Недавно мне посчастливилось вживую «познакомится» с одним из редчайших произведений искусства - блюдом «Сельские глины».
Впервые, я увидела подобные вещи на выставке в Эрмитаже «Не верь глазам своим» и помню, была покорена невероятно реалистичными изображениями животных и насекомых, которые в странных позах расположились на керамической поверхности.
Тогда я узнала о великом ученом Бернаре Палисси и его страсти - создании предметов из керамики и поисках уникальных глазурей.
Все-таки в истории много доказательств того, что если человек–гений, то его дела останутся навсегда в истории человечества. И гению не могут помешать ни нищета, ни религиозные убеждения, ни интриги - они будут идти своим собственным путём.
Во Франции Палисси обожают, его роль во французской науке примерно сопоставима с ролью нашего великого ученого - Михаила Ломоносова.
Бернар Палисси был многогранной личностью: он и писатель и мыслитель, и геолог, и физик, и химик и агроном, ну и конечно же - керамист и художник по стеклу. Он оставил большой вклад в минералогии, химии, одним из первых выдвинул теорию происхождении окаменелостей.
Родился в начале 16 века на юге Франции и первые годы своей профессиональной деятельности работал живописцем по стеклу и землемером.
Однажды в одной из мастерских он увидел невероятной красоты керамический предмет, покрытый очень необычной белой глазурью. Возможно, это был одна из керамических вещей Сен-Поршер.
С тех пор в течении 15 лет он проводил эксперименты с созданием уникальных цветных глазурей. Тогда Бернар был беден и окружён кредиторами, и для обжига керамических изделий использовал мебель, доски от пола, но не бросал свои исследования.
В итоге он разработал рецепты цветных глазурей, так называемые «яшмовые поливы» и его изделия были настолько аутентичны, необычны и эффектны, что моментально покорили аристократов, а его покровителем стал герцог Анн-де-Монморанси - коннетабль Франции.
Фаянсы, изобретенные им, стали называться «сельской глиной»–«rustique figulines».
Первые его произведения были выполнены в виде огромных блюд, на которых располагались речные животные, жившие в окрестностях болот Сентонжа, родных для Палисси мест.
Обычно в середине блюда лежала огромная змея, а окружали ее лягушки, насекомые, рыбки и травы, которые выглядели так натурально, что казалось сейчас сбегут с тарелки.
Среди знати было очень популярно подавать подобные блюда на стол, чтобы гости пугались.
Палисси оставил документы, в которых была описана технология изготовления подобных блюд.
На оловянное блюдо он приклеивал настоящие ракушки, травы и цветы.
Животных, насекомых, пресмыкающихся прикреплял нитками к поверхности блюда и после этого покрывал слоем гипса. Получался слепок, благодаря которому он и делал свои керамические изделия.
После, он расписывал вещь, стараясь придерживаться правдоподобных красок и покрывал блюдо своей знаменитой глазурью, создававший эффект водной блестящей плёнки.
После переезда в Париж в 1564 году, он сменил творческий стиль и использовал в своем творчестве итальянские и французские гравюры на мифологические сюжеты.
Интересно, что Бернар Палисси был гугенотам, а его покровитель – герцог Анн-де-Монморанси принадлежал к самым видным вождям католической церкви, но никогда не отказывал в помощи своему опекаемому.
Когда в 1562 году католики расправлялись с гугенотами в городе Сэнт именно герцог смог защитить Бернара Палисси и повлиял на Екатерину Медичи - «покровительницу всяческих искусств», чтобы она помогла в освобождении ученого.
Бернар Палисси поселился в Ля-Рошели и получил звание «Королевский изобретатель сельской глины», где издал свой первый печатный труд.
Очень интересно этот документ характеризует личность своего автора, даже если судить по его заголовку: «Действительное средство, благодаря которому все жители Франции могут увеличить и умножить свое состояние. А также те, которые не имеют никаких научных познаний, смогут научиться философии, необходимой всем обитателям земли».
Думаю, сейчас Бернар Палисси стал бы очень популяризатором онлайн-образования и пытался всех научить как стать богатыми. Уже по этому заголовку можно судить, насколько он был уверен в себе и своих знаниях, а также в том, что это принесёт несомненную пользу окружающим.
Кстати, в этой же книге на титульном листе расположен девиз автора: «Бедность мешает преуспевать выдающимся умам».
Уже при французском дворе Палисси стал садовым архитектором и прославился созданием особых гротов.
Эти гроты были похожи на маленькие пещеры в скалах, покрытые мхом и растениями, среди которых прятались искусственные змеи, ящерицы, насекомые и другие животные. Все это было покрыто его особый блестящий глазурью. К сожалению, ни одного из гротов не сохранилось до наших дней.
Благодаря покровительству герцога и королевы-матери он смог пережить ужасную Варфоломеевскую ночь, прожил в Париже много лет, читал публичные лекции.
Но при Генрихе Третьем был арестован за свои религиозные убеждения и брошен в тюрьму, где и скончался в свои 80 лет.
Всю творческую деятельность Палисси можно разделить на три периода:
1. Фаянсовые предметы с яшмовой эмалью, состоящей из глазури синего, зелёного и фиолетового оттенков.
2. Произведения в стиле «сельские глины». Это крупные и неглубокие блюда и тарелки всегда овальной формы. Середина предмета представляет собой имитацию русла реки, где на островке лежит и греется змея.
В самой реке плавают речные обитатели, скользят рыбы ящерицы, ползут раки и насекомые. Все выглядит реалистично. Такие блюда и тарелки служили для украшений буфетов, кабинетов, и для шуточных сервировок.
3. Парижский. Предметы с растительным и геометрическим орнаментом. На них изображены сюжеты из древнегреческих мифов и библии.
Считается, что произведение третьего периода стоят ниже предметов второго периода, красочная палитра и эмаль становится бледнее, интенсивнее чем раньше.
Предметы Бернара Палисси в Париже были очень популярны, у Екатерины Медичи их насчитывалось не менее 180.
После смерти мастера его дело продолжалась сыновьями – Николя и Матюрином.
Ну и конечно, как не обойтись без подражателей.
Особенно популярными изделия Палисси стали в середине 19-го века, люди вновь стали увлекаться его биографией и этот интерес вызвал спрос на предметы в стиле Палисси.
Подражатели создавали вещи, которые копировались с изумительным совершенством.
Наверное, одним из важных отличий работ середины 19-го века от оригиналов 16-го – это сравнительно лёгкий вес изделий.
Многие работы как самого Палисси, так и его подражателей, хранятся в собраниях мировых музеев.
В том числе, блюда, хранящиеся в экспозиции Эрмитажа атрибутированы как Палисси, но под знаком вопроса.
То есть, даже хранители Эрмитажа не уверены в их окончательном происхождении, Палисси ли их делал или его имитаторы.
Блюдо, фотографии которого я вам представила выше было огромным и тяжелым, где то 50 см в длину.
Да, на нем были незначительные дефекты, и до конца не могу поверить, что оно могло принадлежать 16 столетию, поэтому буду как в Эрмитаже считать, что его сделал Палисси, «но это не точно»😂!
Ну как не любить свою работу? И да, оно ушло в частную коллекцию.