под ружьё.
Колонны перестроены,
Удвоены-утроены
Штабные штабеля.
А на вершине случая
В тоске благополучия
Цепные кобеля…
Высочайшее мастерство вокала. Лучший тенор всех времён и народов. Вот все говорят: Карузо, Карузо… Я вчера послушал — ничего особенного; мне Рабинович напел. То ли дело — Градский! Услышав его Риголетто:
La donna è mobile
Qual piuma al vento,
Muta d’accento — e di pensiero.
Sempre un amabile,
Leggiadro viso,
In pianto o in riso, — è menzognero,
я выучил итальянский язык. Не так чтобы полностью, но арию для пения — я ведь тоже в некотором смысле тенор.
Говорят, он был непрост в общении с коллегами. А что вы хотите — гений! Рядом разве кого поставишь… Он просто знал себе цену.
Но на лицах великих морщины другие -
И в других-то местах, и в других сторонах.
Они бросили камни — ты видишь круги от них
Разошлись по воде жить во все времена.
Великий человек не может не быть патриотом — великий русский человек. В начале 2000-х годов, когда к управлению Россией пришёл другой великий Человек, был объявлен конкурс на национальный гимн России со словами. Александр Градский перекроил старинный гимн 19-го века на музыку князя А. Львова:
Боже, нас всех храни!
Сильной, державной
Будет вовеки Россия-Мать!
Сильной на страх врагам,
Мудрой и славной
Будет вовеки Россия-Мать!
И вот в такой день мой Дима Тушкин выдаёт шахматную феерию на стартовавшем Мемориале Н.И. Вавилова! Поздно вечером не поленился приехать ко мне в школу, показал своё творчество. И я подумал: эти два события нужно зафиксировать и увековечить! Впервые предлагаю на суд взыскательному читателю комментарии к шахматным партиям, щедро снабжённые цитатами из песен великого маэстро.
Отнесут ли мой опус к разряду чудачеств удачных
Или просто забудут, как всё, про что можно забыть…
Надо сказать, что Дима Тушкин — это моя педагогическая гордость. Парнишка с пролетарских окраин. Его одноклассники уже давно нюхают клей в безумном перепихоне под закопчённым себе подобными небом. А Дима тянется к шахматам. То есть к прекрасному.
Путь его не увенчан непрерывными спортивными успехами. И наград у него поменьше иных, уже бросивших занятия. Но мне удалось привить ему главное: Тушкин любит шахматы в себе, а не себя в шахматах. И играет в настоящие ШАХМАТЫ, а не вымучивает трус-пердяйски какой-нибудь хредебют Бреда или «каменный анус d4-e3-f4».
Бессмертья?? Вам, двуногие кроты,
Не стоящие дня земного срока?
Пожалуй, жабы, ящерицы и глисты
Того же захотят, обидевшись глубоко.
Сколь раз мне приходилось выслушивать от руководства: Тушкин-де опозорил дзержинские шахматы, устроив драку со Слепыхом на нижегородском блиц-турнире, и тому подобное…
Нáстал час заката —
Маятник качнётся.
А без нас, ребята,
Драка не начнётся.
А без нас, ребята,
Драка не случится -
Надо ж нам когда-то
С жизнью разлучиться…
Я успокаивал: потерпите! Из этих ребят вырастут настоящие люди. Они не скурвились, не предали своего учителя. Как это сделали другие. В какой-то степени нас учил А. Градский:
И предложат им на выбор:
Пуля, нож, петля иль яд.
Или розги — или дыба,
Иль утопят, иль спалят.
Ведь от них все неудобства,
Неудобно долго жить.
Не угодно ль благородство
Да на плаху положить?
Это же наш культурный код — неприятие предательства:
Мы друзей за ошибки прощали,
Лишь измены простить не могли.
Тема предательства как высшего зла проходит красной нитью через всю большую русскую литературу.
Я совсем не был с ним знаком,
Но о друге мечтал таком,
Что меня не продаст тайком —
Хоть его жги огнём!
Они подросли. И стали достойно защищать честь школы им. А. Карпова на всероссийских командных соревнованиях. А руководство продолжало их принижать, постоянно ставя нам в пример учеников приближённых фаворитов. Тушкин обыгрывает кстовского мастера в разгромном стиле,
через неделю берёт в личессовском турнире за 100 минут рекордные 48 баллов — а нам в ответ насмехаются насчёт тухлости турнира. И не устают припоминать откровенную неудачу в Первенстве области, где Дима занял предпоследнее место с 2 очками из 9. Перепады в спортивных результатах — это, увы, тоже его фирменный знак.
Но Дима Тушкин и не думает унывать. Из раза в раз находя в себе силы для психологического воскресения. Потому что по-настоящему любит не себя на пьедесталах и дежурных фотах в официальных отчётах, а шахматы в себе — как Божий дар. У других нет такого богатства.
Ну, а если найдётся бродяга-провидец,
Все декреты правительств ему нипочём!
Он святыни хранил, точно сказочный витязь,
Но на муки уже обречён палачом.
И вот теперь обратимся к обещанным партиям.
Маятник качнётся -
Сердце замирает.
Что кому зачтётся -
Кто ж об этом знает…
Что кому по нраву,
Кто кого в опалу,
Что кому по праву
Выпало-попало.
Что судьба нам, братцы,
К ночи напророчит?
Станет улыбаться
Или не захочет…
Партия №1. Тушкин — Климычев.
Соперник — знаменитый дзержинский ветеран, четырёхкратный призёр Чемпионатов города, кандидат в мастера спорта, тренер школы им. А. Карпова.
Надрывается рабочий,
Стоя у станка.
Надоить крестьянка хочет
Больше молока.
Я пою, писатель пишет —
В-общем, всяк на ладан дышит.
Но над Ильичом — ни ветерка…
Ведь у Владимира у Ильича
Ни рака, ни паралича.
Не рубит он ни в чём с плеча
И не толкует, сгоряча…
Последние две строки песни — точно не про нашего Владимира Ильича: «Но морда просит кирпича // Аххуи… вана Лукича!» Наш Ильич (не Лукич!) — милейший, интеллигентнейший человек. Но после партии ходил, говорят, покрытый пунцовыми пятнами.
1.е4 с5 2. Кf3 Kc6 3. d4 cd 4. K:d4 Kf6.
Эту партию надо смотреть в свете встречи этих же соперников, которых судьба свела также в первом туре на недавнем Первенстве Дзержинска (02.10.21). Тогда Владимир Ильич сыграл 4. … g6?! 5. Ce2?! (лучше 5. с4, переходя к выгодной и надёжной схеме Мароци) 5. … Сg7 6. Ce3 Kf6 7. Kc3 0-0 8. 0-0 d5 9. ed K:d5 10. K:d5 Ф:d5 11. Cf3 Фd7 12. c3?! K:d4 13. C:d4 Фb5 14. C:g7 Kp:g7,
и вот теперь белые напрасно предложили трусливый размен ферзей: 15. Фе2?!
Подошедший к нашему анализу Саша Великжанин предложил 15. Фb3; я советую 15. b3 с подготовкой надвижения пешек ферзевого фланга и организацией отдалённой проходной. Дима же струхнул перед корифеем и получил ухудшающийся с каждым ходом эндшпиль: 15. … Ф:е2 16. С:е2 Се6 17. Лfd1?! (лучше 17. с4!?) Лаd8 18. a3? Cb3 19. Лd3 Л:d3 20. C:d3 Лd8 21. Ce4 b6 22. g3 Лd2 23. Ле1 е6 24. Сf3 Л:b2 25. Ле2 Лb1+ 26. Kpg2 Cc4 27. Лd2 Лс1, который благополучно и быстро проиграл.
Извлёк ли Тушкин урок из того поражения? Поглядим…
Кто рыбак, кто улов, а кто сеть — разъяснит ли,
Нам жизнь разъяснит ли…
5. Кс3 е6 6. Сf4 d6 7. Kdb5 e5 8. Cg5 a6 9. C:f6! gf.
Приходится бить пешкой. Не отдавать же ладью после 9. … Ф:f6? 10. Kc7+ и 11. К:а8 + -. Получается острый Челябинский вариант. Диму хлебом не корми…
10. Ка3 Се6 11. Кd5 b5 12. c3.
Ключевая позиция. И дёрнул же чёрт Ильича пойти 12. … f5?
Тушкин такого не прощает:
13. ef C:f5 14. Фf3!
Ля донна е мобиле! Кваль пьюм аль венто…
14. … Сd7.
В случае коварного 14. … Се6 ещё надо было найти идею 15. К:b5! (15. Kf6+?! Kpe7!! 16. Ф:с6 Кр:f6 =) 15. .. ab 16. C:b5 Лс8 17. Кb4! (17. Kf6+? Kpe7 18. C:c6 Л:с6! 19. Ф:с6 Кр:f6 =) 17. … e4! 18. Ф:е4 d5 19. Фе5 С:b4 20. Ф:h8+ Cf8 21. Ф:h7.
За две лёгкие фигуры у белых более чем достаточная компенсация в виде ладьи и четырёх добротных пешек. Полагаю, Тушкин бы нашёл.
Нежный запах в тубе роз
Навевает сладость грёз…
15. Кf6+ Kpe7 16. Kc2?!
При анализе мне показалось, что агрессивнее 16. Сd3.
«Угадайте, — говорит Дима, — какой ход сделал мой соперник?»
16. … Кре6?
Шаркающей кавалерийской походкой
В белом плаще с кровавым подбоем
Вышел из дворцовых пала-ат…
«Такие короли долго не живут!» — много лет говорил Диме Тушкину его учитель. Детские мечты заматовать короля в центре доски обрели реальность во взрослом соревновании.
17. Кd5. Чёрный король в матовой клетке!
17. … Ла7 18. Ксе3.
Я рекомендовал здесь 18. 0-0-0, подводя ладью на защиту коня.
Весь век просрали начисто, потворствуя язычеству,
Поддавшись увлечению и трёпу королей,
Но три нуля по качеству, и даже по количеству,
И явно по значению всё ж лучше двух нулей!
«Вы не понимаете, Алексей Вячеславович. Я хочу мат поставить!» Он уже ещё и дерзит! По-доброму, конечно. Знает ведь, что не обижусь. Потому что люблю.
18. … Фg5?
Решающая ошибка в уже тяжёлой позиции. Защищаться от мата следовало путём 18. … f6. Тогда форсированного мата не видно; пришлось бы перейти к позиционной атаке: 19. Сd3 Kpf7 20. Фh5+ Kpg7 21. Kf5+ C:f5 22. C:f5, и т.д.
19. h4 Фg6 20. Сd3!
Простенький одноходовый удар на тему отвлечения от поля f6.
Ленточка моя финишная,
Всё пройдёт — и ты примешь меня.
Нам не жить друг без друга!
Чёрные сдались.
Миниатюрный разгром кмс`а в 20 ходов украсил бы сборник избранных партий любого шахматиста!
Первый тайм мы уже отыграли,
И одно лишь сумели понять:
Чтоб тебя на земле не теряли,
Постарайся себя не терять!
Продолжение следует.