Найти тему
Будущее за нами!

Севморзавод: боль и радость моряка

Оглавление

В нашей большой и сильной стране есть достаточно много предприятий, которые фактически являются сферообразуюшими. Находясь у самых истоков, эти исполины веками создавали и множили отечественную продукцию, зарабатывая международный авторитет. Это и легендарный Уралвагонзавод, и Тульский машиностроительный, и Тульский (опять же) оружейный. В сфере судостроения безусловной легендой и исполином является Севастопольский морской завод

Прошлое

Являясь первым и старейшим производственным предприятием в городе, Севморзавод много раз переживал за свою 250-летнюю историю взлёты и падения. Со времён Империи, на верфях Севастополя закладывались мощнейшие боевые корабли, неоднократно дававшие достойный отпор туркам. И если начало Российскому флоту было положено Петром Первым на Балтике, то здесь - флот уверенно вышел на мировой уровень. Слава Севморзавода гремела по всей планете

В советские времена морской завод занимался преимущественно ремонтом, но помимо этого - строил плавкраны, которые и сейчас служат не одному государству. Долгое время, до открытия города и засилья туристов, именно на нём работал едва ли не каждый третий местный житель. Завод активно расширялся вдоль всего побережья, обрастал периферийными предприятиями за пределами Севастополя, обеспечивал граждан рабочими местами и качественной "побочной" продукцией вроде мебели и приборов - во многих домах до сих пор можно найти судовые осветительные приборы, бочки, шкафы, стулья и радиоприёмники, сделанные на этом производственном объединении

-2

Однако, наступили девяностые. Заводу-исполину, как и многим гигантам советской эпохи, стало тесно в сковавшем его, внезапно навалившемся рынке. Государственный заказ отсутствовал, однако завод был вполне конкурентоспособен и в сфере ремонта, и в сфере выпуска. Подвели, в первую очередь, хозяева

Украина вышла из СССР с самой развитой отраслью судостроения. Материальная и инженерная база превосходила российскую во много раз, чуть рядом держалась Прибалтика. Но ни ей, ни прибалтам, судостроение было не слишком нужно. Николаевские верфи, самые мощные и передовые, выпускающие маломерные суда, рыболовецкие траулеры, буксиры и многое другое, быстро меняли своих хозяев. Каждый новый олигарх набрасывался на них, выдавливал из старого, изношенного производства всё, что можно было, а затем - продавал за бесценок следующему алчному богачу

-3

Та же судьба настигла Одесские, Феодосийские и Керченские предприятия. По всему побережью Чёрного моря стояли коматозные заводы, где полтора человека стругали очередную яхту Макаревича

-4

Севморзавод держался молодцом. Его точно так же грабили и нещадно эксплуатировали, но заложенных при СССР запасов прочности хватило, чтобы он не пад под натиском перебрасывания олигархов. В конце концов, измотанный, но не сломленный, Севморзавод оказался в руках "шоколадного короля" - Петра Алексеевича Порошенко.

-5

При нём завод дожимался окончательно. Штат сокращался с каждым месяцем, поскольку специалисты высшего уровня зарабатывали меньше, чем кассир в Макдоналдсе, заказы были преимущественно на ремонт заграничных судов и постройку яхт, оборудование не менялось, а оттого - приходило в негодность (работники той эпохи говорят, что из пяти станков собирали один рабочий). Забрасывались целые цеха, а переферийные предприятия банкротились, пока Пётр заказывал те же самые спасжилеты, станции УКВ и навигационные огни, но из-за рубежа. Была разрушена и судостроительная школа - судостроительный техникум переформировали и начали готовить специалистов не по постройке, а по эксплуатации - чтобы работать на верфи стало некому

Фото 2013 года
Фото 2013 года

Но уничтожению Севморзавода препятствовал несломимый дух севастопольцев. Против закрытия завода проходили крупные митинги, бывшие работники без конца писали письма, полные праведного гнева и благородной ярости. Казалось, весь Севастополь готов восстать против этого кощунственного акта оккупантов. То, что делали с Севморзаводом стало личной драмой и трагедией каждого севастопольца. Учителя на классных часах красочно сожалели о его разграблении, продавцы в магазинах сообщали последние новости, а покупатели - внимательно слушали. Город, словно бы, готовился к очередной обороне, готовый, если потребуется, с оружием в руках отстаивать самое святое, что у него есть - его начало, его душу

Готовы были восстать и моряки - сотни нынешних капитанов в годы юности на летней практике сами варили там шпангоуты и устанавливали леера. Тысячи мотористов изучали там устройство машинного отделения, но ещё больше пост-советских моряков по всему миру понимали значимость этого завода. Понимали, что его нужно сохранить любой ценой

Фото 2009 года, что с него взять. Митинг в поддержку Севморзавода "СМЗ-226"
Фото 2009 года, что с него взять. Митинг в поддержку Севморзавода "СМЗ-226"

И как бы высоко ни сидели олигархи, они это почувствовали. Был создан заказ на два плавучих крана - плёвая работа для советского Завода, но почти неподъёмная для украинского. Поскольку модернизации не производилось, а штат всё уменьшался и уменьшался, работать приходилось в холоде, в голоде и почти круглосуточно. План владельца был прост и гениален в своём коварстве: дать работу, которая для обывателя будет казаться лёгкой, не обновляя оборудования, заставить людей выполнять заказ, а когда они не справятся по тысяче объективных причин - сказать, что завод "не способен ничего толкового сделать", что "советское наследие лежит балластом" и прочие слова для прикрытия

-8

Однако, пусть и большим скрипом изношенных станков и старых костей, но работа шла, и к 2014 году было готово несколько понтонов

Настоящее

Дальнейшие события вдохнули новую надежду в завод. Когда над главным корпусом поднялся российский флаг, первой мыслью многих севастопольцев было "Завод спасён!". Но не всё было так просто

-9

В Россию завод пришёл, можно сказать, в безнадёжном состоянии. Во время первой инспекции было выявлено, что оборудования, на котором допускается работать фактически нет, некоторые корпуса - в аварийном состоянии, а на одного сварщика приходится с десяток "менеджеров"

Возникла ситуация, при которой завод спасти почти невозможно, а закрытие будет повешено на Путина - как это было с производственными гигантами ранее - например, с приходом Путина к власти знаменитый ЗИЛ был по уши в долгах, свернул производство всей бытовой техники и периферии, грузовое отделение уже потерпело крах, а лимузины жили только на госзаказе. Но когда он закрылся все принялись вопить "девяностые пережили, а при Путине загнулись!", не понимая реальной ситуации

Заброшенная парикмахерская на заводской территории
Заброшенная парикмахерская на заводской территории

В направлении закрытия Севморзавода попытались сделать осторожные шаги - Севастополь ответил новыми митингами - не против власти или страны, мирный протест коснулся только реакции на возможное закрытие Завода

Тогда было принято одно из немногих решений, которое могло бы спасти ситуацию - раздел и поглощение. В результате юридических передач, из кластера Севморзавода были выделены несколько заводов поменьше - как 13-й судоремонтный, а сам СМЗ стал подконтрольным северной компании "Звёздочка" и вошёл в объединённую судостроительную корпорацию

Россия тоже дала заказ на несколько плавкранов, но теперь - проведя масштабные инвестиции, переделав многое, заменив оборудование. Конечно, инвестиции не оправдывают эти несчастные два крана, и с точки зрения слепого бизнеса - гораздо логичнее было бы закрыть завод, построить там жилой комплекс и закупать краны в Китае. Но, к счастью, время слепого бизнеса позади

С Малахова Кургана хорошо просматриваются неремонтированные цеха
С Малахова Кургана хорошо просматриваются неремонтированные цеха

На данный момент времени Севморзавод всё ещё очень далёк от своего былого величия. Основная его часть, расположенная к востоку от вокзала, отремонтирована лишь частично. В главных исторических зданиях "поселился" филиал МГУ и ГМУ Ушакова с общежитиями и тренажёрным центрами - эти здания блещут красотой новых белых стен и стеклопакетов. Среди гектаров, занятых цехами видны отремонтированные здания - по ночам там горит свет. Но большая часть - пока в запустении. В некоторых цехах провалена крыша, много где выбиты стёкла и видна ржавчина, а где-то - даже растёт трава и деревья

Реконструированные корпуса встречают гостей Севастополя с другой стороны бухты от вокзала и центра - но это преимущественно университетские здания. Сам завод отступил чуть к северо-востоку
Реконструированные корпуса встречают гостей Севастополя с другой стороны бухты от вокзала и центра - но это преимущественно университетские здания. Сам завод отступил чуть к северо-востоку

Заброшена и заварена подземная проходная - "севастополькое метро". Наверняка, не в лучшем состоянии и подземная часть - за 200 лет истории жестоких войн и героических работ на благо фронта, под корпусами образовался такой подземный город, что никакой "Азовстали" это и снится не могло. Вентиляционные грибки размером с комнату в общежитии то и дело мелькают в кустах и дворах при проезде по окрестностям. Разумеется, главные подземные сооружения сохранены и обеспечивают автономность - особенно сейчас. Но отдельные части огромного массива катакомб дают о себе знать, порой обнажая входы в бесконечные тёмные тоннели. 

-13

И судьба Севморзавода всё так же оставалась незавидной. Из внутренних источников было получено письмо, что документы о ликвидации предприятия уже подписаны и снос переферийных, не задействованных в постройке кранов на заказ, сооружений намечен на следующую весну.

Но...

Будущее

-14

К счастью, у Севастополя шикарный губернатор, каких в стране единицы. Развожаев - человек уровня Собянина, и умеет не словом, а делом возрождать город и его промышленность, а также - активно и упорно лоббировать интересы города

На прошлой неделе Развожаев смело и открыто заявил Путину, что Севморзаводу не дана необходимая для выживания нагрузка, строго потребовав увеличить заказ и сделать его оборонным предприятием. И указ был дан

Важно отметить, что когда вопросы решаются на таком уровне, и при том - открыто - назад пути уже нет. Подобно "Москвичу" и "Байкалу", проект будет доведён до конца, и Севморзавод ждёт новое перерождение. Заработают давно застывшие краны, поезда повезут металл, полумёртвые морские приборостроительные заводы начнут работать над электроникой для морских беспилотников. И это огромная победа, которая была бы невозможна без сильных людей у власти и СВО. Севморзавод ждёт новая жизнь. А вместе с ним новая жизнь ждёт и Севастополь - промышленный, научный и военный центр Чёрного моря, который сможет сбросить позорное клеймо "курорта"

Боль матросов за Завод, как и боль россиян за Севастополь уступят место радости и уверенности в светлом будущем