Падение Западной Римской Империи, традиционно, считается началом периода средневековья в Европе. Это время формирования национальностей и «европейского» менталитета с его особенностями типа мышления и культуры.
Фундаментом средневековой культуры являлась религия. К X-XI векам христианская церковь обрела колоссальное влияние практически во всех уголках Западной Европы. Тогда же началось и бурное культовое строительство.
Соборы стали одними из главных построек эпохи. Ими украшались немногочисленные, переживающие упадок, европейские города того времени, но, в большинстве случаев, они были частью монастырских ансамблей.
Монастыри, владели обширными подсобными хозяйствами и угодьями. В условиях непрерывных феодальных войн, они выполняли функцию убежища при нападении неприятеля. Главными постройками монастырей были соборы.
В качестве основы храмового зодчества строители стали использовать некоторые архитектурные решения, широко распространенные в Древнем Риме. Отсюда и берет название первый общеевропейский художественный стиль. Романский — значит «римский».
Он сформировался в искусстве Западной Европы к XI веку. На сегодняшний день большинство памятников романской архитектуры сохранились не в первозданном виде. Многое в них менялось и перестраивалось. В основу конструкции собора легла римская базилика. Её форму прекрасно приспособили к проведению массовых богослужений.
Что же представляли из себя христианские храмы-базилики? Это были прямоугольные здания, интерьер которых делился рядами колонн на несколько частей - нефов. Перевод слова «неф» - «корабль», отражал представление христиан о церкви как «ковчеге», на котором верующие спасутся от житейских бурь и «вплывут» в Царствие Божие.
Центральный или главный неф, имел, как правило, большую высоту, по сравнению с боковыми. В его верхней части располагались окна – главный источник освещения здания. Христианские базилики были строго ориентированы по сторонам света, с входом на западе. Полукруглый или многоугольный выступ – Апсида, всегда находился на востоке, и внутри него располагалась, самая важная, священная часть храма – алтарь.
Со временем, в конструкции здания появился поперечным неф – трансепт, что придало собору форму латинского креста. Это нововведение было важно не столько с утилитарной, практической, точки зрения, сколько являлось символической деталью. На пересечении главного нефа и трансепта, как правило, устанавливалась башня средокрестия.
С некоторых времен, обязательным архитектурным элементом становятся дозорные башни, которые, чаще всего, охраняли западный вход. Храмы этого периода внешне выглядели весьма сурово. Постепенно оформились и характерные черты романского стиля. Он отвечал запросам времени, в условиях постоянных войн, когда ещё не было четких государственных границ.
В романской архитектуре воплощалась идея – «мой дом – моя крепость». Зодчие мало заботились о внешней красоте построек, главное, чтобы здание было крепким и прочным. Мощь и монолитность, монументальность и внушительность, простота и некоторая мрачность — вот отличительные черты романского стиля.
Ранние постройки романского стиля имеют гладкие, массивные стены. На них практически отсутствовал декор, а окна-бойницы были редкими и небольшими. Для того чтобы выдержать грандиозный вес конструкции, колонны внутри здания, превращались в тяжелые столбы-опоры. Располагались они на близком расстоянии друг от друга и перекрывались сводами полуциркульной формы.
В интерьерах романских храмов так же, как и снаружи, господствовали гладкие каменные поверхности стен. Иногда они украшались скульптурным рельефом, но, чаще фресковой живописью, практически не сохранившейся до нашего времени. Сюжетами этих рельефов, скульптур и росписей становились не только библейские истории, но и народные предания и легенды.
Особенно ярко в них проявлялась любовь простого средневекового человека к всякого рода чудесам. Именно отсюда обилие химер, василисков и прочих сказочных существ. Наибольшую фантазию и изобретательность мастера проявляли при украшении западного фасада романских храмов. Там, согласно традиции, помещались сюжеты с изображением Страшного Суда и Апокалипсиса.
В центре таких композиций, как правило, господствовала фигура Христа – Великого Судьи, отделяющего праведников от грешников. С одной стороны от него помещались ангелы, принимающие под своё покровительство души блаженных, а по другую сторону изображались черти, увлекающие за собой преступников.
В то непростое время монастыри являлись очагами культуры. В их стенах строились школы, больницы и мастерские. Монастырские библиотеки этого времени были практически единственными книгохранилищами. В монастырях создавались произведения христианской религиозной литературы и расцветало искусство оформления книги, а также книжная миниатюра.
Все книги изготовлялись монахами-переписчиками. В средние века книга являлась предметом роскоши, она была настолько дорогой, что редко кто мог себе позволить приобрести хотя бы один экземпляр. Книги оформлялись драгоценными камнями, металлами и эмалью. Выписывалась каждая буква, особенно инициалы.
Человеческие фигуры рисовали плоскими, а для изображения иерархии применялся принцип разномасштабности персонажей. Пропорции сознательно искажались, отражая христианское представление о теле, как о «сосуде грехов». На изображениях отсутствовала правильная перспектива. Она заменялась делением плоскости на ярусы. Чем выше «этаж», тем он дальше от нас или ближе к божественному миру.
Все сюжеты изобразительного искусства носили символический и нравоучительный характер. Романский период - время формирования и становления такого самобытного явления средневековья, как рыцарская культура.
Рыцари строили себе замки-крепости, которые были не только жилищем, но и защищали их в период боевых действий. В их архитектуре также проявлялись черты романского стиля: лаконизм, суровость, брутальность, мощь и большая толщина каменной кладки стен. Архитектура рыцарских замков подчинялась главной функции – защиты хозяина. Такая крепость, как правило, сооружалась на горе или возвышенности, в труднодоступном месте.
Внутренние помещения замка были тёмными, тесными и холодными, с постоянными сквозняками, так как в каменной кладке зачастую оставались щели. Отсюда появилась традиция украшать стены замков шпалерами или гобеленами, которые хоть как-то утепляли жилище.
Древнейшим, дошедшим до нашего времени, средневековым ковром является гобелен, из собора Байе в Нормандии, длина которого 70 метров. Великолепные средневековые рыцарские замки сохранились до наших дней. Сегодня они украшают пейзаж стран Западной Европы. В них есть особая «романтическая» притягательность. Не случайно слова «романтизм» и «романский» - однокоренные.
Романская архитектура до сих пор поражает воображение своим обликом, простой величавостью и лаконизмом.