В нашей большой и сильной стране есть достаточно много предприятий, которые фактически являются сферообразуюшими. Находясь у самых истоков, эти исполины веками создавали и множили отечественную продукцию, зарабатывая международный авторитет. Это и легендарный Уралвагонзавод, и Тульский машиностроительный, и Тульский (опять же) оружейный. В сфере судостроения безусловной легендой и исполином является Севастопольский морской завод
Прошлое
Являясь первым и старейшим производственным предприятием в городе, Севморзавод много раз переживал за свою 250-летнюю историю взлёты и падения. Со времён Империи, на верфях Севастополя закладывались мощнейшие боевые корабли, неоднократно дававшие достойный отпор туркам. И если начало Российскому флоту было положено Петром Первым на Балтике, то здесь - флот уверенно вышел на мировой уровень. Слава Севморзавода гремела по всей планете
В советские времена морской завод занимался преимущественно ремонтом, но помимо этого - строил плавкраны, которые и сейчас служат не одному государству. Долгое время, до открытия города и засилья туристов, именно на нём работал едва ли не каждый третий местный житель. Завод активно расширялся вдоль всего побережья, обрастал периферийными предприятиями за пределами Севастополя, обеспечивал граждан рабочими местами и качественной "побочной" продукцией вроде мебели и приборов - во многих домах до сих пор можно найти судовые осветительные приборы, бочки, шкафы, стулья и радиоприёмники, сделанные на этом производственном объединении
Однако, наступили девяностые. Заводу-исполину, как и многим гигантам советской эпохи, стало тесно в сковавшем его, внезапно навалившемся рынке. Государственный заказ отсутствовал, однако завод был вполне конкурентоспособен и в сфере ремонта, и в сфере выпуска. Подвели, в первую очередь, хозяева
Украина вышла из СССР с самой развитой отраслью судостроения. Материальная и инженерная база превосходила российскую во много раз, чуть рядом держалась Прибалтика. Но ни ей, ни прибалтам, судостроение было не слишком нужно. Николаевские верфи, самые мощные и передовые, выпускающие маломерные суда, рыболовецкие траулеры, буксиры и многое другое, быстро меняли своих хозяев. Каждый новый олигарх набрасывался на них, выдавливал из старого, изношенного производства всё, что можно было, а затем - продавал за бесценок следующему алчному богачу
Та же судьба настигла Одесские, Феодосийские и Керченские предприятия. По всему побережью Чёрного моря стояли коматозные заводы, где полтора человека стругали очередную яхту Макаревича
Севморзавод держался молодцом. Его точно так же грабили и нещадно эксплуатировали, но заложенных при СССР запасов прочности хватило, чтобы он не пад под натиском перебрасывания олигархов. В конце концов, измотанный, но не сломленный, Севморзавод оказался в руках "шоколадного короля" - Петра Алексеевича Порошенко.
При нём завод дожимался окончательно. Штат сокращался с каждым месяцем, поскольку специалисты высшего уровня зарабатывали меньше, чем кассир в Макдоналдсе, заказы были преимущественно на ремонт заграничных судов и постройку яхт, оборудование не менялось, а оттого - приходило в негодность (работники той эпохи говорят, что из пяти станков собирали один рабочий). Забрасывались целые цеха, а переферийные предприятия банкротились, пока Пётр заказывал те же самые спасжилеты, станции УКВ и навигационные огни, но из-за рубежа. Была разрушена и судостроительная школа - судостроительный техникум переформировали и начали готовить специалистов не по постройке, а по эксплуатации - чтобы работать на верфи стало некому
Но уничтожению Севморзавода препятствовал несломимый дух севастопольцев. Против закрытия завода проходили крупные митинги, бывшие работники без конца писали письма, полные праведного гнева и благородной ярости. Казалось, весь Севастополь готов восстать против этого кощунственного акта оккупантов. То, что делали с Севморзаводом стало личной драмой и трагедией каждого севастопольца. Учителя на классных часах красочно сожалели о его разграблении, продавцы в магазинах сообщали последние новости, а покупатели - внимательно слушали. Город, словно бы, готовился к очередной обороне, готовый, если потребуется, с оружием в руках отстаивать самое святое, что у него есть - его начало, его душу
Готовы были восстать и моряки - сотни нынешних капитанов в годы юности на летней практике сами варили там шпангоуты и устанавливали леера. Тысячи мотористов изучали там устройство машинного отделения, но ещё больше пост-советских моряков по всему миру понимали значимость этого завода. Понимали, что его нужно сохранить любой ценой
И как бы высоко ни сидели олигархи, они это почувствовали. Был создан заказ на два плавучих крана - плёвая работа для советского Завода, но почти неподъёмная для украинского. Поскольку модернизации не производилось, а штат всё уменьшался и уменьшался, работать приходилось в холоде, в голоде и почти круглосуточно. План владельца был прост и гениален в своём коварстве: дать работу, которая для обывателя будет казаться лёгкой, не обновляя оборудования, заставить людей выполнять заказ, а когда они не справятся по тысяче объективных причин - сказать, что завод "не способен ничего толкового сделать", что "советское наследие лежит балластом" и прочие слова для прикрытия
Однако, пусть и большим скрипом изношенных станков и старых костей, но работа шла, и к 2014 году было готово несколько понтонов
Настоящее
Дальнейшие события вдохнули новую надежду в завод. Когда над главным корпусом поднялся российский флаг, первой мыслью многих севастопольцев было "Завод спасён!". Но не всё было так просто
В Россию завод пришёл, можно сказать, в безнадёжном состоянии. Во время первой инспекции было выявлено, что оборудования, на котором допускается работать фактически нет, некоторые корпуса - в аварийном состоянии, а на одного сварщика приходится с десяток "менеджеров"
Возникла ситуация, при которой завод спасти почти невозможно, а закрытие будет повешено на Путина - как это было с производственными гигантами ранее - например, с приходом Путина к власти знаменитый ЗИЛ был по уши в долгах, свернул производство всей бытовой техники и периферии, грузовое отделение уже потерпело крах, а лимузины жили только на госзаказе. Но когда он закрылся все принялись вопить "девяностые пережили, а при Путине загнулись!", не понимая реальной ситуации
В направлении закрытия Севморзавода попытались сделать осторожные шаги - Севастополь ответил новыми митингами - не против власти или страны, мирный протест коснулся только реакции на возможное закрытие Завода
Тогда было принято одно из немногих решений, которое могло бы спасти ситуацию - раздел и поглощение. В результате юридических передач, из кластера Севморзавода были выделены несколько заводов поменьше - как 13-й судоремонтный, а сам СМЗ стал подконтрольным северной компании "Звёздочка" и вошёл в объединённую судостроительную корпорацию
Россия тоже дала заказ на несколько плавкранов, но теперь - проведя масштабные инвестиции, переделав многое, заменив оборудование. Конечно, инвестиции не оправдывают эти несчастные два крана, и с точки зрения слепого бизнеса - гораздо логичнее было бы закрыть завод, построить там жилой комплекс и закупать краны в Китае. Но, к счастью, время слепого бизнеса позади
На данный момент времени Севморзавод всё ещё очень далёк от своего былого величия. Основная его часть, расположенная к востоку от вокзала, отремонтирована лишь частично. В главных исторических зданиях "поселился" филиал МГУ и ГМУ Ушакова с общежитиями и тренажёрным центрами - эти здания блещут красотой новых белых стен и стеклопакетов. Среди гектаров, занятых цехами видны отремонтированные здания - по ночам там горит свет. Но большая часть - пока в запустении. В некоторых цехах провалена крыша, много где выбиты стёкла и видна ржавчина, а где-то - даже растёт трава и деревья
Заброшена и заварена подземная проходная - "севастополькое метро". Наверняка, не в лучшем состоянии и подземная часть - за 200 лет истории жестоких войн и героических работ на благо фронта, под корпусами образовался такой подземный город, что никакой "Азовстали" это и снится не могло. Вентиляционные грибки размером с комнату в общежитии то и дело мелькают в кустах и дворах при проезде по окрестностям. Разумеется, главные подземные сооружения сохранены и обеспечивают автономность - особенно сейчас. Но отдельные части огромного массива катакомб дают о себе знать, порой обнажая входы в бесконечные тёмные тоннели.
И судьба Севморзавода всё так же оставалась незавидной. Из внутренних источников было получено письмо, что документы о ликвидации предприятия уже подписаны и снос переферийных, не задействованных в постройке кранов на заказ, сооружений намечен на следующую весну.
Но...
Будущее
К счастью, у Севастополя шикарный губернатор, каких в стране единицы. Развожаев - человек уровня Собянина, и умеет не словом, а делом возрождать город и его промышленность, а также - активно и упорно лоббировать интересы города
На прошлой неделе Развожаев смело и открыто заявил Путину, что Севморзаводу не дана необходимая для выживания нагрузка, строго потребовав увеличить заказ и сделать его оборонным предприятием. И указ был дан
Важно отметить, что когда вопросы решаются на таком уровне, и при том - открыто - назад пути уже нет. Подобно "Москвичу" и "Байкалу", проект будет доведён до конца, и Севморзавод ждёт новое перерождение. Заработают давно застывшие краны, поезда повезут металл, полумёртвые морские приборостроительные заводы начнут работать над электроникой для морских беспилотников. И это огромная победа, которая была бы невозможна без сильных людей у власти и СВО. Севморзавод ждёт новая жизнь. А вместе с ним новая жизнь ждёт и Севастополь - промышленный, научный и военный центр Чёрного моря, который сможет сбросить позорное клеймо "курорта"
Боль матросов за Завод, как и боль россиян за Севастополь уступят место радости и уверенности в светлом будущем