Найти тему
DECORO

Бернар Палисси и «сельские глины». Как речные гады покорили знать Франции

Недавно мне посчастливилось вживую «познакомится» с одним из редчайших  произведений искусства - блюдом «Сельские глины».

Впервые, я увидела подобные вещи на выставке в Эрмитаже «Не верь глазам своим» и помню, была покорена невероятно реалистичными изображениями животных и насекомых, которые в странных позах расположились на керамической поверхности.

Блюдо, экспозиция Эрмитажа. Франция XVII в.
Неизвестный мастер (последователь Б. Палисси)
Отформованная глина; полихромная свинцовая глазурь
50,0 × 38,5
Блюдо, экспозиция Эрмитажа. Франция XVII в. Неизвестный мастер (последователь Б. Палисси) Отформованная глина; полихромная свинцовая глазурь 50,0 × 38,5

Тогда я узнала о великом ученом Бернаре Палисси и его страсти - создании предметов из керамики и поисках уникальных глазурей.

Блюдо. экспозиция Эрмитажа. Франция, Вторая половина XVI в. Мастер (мастерская?) Б. Палисси
Отформованная глина; полихромная свинцовая глазурь
52,5 × 40,0
Блюдо. экспозиция Эрмитажа. Франция, Вторая половина XVI в. Мастер (мастерская?) Б. Палисси Отформованная глина; полихромная свинцовая глазурь 52,5 × 40,0

Все-таки в истории много доказательств того, что если человек–гений, то его дела останутся навсегда в истории человечества. И гению не могут помешать ни нищета, ни религиозные убеждения, ни интриги - они будут идти своим собственным путём.

БЕРНАР ПАЛИССИ
БЕРНАР ПАЛИССИ

Во Франции Палисси обожают, его роль во французской науке примерно сопоставима с ролью нашего великого ученого - Михаила Ломоносова.

Бернар Палисси был многогранной личностью: он и писатель и мыслитель, и геолог, и физик, и химик и агроном, ну и конечно же - керамист и художник по стеклу. Он оставил большой вклад в минералогии, химии, одним из первых выдвинул теорию происхождении окаменелостей.

Родился в начале 16 века на юге Франции и первые годы своей профессиональной деятельности работал живописцем по стеклу и землемером.

Однажды в одной из мастерских он увидел  невероятной красоты керамический предмет, покрытый очень необычной белой глазурью. Возможно, это был одна из керамических вещей Сен-Поршер.

Керамический сосуд Сен-Поршер. https://www.gazette-drouot.com/article/a-fleur-de-terre--3A-la-ceramique-de-saint-porchaire/6391
Керамический сосуд Сен-Поршер. https://www.gazette-drouot.com/article/a-fleur-de-terre--3A-la-ceramique-de-saint-porchaire/6391

С тех пор в течении 15 лет он проводил эксперименты с созданием уникальных цветных глазурей. Тогда Бернар был беден и окружён кредиторами, и для обжига керамических изделий использовал мебель, доски от пола, но не бросал свои исследования.

В итоге он разработал рецепты цветных глазурей, так называемые «яшмовые поливы» и его изделия были настолько аутентичны, необычны и эффектны, что моментально покорили аристократов, а его покровителем стал герцог Анн-де-Монморанси - коннетабль Франции.

Блюдо «Сельские глины». Мастер (мастерская?) Б. Палисси. Фото сделано лично автором
Блюдо «Сельские глины». Мастер (мастерская?) Б. Палисси. Фото сделано лично автором

Фаянсы, изобретенные им, стали называться «сельской глиной»–«rustique figulines».

Блюдо «Сельские глины». Мастер (мастерская?) Б. Палисси. Фото сделано лично автором
Блюдо «Сельские глины». Мастер (мастерская?) Б. Палисси. Фото сделано лично автором

Первые его произведения были выполнены в виде огромных блюд, на которых располагались речные животные, жившие в окрестностях болот Сентонжа, родных для Палисси мест.

Обычно в середине блюда лежала огромная змея, а окружали ее лягушки, насекомые, рыбки и травы, которые выглядели так натурально, что казалось сейчас сбегут с тарелки.

Блюдо «Сельские глины». Мастер (мастерская?) Б. Палисси. Фото сделано лично автором
Блюдо «Сельские глины». Мастер (мастерская?) Б. Палисси. Фото сделано лично автором

Среди знати было очень популярно подавать подобные блюда на стол, чтобы гости пугались.

Палисси оставил документы, в которых была описана технология изготовления подобных блюд.

На оловянное блюдо он приклеивал настоящие ракушки, травы и цветы.

Блюдо «Сельские глины». Мастер (мастерская?) Б. Палисси. Фото сделано лично автором
Блюдо «Сельские глины». Мастер (мастерская?) Б. Палисси. Фото сделано лично автором

Животных, насекомых, пресмыкающихся прикреплял нитками к поверхности блюда и после этого покрывал слоем гипса. Получался слепок, благодаря которому он и делал свои керамические изделия.

Блюдо «Сельские глины». Мастер (мастерская?) Б. Палисси. Фото автора
Блюдо «Сельские глины». Мастер (мастерская?) Б. Палисси. Фото автора

После, он расписывал вещь, стараясь придерживаться правдоподобных красок и покрывал блюдо своей знаменитой глазурью, создававший эффект водной блестящей плёнки.

После переезда в Париж в 1564 году, он сменил творческий стиль  и использовал в своем творчестве итальянские и французские гравюры на мифологические сюжеты.

Блюдо, Б.Палисси
Блюдо, Б.Палисси

Интересно, что Бернар Палисси был гугенотам, а его покровитель – герцог Анн-де-Монморанси принадлежал к самым видным вождям католической церкви, но никогда не отказывал в помощи своему опекаемому.

Когда в 1562 году католики расправлялись с гугенотами в городе Сэнт именно герцог смог защитить Бернара Палисси и повлиял на Екатерину Медичи - «покровительницу всяческих искусств», чтобы она помогла в освобождении ученого.

Фото блюда с аукциона Сотбис. Атрибутированно Палисси, ориентировочная стоимость 10000-15000 евро. https://www.sothebys.com/en/buy/auction/2022/hotel-lambert-une-collection-princiere-volume-ii-kunstkammer/a-palissy-type-moulded-large-dish-plat-aux
Фото блюда с аукциона Сотбис. Атрибутированно Палисси, ориентировочная стоимость 10000-15000 евро. https://www.sothebys.com/en/buy/auction/2022/hotel-lambert-une-collection-princiere-volume-ii-kunstkammer/a-palissy-type-moulded-large-dish-plat-aux

Бернар Палисси поселился в Ля-Рошели и получил звание «Королевский изобретатель сельской глины», где издал свой первый печатный труд.

Очень интересно этот документ характеризует личность своего автора, даже если судить по его заголовку: «Действительное средство, благодаря которому все жители Франции могут увеличить и умножить свое состояние. А также те, которые не имеют никаких научных познаний, смогут научиться философии, необходимой всем обитателям земли».

Думаю, сейчас Бернар Палисси стал бы очень популяризатором онлайн-образования и пытался всех научить как стать богатыми. Уже по этому заголовку можно судить, насколько он был уверен в себе и своих знаниях, а также в том, что это принесёт несомненную пользу окружающим.

блюдо Б.Палисси, коллекция музея Метрополитен. https://www.metmuseum.org/art/collection/search/201629
блюдо Б.Палисси, коллекция музея Метрополитен. https://www.metmuseum.org/art/collection/search/201629

Кстати, в этой же книге на титульном листе расположен девиз автора: «Бедность мешает преуспевать выдающимся умам».

Уже при французском дворе Палисси стал садовым архитектором и прославился созданием особых гротов.

Эти гроты были похожи на маленькие пещеры в скалах, покрытые мхом и растениями, среди которых прятались искусственные змеи, ящерицы, насекомые и другие животные. Все это было покрыто его особый блестящий глазурью. К сожалению, ни одного из гротов не сохранилось до наших дней.

блюдо Б.Палисси, коллекция музея Метрополитен. https://www.metmuseum.org
блюдо Б.Палисси, коллекция музея Метрополитен. https://www.metmuseum.org

Благодаря покровительству герцога и королевы-матери он смог пережить ужасную Варфоломеевскую ночь, прожил в Париже много лет, читал  публичные лекции.

Но при Генрихе Третьем был арестован за свои религиозные убеждения и брошен в тюрьму, где и скончался в свои 80 лет.

Всю творческую деятельность Палисси можно разделить на три периода:

1. Фаянсовые предметы с яшмовой эмалью, состоящей из глазури синего, зелёного и фиолетового оттенков.

Фигура русалки, коллекция музея Метрополитен. https://www.metmuseum.org
Фигура русалки, коллекция музея Метрополитен. https://www.metmuseum.org

2. Произведения в стиле «сельские глины». Это крупные и неглубокие блюда и тарелки всегда овальной формы. Середина предмета представляет собой имитацию русла реки, где на островке лежит и греется змея.

блюдо Б.Палисси, коллекция музея Метрополитен. https://www.metmuseum.org
блюдо Б.Палисси, коллекция музея Метрополитен. https://www.metmuseum.org

В самой реке плавают речные обитатели, скользят рыбы ящерицы, ползут раки и насекомые. Все выглядит реалистично. Такие блюда и тарелки служили для украшений буфетов, кабинетов, и для шуточных сервировок.

3.  Парижский. Предметы с растительным и геометрическим орнаментом. На них изображены сюжеты из древнегреческих мифов и библии.

блюдо Б.Палисси, коллекция музея Метрополитен. https://www.metmuseum.org
блюдо Б.Палисси, коллекция музея Метрополитен. https://www.metmuseum.org

Считается, что произведение третьего периода стоят ниже предметов второго периода, красочная палитра и эмаль становится бледнее, интенсивнее чем раньше.

Предметы Бернара Палисси в Париже были очень популярны, у Екатерины Медичи их насчитывалось не менее 180.

Фотоисточник Википедия
Фотоисточник Википедия

После смерти мастера его дело продолжалась сыновьями – Николя и Матюрином.

Ну и конечно, как не обойтись без подражателей. 

Особенно популярными изделия Палисси стали в середине 19-го века, люди вновь стали увлекаться его биографией и этот интерес вызвал спрос на предметы в стиле Палисси.

Подражатели создавали вещи, которые копировались с изумительным совершенством.

Подражатель середины 19 века Charles-Jean Avisseau . Коллекция музея Метрополитен
Подражатель середины 19 века Charles-Jean Avisseau . Коллекция музея Метрополитен

Наверное, одним из важных отличий работ середины 19-го века от оригиналов 16-го – это сравнительно лёгкий вес изделий. 

Многие работы как самого Палисси, так и его подражателей, хранятся в собраниях мировых музеев. 

В том числе, блюда, хранящиеся в экспозиции Эрмитажа атрибутированы как Палисси, но под знаком вопроса.

То есть, даже хранители Эрмитажа не уверены в их окончательном происхождении, Палисси ли их делал или его имитаторы.

Блюдо, фотографии которого я вам представила выше было огромным и тяжелым, где то 50 см в длину.

Посмотрите, как реалистично выполнен ужик, лягушонок и маленькая рыбешка. Фото сделано лично автором
Посмотрите, как реалистично выполнен ужик, лягушонок и маленькая рыбешка. Фото сделано лично автором

Да, на нем были незначительные дефекты, и до конца не могу поверить, что оно могло принадлежать 16 столетию, поэтому буду как в Эрмитаже считать, что его сделал Палисси, «но это не точно»😂!

Ну как не любить свою работу? И да, оно ушло в частную коллекцию.